ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-508/2014 от 13.05.2014 Енисейского районного суда (Красноярский край)

  Гражданское дело №2-508/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Енисейск 13 мая 2014 года

 Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

 председательствующего Ремизовой Е.П.,

 при секретаре Сушаковой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Средне-Сибирского управления Министерства культуры России к МКУ «Архив города Енисейска», администрации г.Енисейска о возложении обязанности,

 установил:

 Обратившись в суд Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (сокращенное наименование - Управление Минкультуры России по СФО, далее - Управление, истец), действующее на основании Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утверждённого приказом Минкультуры России от 29.07.2013 № 1054, осуществляющее государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в первоначальном иске просило понудить МКУ «Архив г. Енисейска» совершить действие, указанное в пункте 2 предписания Средне-Сибирского управления Минкультуры России от 30.03.2012 об устранении выявленных нарушений: оборудовать архивохранилища МКУ «Архив г. Енисейска» дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности.

 Свои требования истец мотивировал тем, что плановой выездной проверкой, проведённой Средне-Сибирским управлением Росохранкультуры в октябре 2011 года в отношении МКУ «Архив г. Енисейска» установлено, что в нарушение требования пункта 2.11.2.2 Правил, помещения архивохранилища МКУ «Архив г. Енисейска» не оборудованы дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности, что предусмотрено Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях в Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18.01.2007 №19. Неисполнение МКУ «Архив г.Енисейска» указанных Правил может привести к утрате архивных документов, являющихся культурными ценностями в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (статья 7), и нарушению конституционных прав неопределённого круга лиц, так как согласно пункту 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям.

 Затем истец требования уточнил, просит обязать ответчика установить две двери  с повышенной технической укрепленностью, оснащенными замками повышенной секретности, в помещении № 5,  расположенном на  1-этаже, в дверных проёмах южной и северной капитальных стен здания  по адресу: <адрес>, за счет средств местного бюджета муниципального образования г.Енисейск.

 В судебном заседании представитель истца - Средне-Сибирского управления Минкультуры России Кузнецов А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным в иске основаниям.

 Представитель соответчиков МКУ «Архив г.Енисейска», администрации города Енисейска Лифантьев Д.В. требования истца не оспаривал, поскольку установка дверей предусмотрена в рамках проведения реставрационных работ здания, в котором расположен муниципальный архив в соответствии с государственной программой «Подготовка к 400-летию г.Енисейска в 2019 году» на 2014 – 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края 30.09.2013 №511-п.

 Третье лицо – Архивное агентство Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие такового, в возражении на иск указало, что «Усадьба Евсеева», в которой расположен архив, была включена в перечень мероприятий долгосрочной целевой программы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2013 №413-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 №728-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Подготовка к 400-летию г.Енисейска в 2019 году» на 2013 – 2018 годы». Данная программа предусматривала в 2013 году выполнение научно-проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, с получением положительных заключений государственной экспертизы и государственной историко-культурной экспертизы. Действительно, как указывает истец, постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №511-п (вступило в силу 01.01.2014) вышеуказанные нормативно-правовые акты признаны утратившими силу, но данным же постановлением утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие культуры», которая включает в себя пять подпрограмм, в том числе подпрограмму №2 – «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году», сроки реализации которой 2014 – 2016 годы, с общим объемом финансирования – 913279100 руб., из них в 2014 году – 614431700 руб.. Согласно приложению №2 к подпрограмме «Подготовка к 400-летию г.Енисейска в 2019 году» в число мероприятий (п. 1.3.11) включена реставрация «Усадьбы Евсеева» в 2014 году, с объемом финансирования <данные изъяты> руб. Ответчик не уклоняется от обязанности выполнить законное предписание, а в целях рационального использования денежных средств, Агентство полагает возможным установить срок выполнения предписания в рамках запланированной реставрации Объекта в 2014 году.

 Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие такового. В возражении на иск указало, что в соответствии с разделом 2.3.1 названной выше Подпрограммы по подпункту 1.2 пункта 1, подпункту 1.3 пункта 1 мероприятий подпрограммы получателем бюджетных средств и государственным заказчиком является краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства», которое при необходимости в составе проектного задания на реставрационный работы по объекту культурного наследия учитывает элементы, связанные с приспособлением объекта к современным условиям эксплуатации, с последующим отражением в наименовании объекта видов работ, соответствующих требованиям Градостроительного кодекса РФ.

 Третье лицо – КГКУ «Управление капитального строительства» (по тексту – КГКУ «УКС»), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие такового. В возражении на иск указало, что в составе научно-проектной документации, выполненной ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» согласно государственному контракту от 13.06.2013 №04-5.02-13 на выполнение научно-проектной документации на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева, 1730 год», <адрес>, предусмотрена противопожарная дымозащитная металлическая дверь. Инженерно-техническая укрепленность объекта (в том числе двери) выполнена в соответствии с требованиями «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств»(утв. МВД РФ 06.11.2002). После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, выполнения необходимых действий по размещению государственного заказа в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2014 году предусмотрено выполнение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева, 1730» согласно государственной программе Красноярского края «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №511-п.

 Третье лицо - Министерство культуры Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие такового. В письменном отзыве указало, что в рамках государственной программы «Развитие культуры» по заказу министерства строительства и архитектуры Красноярского края будет разработана проектная документация по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева, 1730 года». В соответствии с ч.2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, только при наличии в проектной документации работ по оборудованию архивохранилища МКУ «Архив г.Енисейска» дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности, будет возможно проведение указанных работ. Сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева, 1730» будут определяться исходя из объемов работ и их финансирования.

 Третье лицо - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие такового. В возражении на иск указало, что Агентство не располагает информацией о проведении реставрационных работ «Усадьба Евсеева», расположенной по адресу: <адрес>, поскольку не является участником государственной программы «Развитие культуры».

 Третье лицо – ОАО Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация», в судебное заседание представителя не направило, в письменном отзыве указало, что проектная документация реставрационных работ «Усадьбы Евсеева» выполнена в соответствии с техническим заданием, требованиями нормативной документации, техническими регламентами и т.д., выдана заказчику в срок согласно государственному контракту №№ от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, необходимом для прохождения экспертизы. Замечаний по проектной документации не поступило. Инженерно-техническая укрепленность объекта принята в соответствии с требованиями РД 78.36.003-2002. Противопожарные дымозащитные металлические двери ДМП 01/60 (по спецификации на листе АР-17 позиция ДМ-1) с деревянными филенчатыми накладками с учетом, что здание является объектом культурного наследия, в связи с чем необходимо обеспечить не только безопасность, но и сохранение исторических элементов интерьеров, ведущих в хранилища в соответствии с требованиями РД 78.36.003-2002.

 Исследовав дело суд приходит к следующему.

 Здание «Дом Евсеева» («Усадьба Евсеева, 1730г.») нежилое, 2-этажное, общей площадью 481 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, а также земельный участок, общей площадью 347 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по этому же адресу находятся в собственности Субъекта РФ – <адрес>.

 Объект «Усадьба Евсеева, 1730г.» Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

 10.09.2007 между Управлением имущественных отношений администрации Красноярского края (Управление), Комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры (Госорган охраны памятников), МУ «Енисейский архив» (Пользователь) заключен договор безвозмездного пользования №№, по которому Управление передало, а Пользователь принял во временное владение и пользование нежилое здание общей площадью 400, 5 м2 (памятник истории и культуры «Дом Евсеева», реестровый номер №) краевой собственности, расположенное по адресу: <адрес>, для размещения архива. Срок действия договора установлен с 01.06.2004 по 01.06.2007. Пользователь обязался своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт здания и нести все расходы, связанные с его содержанием (п. 2.2.7). Реорганизация сторон, а также перемена собственника или владельца иных вещных прав на помещения не является основанием для изменения условий или расторжения настоящего договора (п. 5.1).

 01.09.2009 между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (Агентство), Министерством культуры Красноярского края (Госорган охраны памятников), МУ «Енисейский архив» подписано дополнительное соглашение №1 к названному выше договору, в соответствии с которым признано считать сторонами до договору безвозмездного пользования указанные в допсоглашении стороны в связи с реорганизацией.

 Плановой выездной проверкой, проведённой Средне-Сибирским управлением Росохранкультуры в октябре 2011 года в отношении МКУ «Архив г. Енисейска» установлено, что в нарушение требования пункта 2.11.2.2 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утверждённых приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 (далее - Правила), помещения архивохранилища МКУ «Архив г. Енисейска» не оборудованы дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности, о чем указано в акте от 20.10.2011 №№, в этот же день выдано предписание № № об устранении выявленных нарушений (нарушение указано в п.2 предписания).

 Между тем внеплановыми документарными и выездными проверками 30.03.2012, 31.01.2014 Управлением выявлено, что МКУ «Архив г. Енисейска» предписание в указанной части не исполнено, поскольку оборудование архивохранилищ дверьми с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности, запланировано  в рамках капитального ремонта здания МКУ «Архив города Енисейска» до 2014 года, о чем указано учреждением в письмах об исполнении предписания.

 Между тем, истец полагает, что проведение капитального ремонта не относится к исключительным обстоятельствам, объективно препятствующим выполнению ответчиком требования пункта 2 предписания от 30.03.2012 №П №. Занимаемое МКУ «Архив города Енисейска» здание по адресу: <адрес>, действительно является частью объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева» (далее -Объект) и требует проведения комплексных работ по его сохранению.

 Включение здания МКУ «Архив г. Енисейска» в ДЦП и иные целевые программы Красноярского края или Российской Федерации не является препятствием для оборудования архивохранилища МКУ «Архив г. Енисейска» дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности. Намерение в будущем выполнить работы по сохранению Объекта не может расцениваться как обстоятельство непреодолимой силы или неоспоримое свидетельство производства ремонтно-реставрационных работ в настоящем, действующее законодательство не ставит исполнение обязательных требований нормативных правовых актов в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств либо иных условий, связанных с материальным обеспечением лица (например, необходимостью проведения ремонта используемого здания).

 Таким образом, МКУ «Архив г.Енисейска» на протяжении нескольких лет (с 20.10.2011 года) уклонялся от обязанности выполнить законное требование Управления, изложенное в пункте 2 предписания от 30.03.2012 № №.

 В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения. Порядок хранения документов Архивного фонда Российской Федерации установлен статьей 18 Федерального закона № 125-ФЗ. Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 125-ФЗ пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Пунктом 19 статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ определено, что пользователь архивными документами - это государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации. Неисполнение МКУ «Архив г.Енисейска» требования пункта 2.11.2.2 Правил может привести к утрате архивных документов, являющихся культурными ценностями в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (статья 7), и нарушению конституционных прав неопределённого круга лиц, так как согласно пункту 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям.

 В соответствие с п. 2.11.1.1 названных выше Правил, под архивохранилищем понимаются помещения основного назначения, предназначенные для выполнения задач архива по хранению архивных документов. Состав, расположение, оборудование помещений основного назначения должны обеспечивать сохранность архивных документов на всех участках работы с ними, соблюдение требований технологии работ, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также рациональное взаимодействие подразделений архива. Согласно п. 2.11.1.2 Правил архивохранилище должно быть максимально удалено от лабораторных, производственных, бытовых помещений архива и не иметь общих с ними вентиляционных каналов. Архивохранилище отделяется от соседних помещений архива несгораемыми стенами и перекрытиями с пределами огнестойкости не менее двух часов. В архивохранилище не допускается прокладка труб водоснабжения и канализации, технологические или бытовые выводы воды.

 Основное архивохранилище ответчика находится в трёх приспособленных помещениях, расположенных на 1-м этаже здания, являющегося частью объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева, 1730 г.» (<адрес>), охраняемого государством на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Объект). На 2-м этаже здания архивные документы ранее постоянно хранились в помещении № (в настоящее время помещение не эксплуатируется).

 Согласно плану 1-го этажа здания, прилагаемого к акту технического состояния памятника истории и культуры, являющемуся неотъемлемой частью охранного обязательства от 10.07.2012 № пользователя Объектом, оформленного министерством культуры Красноярского края и 02.05.2012 согласованного Средне-Сибирским управлением Минкультуры России, помещения, оборудованные под архивохранилище, значатся под №№ 4, 5, 6. Вход в архивохранилище осуществляется через помещение № 5 из современной 2-этажной пристройки (тамбура), возведённой из шлакобетонных блоков. Также имеется второй вход в помещение № со стороны <адрес>. В настоящее время данный вход хоть и не используется, но не оборудован дверью с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенной замками повышенной секретности. В виду аварийного состояния перекрытий между помещениями № (на 1-м этаже) и № (на 2-м этаже), архивные документы временно размещены в основном архивохранилище и рабочих кабинетах сотрудников МКУ «Архив <адрес>».

 В связи с чем истец просит обязать ответчика установить две двери  с повышенной технической укрепленностью, оснащенных замками повышенной секретности, в помещении № 5,  расположенном на  1-этаже, в дверных проёмах южной и северной капитальных стен здания  по адресу: <адрес>.

 Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры» утвержден перечень мероприятий подпрограммы «Подготовка к 400-летию г.Енисейска в 2019 году» на 2014 – 2016 годы с указанием объема средств на их реализацию и ожидаемых результатов (Приложение №2), которым предусмотрено выполнение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба Евсеева» на 2014 года в сумме 38600 тыс. руб..

 В материалы дела приобщена проектная документация, выполненная ОАО Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» в соответствии с техническим заданием, которой предусмотрена противопожарная металлическая дверь ДМП 01/60 (по спецификации на листе АР-17 позиция ДМ-1) с деревянными филенчатыми накладками, между тем по мнению представителя истца Кузнецова А.А., одной двери в архивохранилище МКУ «Архив г.Енисейска» недостаточно.

 Согласно Уставу МКУ «Архив г.Енисейска» его учредителем является администрация г.Енисейска.

 На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Из сметы доходов и расходов МКУ «Архив г.Енисейска» на 2014 год видно, что на прочие работы, услуги в 2014 году предусмотрено финансирование расходов на общую сумму 121000 руб., и, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в указанные расходы входит уборка территории, текущий ремонт помещений архива, что явно недостаточно для выполнения требований предписания.

 В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель муниципального учреждения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества по правилам п.2 ст. 120 ГК РФ.

 В соответствии со ст.ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 Принимая во внимание, что предписание Управления Минкультуры России по СФО от 20.10.2011 года ответчиками не оспаривается, обязанность по обеспечению сохранности архивных документов Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации возложена непосредственно на муниципальный архив, то есть МКУ «Архив г.Енисейска», двери с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенные замками повышенной секретности до настоящего времени в муниципальном архиве не установлены, учитывая срок неисполнения предписания (более двух лет), что может привести к утрате архивных документов, суд признает заявленные исковые требованиями обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Исходя из изложенного, суд считает необходимым требования Управления Минкультуры России по СФО удовлетворить, обязать МКУ «Архив г.Енисейска» в срок до 1 февраля 2015 года оборудовать архивохранилище, расположенное по адресу: <адрес>, двумя дверями с повышенной технической укрепленностью, оснащенными замками повышенной секретности в помещении №5, расположенном на 1-этаже, в дверных проемах южной и северной капитальных стен здания. При этом, в связи с недостаточностью бюджетного финансирования муниципального учреждения, возложить на администрацию г.Енисейска муниципального образования город Енисейск обязанность по финансированию данных работ, что не исключает финансирование и в рамках государственной программы «Развитие культуры».

 Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования удовлетворить.

 Обязать МКУ «Архив г.Енисейска» в срок до 1 февраля 2015 года оборудовать архивохранилище, расположенное по адресу: <адрес>, двумя дверями с повышенной технической укрепленностью, оснащенными замками повышенной секретности в помещении №5, расположенном на 1-этаже, в дверных проемах южной и северной капитальных стен здания.

 Возложить на администрацию г.Енисейска муниципального образования город Енисейск обязанность обеспечить финансирование данных работ.

 Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд.

 Председательствующий Е.П. Ремизова

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

 <данные изъяты>