Дело № 2-508/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2021 года г.Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретаре Косинич Т.Ю.,
с участием: представителя процессуального истца заместителя Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Плеханова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и принять меры,
У С Т А Н О В И Л:
Змеиногорский межрайонный прокурор в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к МО Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и принять меры, указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ),
Проверкой установлено, что в нарушение положений законодательства администрацией Октябрьского сельсовета Змеиногорского района не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно в здании администрации сельсовета отсутствуют технические средства информации – информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации объекта, помещений, с использованием рельефно-линейного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Нарушения являются существенными, поскольку влекут за собой нарушение прав инвалидов. В адрес главы Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края вынесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит обязать Муниципальное образование Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края обеспечить размещение в здании по адресу ул. 40 лет Победы, д. 5, п. Октябрьский, Змеиногорский район, Алтайский край носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здание Октябрьского сельсовета по вышеуказанному адресу – вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного заседания представитель процессуального истца заместитель Змеиногорского межрайонного прокурора заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Муниципального образования Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.7Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как следует из ст.72 КонституцииРоссийской Федерации, социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников)дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности основывается, в том числе на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Закон) закреплено, что настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно- технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона в перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Частью 3 статьи 6 Закона предусмотрено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным созданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее по тексту –Свод правил), утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N904/пр.
Как следует из п. 4.1 Свода правил, требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения (далее по тексту - МГН).
В соответствии с п. 6.5.3 Свода правил, технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.
Согласно п. 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края.
По результатам проведенной проверки установлены нарушения вышеуказанных положений, администрацией Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, а именно в здании администрации сельсовета отсутствуют технические средства информации – информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации объекта, помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Выявленные нарушения являются существенными, поскольку влекут за собой нарушение прав инвалидов, что недопустимо.
С целью устранения вышеуказанных нарушений 14.10.2021 в адрес главы Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края вынесено представление, которое рассмотрено, нарушения до настоящего времени не устранены.
Из ответа администрации Октябрьского сельского совета Змеиногорского района Алтайского края от 19.10.2021 № 179 на представление, сообщено, что представление прокурора признано обоснованным, сообщено, что выявленные нарушения будут приведены в соответствие с действующим законодательством, путем принятия конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона: с лицами, допустившими нарушения, проведена разъяснительная работа по своевременному выполнению обязанностей по соблюдению Федерального закона от 24.11.1995 № 1841-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; по соглашению о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения из бюджета муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района № 101 от 17.05.2021 за счет средств районного бюджета выделено 16650 руб. и приобретено оборудование в полном объёме (технические средства информации и сигнализации) в местах массового посещения людей – в Доме культуры п. Октябрьский. Установка тактильных табличек будет проведена в ближайшее время; в бюджете Октябрьского поселения на 2021 год денежные средства на приобретение технических средств информации – информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) в здании администрации сельсовета не предусмотрены. Данный вопрос будет рассмотрен при формировании бюджета поселения на 2022 год; оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в совершении данных нарушений нет, так как нарушение малозначительное и не влечет за собой угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения являются существенными, поскольку влекут за собой нарушение прав инвалидов.
Ответчиком выявленные нарушения по зданию администрации Октябрьского сельсовета до настоящего времени не устранены, доказательств обратного в материалах дела не содержится и суду не представлено.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В связи с вышеизложенным, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Процессуальный истец просит установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 2 статьи206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
С учетом того, что бездействие ответчика создает препятствия для доступа в помещение граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) и существенно нарушает их законные права и интересы, суд полагает, что предлагаемый прокурором срок для устранения нарушений является разумным и достаточным.
Истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобожден в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Ответчик также в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Октябрьский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, в лице администрации Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и принять меры, удовлетворить в полном объёме.
Обязать администрацию Октябрьского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края обеспечить размещение в здании по адресу: ул. 40 лет Победы, д. 5, п. Октябрьский, Змеиногорский район, Алтайский край носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания Октябрьского сельсовета по вышеуказанному адресу – вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Сафронов
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2021.
Судья А.Ю. Сафронов