Саткинский городской суд Челябинской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саткинский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2- 509 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сатка 11 июля 2011 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Гилевич И.Н.,
с участием прокурора Стерликовой А.С.,
при секретаре Боковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному вечернему (сменному) общеобразовательному учреждению Центр образования о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному вечернему ( сменному) общеобразовательному учреждению Центр образования, Управлению земельными и имущественными отношениями администрации Саткинского муниципального района о понуждении к исполнению закона. Просит обязать Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности – Управление земельными и имущественными отношениями администрации Саткинского муниципального района получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в медицинском пункте, расположенном в здании Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования по адресу : в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства прокурор заявил об изменении исковых требований. Просит обязать Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования : оборудовать помещение под медицинский пункт в соответствии с предъявляемыми требованиями ; исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий ; собрать пакет документов, необходимых для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности в медицинском пункте Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования; направить соответствующую заявку и пакет документов в лицензирующий орган. Обязать администрацию Саткинского муниципального района разработать и представить на утверждение Собрания депутатов Саткинского муниципального района проект изменений в бюджет Саткинского муниципального района на 2011 год по увеличению бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в сфере общего образования в текущем финансовом году в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, на сумму расходов, необходимых для реализации мероприятий по лицензированию медицинской деятельности Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования ( л.д. 21-24).
Определением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Управление земельными и имущественными отношениями администрации Саткинского муниципального района на надлежащего ответчика Администрацию Саткинского муниципального района ( л.д. 41-42).
Определением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУЗ «Саткинская «Центральная районная больница» ( далее по тексту МУЗ «СЦРБ») ( л.д. 70-71).
В ходе дальнейшего судебного разбирательства прокурор изменил исковые требования. Просит обязать Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования ( далее по тексту МВСОУ ЦО) исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий на право осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете, расположенном в здании Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования по адресу . ( л.д. 81-84).
Определением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части к Муниципальному вечернему ( сменному ) общеобразовательному учреждению Центр образования о сборе пакета документов, необходимых для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности в медицинском пункте Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования; о направлении соответствующей заявки и пакета документов в лицензирующий орган. ; к Администрации Саткинского муниципального района о разработке и представлению на утверждение Собрания депутатов Саткинского муниципального района проекта изменений в бюджет Саткинского муниципального района на 2011 год по увеличению бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в сфере общего образования в текущем финансовом году в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, на сумму расходов, необходимых для реализации мероприятий по лицензированию медицинской деятельности Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования в связи с отказом прокурора от части иска.
В судебном заседании помощник Саткинского горпрокурора Стерликова А.С. настаивала на измененных исковых требованиях. Просит обязать Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий на право осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете, расположенном в здании Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования по адресу .
Представители ответчика Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования директор Чудакова О.С. и Дементьева М.А., действующая на основании доверенности (л.д. 18) измененные исковые требования не признали, ссылаясь на заключение Центром образования договора на оказание медицинских услуг ДД.ММ.ГГГГ с МУЗ «Саткинская ЦРБ».
Представитель соответчика МУЗ « Саткинская «Центральная районная больница Бурилова Л.В., действующая по доверенности ( л.д. 66) возражала против измененных исковых требований.
Третье лицо представитель Управления земельными и имущественными отношениями администрации Саткинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо Управление Росздравнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо представитель Территориального отдела в Саткинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Пунктом 19 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
При этом Закон Российской Федерации « Об образовании», Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников не содержат запрета оказывать все виды медицинской помощи в медицинском учреждении по месту прописки учащихся образовательного учреждения.
Обратившись с требованиями об обязании Муниципального вечернего ( сменного) общеобразовательного учреждения Центр образования исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий на право осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете, расположенном в здании Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования по адресу прокурор ссылается на то, что в нарушение требований действующего законодательства помещение медицинского кабинета МВСОУ ЦО установленным требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» не соответствует, наличие необходимого перечня оборудования и инструментария не обеспечено.В порядке, определенном ч. 11 ст. 39 Закона «Об образовании», МВСОУ ЦО договор с медицинским учреждением о предоставлении в пользование движимого и недвижимого имущества для медицинского обслуживания обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования не заключало. Указывает на осуществление медицинской деятельности в МВСОУ ЦО в отсутствии лицензии, что нарушает права учащихся и педагогов данного учебного заведения на получение квалифицированной медицинской помощи, соответствующей предъявляемым требованиям.
Между тем, достоверно установлено, что медицинский кабинет в МВСОУ ЦО закрыт в ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается прокурор в обоснование исковых требований расторгнут.
Из пояснений представителя ответчика МВСОУ ЦО Дементьевой М.А. в судебном заседании следует, что предметом договора от ДД.ММ.ГГГГ являлось осуществление сторонами совместных координированных действий с целью оказания доврачебной помощи детям, посещающим Центр образования. Образовательное учреждение по договору должно было предоставить исполнителю помещение, списки детей и т.д. В связи с тем, что в здании Центра образования нет возможности изыскать и обеспечить всем необходимым медицинский кабинет для этих целей, МУЗ «СЦРБ» не предоставила все необходимые документы о лицензировании деятельности медицинского работника, состоящего в штате МУЗ «СЦРБ» между сторонами в соответствии с п. 5.1 Договора, указанный договор был расторгнут и заключен новый договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым МУЗ «СЦРБ» оказывает все виды медицинской помощи по месту прописки ( регистрации) учащихся Центра образования, совместно с Центром организовывает и проводит углубленный медосмотр выездной комиссией 1 раз в год. Центр образования предоставляет исполнителю списки учащихся.
Из пояснений представителя МУЗ «СЦРБ» Буриловой Л.В. в судебном заседании следует, что действительно в настоящее время между МВСОУ ЦО и МУЗ «СЦРБ» действует договор на оказание медицинских услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
Согласно договора на оказание медицинских услуг № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнитель МУЗ «СЦРБ» обязан :оказывать все виды медицинской помощи по месту прописки учащихся Центра образования в рамках программы государственных гарантий РФ ( п.2.1.1). Совместно организовывать и проводить углубленный медицинский осмотр выездной комиссией раз в год в соответствии с программой государственных гарантий РФ (п. 2.1.2). Заказчик МВСОУ ЦО обязан; предоставить исполнителю поименный список учащихся, посещающих общеобразовательное учреждение, с указанием адреса прописки по состоянию на 1 сентября, а также иную информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему договору, по требованию Исполнителя ( п. 2.2.1).Подготовить учащихся к проведению медосмотров ( п. 2.2.2) ( л.д. 39).
Поскольку между МВСОУ ЦО и МУЗ «СЦРБ» действует указанный договор на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ доводы прокурора, касающиеся осуществления медицинской деятельности МВСОУ ЦО в отсутствии лицензии являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»:лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензирование- мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающие наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований, и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия на право осуществления медицинской деятельности выдается лицензирующим органом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензирующие органы осуществляют полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
В соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия предоставляет право осуществления соответствующего вида деятельности лишь по определенным адресам, указанным в лицензии как места осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом, лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности с последующим переоформлением лицензии.
Установлено, что штатным расписанием и Уставом МВСОУ ЦО должность медицинских работников не предусмотрена. МУЗ «СЦРБ», в штате которой состоят медицинские работники, обслуживающие данное общеобразовательное учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности согласно приложениям ( л.д.150-179).
Медицинский пункт МВСОУ ЦО не указан в лицензии МУЗ «СЦРБ» как место осуществления медицинской деятельности. Прокурором требований к МУЗ «СЦРБ» не заявляется.
Имеющееся в материалах дела постановление Главы Саткинского муниципального района №1212 от 26.06.2008 года « О лицензировании медицинской деятельности в образовательных учреждениях района» не может быть положено судом в основу решения для удовлетворения иска поскольку указанное постановление не содержит обязательных предписаний для МВСОУ ЦО, а лишь касается утверждения состава рабочей группы по проведению процедуры лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях всех видов. МУ «Общее образование» до ДД.ММ.ГГГГ постановлением предписано организовать подготовку и предоставление образовательными учреждениями Саткинского муниципального района в лицензирующий орган документов, необходимых для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Между тем суд учитывает, что имеется поручение Заместителя Губернатора Челябинской области от 27.05.2011 года №03/2498 «О лицензировании медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений района» ( л.д. 108) и в соответствии с данным поручением МУ «Управление образование» Саткинского муниципального района издан приказ № 637 от 01.07.2011 года « «О лицензировании медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений района», который не содержит указаний относительно лицензирования и подготовки к прохождению процедуры лицензирования в отношении МВСОУ ЦО ( л.д. 102-107).
Согласно указанного поручения Заместителя Губернатора Челябинской области от 27.05.2011 года №03/2498 «О лицензировании медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений района» если проектом здания общеобразовательного учреждения не предусмотрены площади для деятельности медицинского кабинета, то медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается в медицинском учреждении на основании договора, заключаемого между общеобразовательным учреждением и учреждением здравоохранения.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что МВСОУ ЦО расположено в жилом доме по адресу , на первом этаже и проектом на нежилое помещение не предусмотрены площади для деятельности медицинского кабинета, которые соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02( л.д.129-136).
Доказательств обратного прокурором не представлено, а судом не добыто.
Согласно п. 2.3 Устава МВСОУ ЦО медицинское обслуживание в Учреждении обеспечивается специально закрепленным медицинским персоналом, который наряду с администрацией учреждения несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся. Учреждение предоставляет соответствующее помещение для работы медицинских работников ( л.д. 9).
Из пояснений представителя ответчика МВСОУ ЦО Чудаковой О.С. в судебном заседании следует, что в связи с заключением договора на оказание медицинских услуг ДД.ММ.ГГГГ в Устав МВСОУ ЦО вносятся изменения, которые находятся на согласовании в МУ «Управление образования», п.2.3 Устава в новой редакции будет предусматривать, что медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается в медицинском учреждении на основании договора, заключаемого между Учреждением и учреждением здравоохранения.
Данных о том, что заключение договора на оказание медицинских услуг ДД.ММ.ГГГГ нарушает права учащихся и педагогов учебного заведения на получение квалифицированной медицинской помощи судом не добыто, а прокурором не представлено.
Кроме того, следует учесть, что иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
Между тем, круг лиц, посещающих МВСОУ ЦО определен списком ( л.д. 117-128).
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации » в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194.198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Прокурора города Сатка к Муниципальному вечернему ( сменному) общеобразовательному учреждению Центр образования об обязании Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования исполнить требования законодательства о лицензировании и специальных нормативных актов по созданию необходимых для лицензирования условий на право осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете, расположенном в здании Муниципальное вечернее ( сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования по адресу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий : Гилевич И.Н.