Дело № 2-5095/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2016 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Мамедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,
у с т а н о в и л:
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту - Департамент); просит возложить на ответчика обязанность предоставить ее несовершеннолетней дочери место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории города Перми с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
В обоснование требований указано, что Департаментом образования администрации г. Перми отказано в предоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении, чем нарушается право несовершеннолетнего на получение образования в дошкольной образовательной организации, ссылаясь на положения на Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Устав города Перми», принятый Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Конституцию Российской Федерации просит удовлетворить заявленные требования.
Истец – ФИО2 – в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении требований настаивала в полном объеме, указав, что до настоящего времени место в МДОУ не предоставлено (л.д. 17, 44, 45).
Ответчик – Департамент образования администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 18). Представил письменный отзыв на иск (л.д. 19-22), из содержания которого следует, что Департамент с иском не согласен, органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. На территории города Перми существует муниципальная сеть - 148 МДОУ. Кроме того, органами местного самоуправления г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. Также указывает, что законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством администрацией г. Перми утвержден порядок организации дошкольного образования, присмотра и ухода на территории г. Перми, закрепленный в постановлении администрации г. Перми от 01.03.2013г. № 112, в соответствии с которым, комплектование МОУ осуществляется с февраля по май текущего года, с июня текущего года – распределение и направление детей в МДОУ г. Перми для предоставления услуги дошкольного образования путем выдачи направлений в МОУ г. Перми согласно перечню закрепленных за МОУ территорий г. Перми: в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием; с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МОУ по дате рождения детей. ФИО1 состоит в регистре для определения в МДОУ по Дзержинскому району г. Перми. Вместе с тем, в связи с укомплектованием на ДД.ММ.ГГГГ МДОУ, предоставить путевку в настоящее время не представляется возможным. Прием ФИО4 в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, которым определено количество детей в группе. Также указано, что администрацией г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в частности в 2013г. дошкольная сеть г. Перми увеличилась на 2554 места, в 2014 г. – на 4176 мест, к ДД.ММ.ГГГГ открыто 5 ДОУ на 830 мест. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Оценив доводы искового заявления, учитывая мнение истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела, считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
В соответствии ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
В образовательной организации могут быть организованы также:
группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ФИО5 и ФИО2 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 6), данные лица зарегистрированы по месту жительства на территории Дзержинского района г. Перми по ул. <данные изъяты> (л.д. 10), фактически проживают на территории данного района, что ответчиком не оспаривается.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д. 7-8), направленном в адрес истца, Департамент образования администрации г. Перми указывает, что место в детском саду ФИО1 не предлагалось по причине отсутствия свободных мест.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя ФИО1, противопоказаний к посещению детского дошкольного учреждения не имеет, достигла установленного Законом возраста, в связи с чем, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Ее законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получил, что свидетельствует о наличии нарушения права несовершеннолетней на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.
Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, следует, что департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми (п. 1.1).
Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).
Ответчиком суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Указанные в письменном отзыве о проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта мероприятий по увеличению мест в дошкольных учреждениях не свидетельствуют о том, что указанные меры являются исчерпывающими по обеспечению несовершеннолетней получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Доводы представителя ответчика, содержащиеся в письменных возражениях, о том, что удовлетворение исковых требований повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, с учетом непредставления ответчиком бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что возложение обязанности о предоставлении ФИО1 места в детском саду повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13 и условий лицензии, основанием к отказу в удовлетворении исковых требования не являются.
Ссылка на п. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о возможности отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест, несостоятельна, поскольку указанная правовая норма предусматривает отказ в приеме муниципальной образовательной организацией, а не органом самоуправления, на который Законом возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При таких обстоятельствах следует возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Перми, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд считает необходимым признать то обстоятельство, что, несмотря на то, что место в дошкольном образовательном учреждении в силу действующего законодательства должно быть предоставлено ФИО1 в пределах г. Перми как муниципального городского округа, данное дошкольное образовательное учреждение должно быть предоставлено в пределах доступности его посещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на Департамент образования администрации города Перми обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Перми с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий (Е.Г.Курнаева)