ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5096/2013 от 22.08.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-5096/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2013 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Кардаш В.В.,

при секретаре Волнистой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1, ссылаясь на следующее. Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 её отец ФИО2 подал заявление о предоставлении места в детском саду его дочери ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом им были предоставлены документы, подтверждающие право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении как семье военнослужащего. Место в детском саду ФИО1 предоставлено не было, при этом из протокола приема родителей (лиц, их заменяющих) на распределении мест в ДОУ № предшкольной группы на 2013-2014 учебный год от ДД.ММ.ГГГГ следует, что места в нарушение установленного порядка очередности предоставления мест в дошкольном образовательном учреждении в нарушение прав детей, имеющих право на первоочередное предоставление мест в детском саде, были распределены между детьми из списка общей очереди, не обладающими какими-либо льготами при распределении мест. Указанное подтверждается показателями итоговой таблицы по комплектованию ДОУ №, из которой видно, что в первую младшую группу с 2 до 3 лет выдано всего 25 направлений, из них по льготам – 5, по очереди – 20. Не предоставление места в ДОУ ФИО1 в нарушение положений действующего законодательства, при наличии подтвержденной льготы нарушает её конституционное право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. При этом, действующим законом не предусмотрено право органов образования и МБДОУ определять пропорции при распределении мест между лицами, имеющими право на льготы и лицами, не имеющими такой льготы. По смыслу закона лица, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение места в ДОУ, должны быть обеспечены местом вне зависимости от установленной образовательным учреждением пропорции. В противном случае нормы закона теряют смысл. Прокурор просит обязать Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в дошкольном образовательном учреждении на территории города Читы в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Рязанцева  Т.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила.

Законный представитель несовершеннолетней истицы ФИО1 – ФИО1 в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» сучков   А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. В отзыве на исковое заявление указывает на то, что при комплектовании мест в детских садах №, №, №, №, № нарушений очередности предоставления мест, а также ограничения законного права ФИО9 на получение доступа к бесплатному дошкольному образованию допущено не было. В настоящее время свободных мест в детских садах не имеется. Превышение наполняемости в группах в дошкольных образовательных учреждениях является грубым нарушением санитарных норм, за которое должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности. В настоящее время в МБДОУ городского округа «Город Чита» получение дошкольного образования возможно через следующие формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания и центры игровой поддержки ребенка (для детей в возрасте с 1,5 до 3 лет), лекотеки (для детей-инвалидов), службы ранней помощи ребенка, группы предшкольной подготовки, то есть обеспечение гарантированного права на образование может осуществляться не только путем ежедневного 10,5 или 12 часового пребывания в ДОУ. Кроме того, предоставлением ФИО10 места в дошкольном образовательном учреждении будут нарушены права более 300 детей, в том числе более 90, имеющих права на льготу, которые достигли более старшего возраста и были поставлены на учет в «Книге будущих воспитанников» ранее чем ФИО10

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив все в совокупности с действующим законодательством, приходит к следующему.

В соответствии ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (далее – Закон РФ «Об образовании») под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В силу п. 3 ст. 5 вышеуказанного Закона, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех типов регулируется Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 года № 2562.

В соответствии с п.25 вышеназванного Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном учреждении определяется учредителем (п.29).

Приказом председателя комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 21.08.2012 года № 452 утверждена единая городская комиссия по распределению мест в дошкольные образовательные учреждения на 2012-2013 учебный год.

Приказом председателя комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 18.04.2013 года № 245 утверждено Положение о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы.

Согласно п. 2.1 вышеназванного Положения к полномочиям комиссии относится комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (далее – МБДОУ). Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что в МБДОУ направляются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом даты регистрации, права внеочередного и первоочередного получения места в ДОУ и нормативной наполняемости групп. Направление (распределение) мест в МБДОУ осуществляется один раз в год в период комплектования (май-июнь) (п. 4.6 Положения). В соответствии с п. 4.9. Положения дети военнослужащих имеют право получение места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке.

Из свидетельства о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что её родителями являются ФИО2 и ФИО1.

Согласно уведомлению о постановке на учет ребенка в едином муниципальном электронном банке данных «Книга будущих воспитанников МДОУ» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на учет в единой городской комиссии ДД.ММ.ГГГГ.

Из протоколов по распределению мест в ДОУ № и ДОУ № следует, что у ФИО1 указана льгота – «военный», то есть ребенок военнослужащего.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходит военную службу в <данные изъяты> <адрес>. Факт прохождения военной службы ФИО2 подтверждается также копией его удостоверения личности.

Согласно договору найма без права прописки ФИО2 снял у ФИО11 квартиру по адресу <адрес>

Из протокола приема родителей (лиц, их заменяющих) на распределении мест в ДОУ № предшкольной группы МБОШИ №ДД.ММ.ГГГГ-2014 учебный год от ДД.ММ.ГГГГ места следует, что в нарушение установленного порядка очередности предоставления мест в дошкольном образовательном учреждении в нарушение прав детей, имеющих право на первоочередное предоставление мест в детском саде, были распределены между детьми из списка общей очереди, не обладающими какими-либо льготами при распределении мест.

Указанное подтверждается показателями итоговой таблицы по комплектованию ДОУ №, из которой видно, что в ясельную группу с 2 до 3 лет выдано всего 25 направлений, из них по льготам – 5, по очереди – 20.

В соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.

Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, факт того, что ФИО1 имеет первоочередное право на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку является ребенком военнослужащего.

Не предоставление места в ДОУ ФИО1 в нарушение положений действующего законодательства, при наличии подтвержденной льготы нарушает её конституционное право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

При этом, действующим законом не предусмотрено право органов образования и МБДОУ определять пропорции при распределении мест между лицами, имеющими право на льготы и лицами, не имеющими такой льготы. По смыслу закона лица, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение места в ДОУ, должны быть обеспечены местом вне зависимости от установленной образовательным учреждением пропорции. В противном случае нормы закона теряют смысл.

Доводы ответчика о том, что в случае превышения наполняемости учреждения будут нарушены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, что может повлечь привлечение к административной ответственности должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют значения для дела.

Ссылка на отсутствие свободных мест в функционирующих дошкольных учреждениях не может быть принята судом, как юридически значимое обстоятельство, поскольку, реализуя предоставленные муниципальному образованию полномочия, орган местного самоуправления обязан предвидеть существующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Железнодорожного района г.Читы, заявленные в интересах несовершеннолетней ФИО1, являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах несовершеннолетней ФИО1 удовлетворить.

Обязать Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в дошкольном образовательном учреждении на территории города Читы в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2013 года.

Судья:                         Кардаш В.В.