ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5096/2023 от 05.09.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-5096/2023

УИД - 41RS0001-01-2023-007392-43

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 5 сентября 2023 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.,

при секретаре Пестеревой А.А.,

с участием представителя истца Белова А.А.,

представителя ответчика Цынкевич Д.А.,

представителя третьего лица Гаспарян А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.И.И. к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании отказа в приватизации незаконным и обязать заключить договор о приватизации жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Д.И.И., в том числе в интересах несовершеннолетних Д.П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Д.М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с указанным иском к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В обоснование своих требований указала, что с 2018 года зарегистрирована и проживает совместно с членами своей семьи в жилом помещении, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, предоставленном ей на основании договора найма служебного жилья. 2 сентября 2014 года Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края принято Решение № 247-нд «О порядке принятия решения о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края). Полагая, что соответствует условиям реализации права на приватизацию служебного жилья, установленных названным Решением, она обратилась в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о бесплатной передаче в ее собственность указанного жилого помещения. Однако письмом от 12 апреля 2023 года № 01-02-02-01/2266/23 ей было отказано в этом, в связи с несоответствием требованиям, предусмотренными ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края – отсутствие в совокупности 2 из 5 условий, установленных ч. 2. ст. 2 этого Решения.

Истец полагает, что такой отказ незаконен, поскольку на день подачи заявления она соответствовала требованиям п. 3 ч. 2 ст. 2 указанного Решения, которым отнесено требование к непрерывному трудовому стажу не менее 8 лет в муниципальном учреждении, работником которого является наниматель на дату подачи заявления, и п. 6 ч. 2 ст. 2 того же Решения – требованию к стажу муниципальной службы в органах местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа. Основываясь на изложенном, просила признать незаконным отказ Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12 апреля 2023 года № 01-02-02-01/2266/23 об отказе в бесплатной передаче ей в собственность служебного жилого помещения по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> и обязать ответчика дать ей разрешение на приватизацию спорного жилья с учетом состава ее семьи – Д.П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Д.М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании, состоявшемся 21 августа 2023 года истец на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям. Обратила внимание на то, что на день подачи заявления ее непрерывный стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа составляет более 12 лет, а стаж работы в одном органе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – более 10 лет, а потому она соответствует условиям реализации права, предусмотренным ч. 1, а также п. 3 и 6 ч. 2 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края, в связи с чем, считает, что имеет право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, а оспариваемый отказ ответчика лишает ее на реализацию такого права.

Представитель истца Белов А.А. доводы своего доверителя поддержал и просил заявленные требования искового заявления удовлетворить, сославшись на разъяснения начальника юридического отдела Управления организационно-правового обеспечения работы аппарата Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, из которого явствует, что требование п. 3 ч.2. ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края о непрерывном трудовом стаже по профессии, указанной в перечне профессий, к муниципальным служащим не относится, а значит, они имеют право реализовать свое право на приватизацию служебного жилого помещения при наличии менее 8 лет непрерывного трудового стажа.

Представитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А. возражала против заявленных требований, пояснив в обоснование возражений, что для реализации права на приватизацию спорного жилья истец должна соответствовать п. 2 и 6 ч. 2 ст. 2 названного Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края, устанавливающим требования к непрерывному трудовому стажу и стажу муниципальной службы муниципальных служащих, которые должны быть не менее 13 лет и 9 лет, соответственно, на дату подачи заявления. Вместе с тем, на день подачи заявления о приватизации непрерывный трудовой стаж истца в муниципальном учреждении составлял 10 лет, а потому оспариваемый отказ Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа является обоснованным.

Представитель третьего лица – администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаспарян А.А., согласившись на доводы ответчика, также просила в удовлетворении требований отказать, полагая, что доводы истца основаны на неверном толковании нормативно-правого акта. Поддержала в полном объеме письменные возражения, согласно которым п. 3 ч. 2 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края устанавливает требование к непрерывному трудовому стажу не менее 8 лет в муниципальном учреждении только для работников по востребованным профессиям в Петропавловск-Камчатском городском округе, перечень которых установлен приложением к указанному Решению, к муниципальным служащим это требование не относится, а потому п. 3 ч. 2 ст. 2 Решения к истцу не применим. Сославшись на п. 50 ч. 2 ст. 28 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа и ст. 83 Регламента Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа указала, что толкование нормативно-правовых актов, принятых Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа, в случае обнаружения неясностей в их содержании, неправильной и противоречивой практики применения, производится только этим же законодательным органом путем принятия решения о толковании нормативного правового акта, тогда как разъяснения, на которые ссылается представитель истца в обоснование своей позиции, даны не уполномоченным на то органом.

Истец Д.И.И., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Д.П.А. о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не прибыли, ходатайствовали о проведении судебного разбирательства в их отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 16 февраля 2018 года на основании приказа Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от того же числа Д.И.И. и членам ее семьи, Д.П.А. и Д.П.П., 2013 года рождения, на условиях договора найма служебного жилого помещения предоставлено во владение и пользование муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Факт предоставления указанного жилья нанимателю подтверждается актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из дополнительно соглашение № 1 от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору найма служебного жилого помещения следует, что в названное жилье в качестве члена семьи также вселен Д.М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Факт проживания Д.И.И., Д.П.А., Д.П.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Д.М.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по указанному адресу подтверждается поквартирной карточкой и паспортными данными Д.И.И., Д.П.А. о регистрации по месту жительства.

Как видно из копии трудовой книжки истца и справки Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 13 марта 2023 года общий стаж работы Д.И.И. составляет 12 лет 4 месяца 1 день, непрерывный стаж в органах администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - 12 лет 2 месяца 1 день, стаж муниципальной службы - 12 лет 1 месяц 1 день.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, а также справкам КГБУ «Камчатская государственная кадастровая оценка» от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объекты недвижимости на Д.И.И. и Д.П.А. не зарегистрировано.

Как усматривается из сообщения Министра строительства и жилищной политики Камчатского края от 17 марта 2023 года , Д.И.И. и Д.П.А. на учете граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Камчатского края, предоставляемых по договорам социального найма, не состояли и не состоят; правом на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а равно правом на участие в государственных и муниципальных программах по улучшению жилищных условий не пользовалась.

20 марта 2023 года истец обратилась в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о бесплатной передачи в ее собственность спорного жилого помещения.

Как видно из сообщения руководителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12 апреля 2023 года № 01-02-02-01/2266/23, ответчиком принято решение об отказе Д.И.И. в приватизации спорного жилого помещения на основании п. 3 ч. 5 ст. 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края в связи с отсутствием 2 из 5 условий, предусмотренных ч. 2. ст. 2 указанного Решения.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (ст. 18, ч.1 и 2 ст. 40 Конституции РФ), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закреплено, что приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу ч. 2 ст. 4 названного Закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приведенными выше положениями законодательства 2 сентября 2014 года Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края принято Решение № 247-нд «О порядке принятия решения о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда», статьей 2 которого закреплены условия приватизации служебных жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют граждане профессий, входящих в перечень востребованных профессий в городском округе, установленный в приложении к этому Решению, а также муниципальные служащие: 1) наниматель служебного жилого помещения и члены его семьи, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; 2) наниматель и члены его семьи, у которых отсутствуют другие жилые помещения на праве собственности или ином праве; 3) наниматель и члены его семьи, которые в период проживания в служебном жилом помещении не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению; 4) наниматель, не реализовавший свое право на получение субсидий для приобретения или строительства жилых помещений или не участвовавший в государственных либо муниципальных программах по улучшению жилищных условий.

Право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения возникает у указанных граждан по истечении 5 лет проживания в занимаемом служебном жилом помещении.

Частью 2 статьи 2 того же Решения определены условия реализации права на приватизацию, к которым относится: наличие решения (приказа) Управления о признании нанимателя и членов его семьи малоимущими в соответствии с Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма» (п. 1 ч.2 ст. 2); наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа) не менее 13 лет (п.2. ч.2 ст. 2); наличие у нанимателя не менее 8 лет непрерывного трудового стажа по профессии, указанной в перечне профессий (за исключением муниципальных служащих), в муниципальном учреждении или предприятии (государственном учреждении, предприятии здравоохранения), работником которого является наниматель на дату подачи заявления (п.3 ч.2. ст. 2); наличие у гражданина статуса члена семьи умершего нанимателя служебного жилого помещения, имевшего на момент смерти непрерывный трудовой стаж работы в муниципальных учреждениях, предприятиях одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения) на территории городского округа не менее 13 лет и непрерывный трудовой стаж работы по профессии, указанной в перечне профессий (за исключением муниципальных служащих), в одном муниципальном учреждении, предприятии (и/или государственном учреждении, предприятии здравоохранения) не менее 8 лет (п.4 ч.2 ст. 2); замещение нанимателем должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа не менее 9 лет на дату подачи заявления (п.6 ч.2 ст.2).

На основании ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства, не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Принимая решение по заявленным требованиям, суд учитывает следующее.

Одним из важных элементом в юридической деятельности, к которой относится в том числе и правоприменительная, является толкование нормативного акта, представляющее собой деятельность, направленную на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли, смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы.

Поскольку юридические нормы существуют только в языковой форме и всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений, самым результативным и распространенным в правовой практике является буквальное толкование нормативного акта, при котором действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате такого толкования, соответствует буквальному тексту, «букве» закона.

При буквальном толковании нормы используется грамматический (филологический) прием, который заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, изучение грамматических связей в предложении, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права.

Вместе с тем для уяснения смысла нормы права с точки зрения ее связи с другими, самостоятельными правовыми нормами, необходимо ее системное толкование с другими, близкими ей по содержанию, правовыми нормами без изменения ее содержания.

Часть 2 статьи 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края представляет собой императивную норму права, закрепляющую условия реализации нанимателями права на приватизацию служебного жилого помещения, пункт 3 которой устанавливает в качестве одного из таких условий «наличие у нанимателя не менее 8 лет непрерывного трудового стажа по профессии, указанной в перечне профессий (за исключением муниципальных служащих), в муниципальном учреждении или предприятии (государственном учреждении, предприятии здравоохранения), работником которого является наниматель на дату подачи заявления».

Исходя из грамматического построения указанной нормы, следует, что в ней перечислены два условия к непрерывному 8-летнему трудовому стажу на день подачи заявления, одно из которых относится к роду деятельности, указанной в перечне профессий, определенном в приложении к Решению Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края, а второе - к месту работы нанимателя в виде муниципального учреждения или предприятия. При этом условие, относящиеся к роду деятельности, прямо исключено законодателем, который отдельно в п. 6 ч. 2 ст. 2 названного Решения указал требование к стажу муниципальной службы нанимателя.

При таких обстоятельствах, исходя из буквально толкования диспозиции п. 3 ч. 2 ст. 2 в системной согласованности с п. 1-6 ч. 2 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края, суд приходит к выводу, что для реализации муниципальными служащими права на приватизацию служебного жилья достаточно иметь не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении, работником которого является наниматель на дату заявления о приватизации, и не менее 9 лет стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления на день подачу такого заявления.

При этом суд полагает, что условие, закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края, определяющее наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа не менее 13 лет в муниципальном учреждении одной отрасли деятельности, вопреки доводам ответчика является дополнительным условием к реализации муниципальными служащими права на приватизацию служебного жилья, не исключающим п. 3 ч. 2 ст. 2 названного Решения.

Поскольку в ч. 3 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края закреплено, что для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения достаточно наличия 2 из 5 в совокупности условий, указанных в ч. 2 ст. 2 названного Решения, а в судебном заседании документально установлено, что истец относится к категории граждан, имеющим права на приватизацию служебного жилого помещения, и соответствует п. 3 ч. 2. ст. 2 такого Решения, принимая во внимание, что иных доводов отказа Д.И.И. в праве на приватизацию служебного жилья ответчиком не приведено, то суд приходит к выводу о незаконности решения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе истцу в приватизации служебного жилого помещения, а потому требования истца подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчика и третьего лица об обратном, основаны на неправильном толковании, в связи с чем, не принимаются во внимание.

Ссылка представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на неправомерность дачи начальником юридического отдела Управления организационно-правового обеспечения работы аппарата Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа разъяснений относительно применения п. 3.ч. 2 ст. 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края, не может свидетельствовать о правомерности отказа истцу в реализации права на бесплатное получение жилого помещения в собственность, поскольку суд в принятии решения основывался на буквальном и системном толковании нормативного акта и руководствовался ст. 67 ГПК РФ, в соответствии с которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При этом судом не принимается во внимание данное разъяснение, поскольку оно не отвечает принципам относимости и допустимости.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

иск удовлетворить.

Признать решение Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа разрешить приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, <адрес>Д.И.И. (<данные изъяты>), заключив с Д.И.И. в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, договор приватизации указанной квартиры на состав семьи: сын – Д.П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Д.М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2023 года.

Председательствующий подпись

подлинник решения находится в материалах дела

верно:

Судья Т.В. Тузовская