Дело № Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГг.
Отметка об исполнении решения __________________________________________________
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ Р. Ф. ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Литвиненко Е.В.
При секретаре Поротниковой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления и решений (действий) должностных лиц органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными и не влекущими правовых последствий с момента принятия:
- подпункт 3.2.2 постановления мэра от ДД.ММ.ГГГГг. № об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку земельных насаждений,
- акт обследования земельного участка (озелененной территории) от ДД.ММ.ГГГГг.,
- предварительное заключение о возможности выдачи разрешения на снос от ДД.ММ.ГГГГг.,
- разрешение на снос от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований заявителя ФИО1 о признании незаконными и не влекущими правовых последствий с момента принятия акта обследования земельного участка (озелененной территории) от ДД.ММ.ГГГГг., и предварительного заключения о возможности выдачи разрешения на снос от ДД.ММ.ГГГГг.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 по доверенности, заявленные требования поддержала, дала соответствующие пояснения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4, одновременно являющаяся представителем заинтересованного лица мэрии <адрес>, по доверенности, возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения (л.д114-116).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица врио губернатора <адрес> ФИО5 – ФИО6 в своих пояснениях указывала на то, что к временно исполняющему обязанности губернатора <адрес> ФИО5 никаких требований не заявлено, в связи с чем он не может быть заинтересованным лицом.
В судебном заседании заинтересованные лица ФИО7 – глава А. О. <адрес>, ФИО8 – начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта А. О. <адрес>, ФИО9 – специалист 1 разряда отдела благоустройства, озеленения и транспорта (агроном) А. О. <адрес> и их представитель ФИО10 по доверенности, возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве дали соответствующие пояснения (л.д.161-163, 164-166).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судебным разбирательством установлено, что постановлением мэрии <адрес> о ДД.ММ.ГГГГг. № был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, согласно пункту 3.2.2 которого специалист, ответственный за рассмотрение документов:
в течение одного дня со дня регистрации документов запрашивает документы в соответствии с подпунктом 2.7.3 в рамках межведомственного взаимодействия;
в течение пяти дней со дня получения документов в соответствии с подпунктом 2.7.3 организует и проводит с участием заявителя обследование указанного им земельного участка (озелененной территории).
По результатам обследования специалист, ответственный за рассмотрение документов, составляет акт обследования земельного участка (озелененной территории) (приложение 4) и акт оценки зеленых насаждений (приложение 5), который отражает:
достоверность (недостоверность) информации, содержащейся в схеме размещения зеленых насаждений, планируемых к сносу, замене, пересадке, обрезке в границах земельного участка (озелененной территории);
сумму восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих сносу и (или) обрезке, рассчитанную в соответствии с методикой исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений, утвержденной правовым актом мэрии, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.8.5.1, 2.8.5.2.
В судебном заседании представитель заявителя уточнила, что она оспаривает абзац первый пункта 3.2.2 в той части, что специалист единолично, а не комиссионно, как например установлено в других субъектах РФ, принимает перечисленные в указанном пункте решения.
Нормативный акт, в котором содержится оспариваемый пункт, признан утратившим силу в связи с принятием постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений», опубликованного в Бюллетене органов местного самоуправления <адрес> ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГг. №244-О, положения статьи 253 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Суд не усматривает нарушение прав заявителя оспариваемым пунктом утратившего силу постановления мэрии <адрес>, поскольку нормативный акт, в котором содержится оспариваемый пункт, принят во исполнение и в соответствии с имеющими большую юридическую силу Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением мэрии <адрес> от 30.01.2012г. № «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» и Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №539, согласно пункту 8.3.3 которого А. в течение пяти дней со дня получения документов, предусмотренных подпунктом 8.3.2 настоящих Правил, организует и проводит с участием заявителя обследование указанного им земельного участка (озелененной территории). По результатам обследования А. составляет акт обследования земельного участка (озелененной территории) и акт оценки зеленых насаждений. А. в течение трех дней со дня обследования направляет в уполномоченный орган копию акта обследования земельного участка (озелененной территории), акт оценки зеленых насаждений с приложением заявления и документов, предусмотренных подпунктами 8.3.1 и 8.3.2 настоящих Правил, и предварительное заключение о возможности выдачи разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений.
Методика инвентаризации городских зеленых насаждений, утвержденная начальником Департамента жилищно-коммунального хозяйства Академии коммунального хозяйства им. К.Д. ФИО11 (1997г.), на которую ссылается заявитель, во-первых, не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, во-вторых, также не указывает на комиссионное обследование зеленых насаждений, а говорит о том, что инвентаризация зеленых насаждений производится специалистами-озеленителями.
Требование о признании незаконным разрешения на снос зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГг. суд полагает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из смысла ст. 258 ГПК РФ, а также разъяснений, данных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п.1.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №539, настоящие Правила устанавливают особенности управления в области охраны зеленого фонда <адрес>, учета зеленого фонда <адрес>, права и обязанности физических и юридических лиц в области создания, охраны и содержания зеленых насаждений, требования по созданию, реконструкции, охране, содержанию, сносу, замене, пересадке, обрезке зеленых насаждений, возмещению вреда, причиненного зеленому фонду <адрес>, осуществлению контроля за соблюдением настоящих Правил.
Порядок выдачи разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений регулируется нормами раздела 8 названных Правил.
Также, на момент выдачи оспариваемого разрешения на снос зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГг., действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, утвержденный постановлением мэрии <адрес> о ДД.ММ.ГГГГг. №11469.
Оспариваемое разрешение на снос зеленых насаждений выдано уполномоченным органом – Главным управлением благоустройства и озеленения мэрии <адрес> (далее – ГУБО), в компетенцию которого входит выдача разрешений на снос зеленых насаждений в соответствии с утвержденным постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № Положением о ГУБО.
Разрешение было выдано в соответствии с регламентом по оказанию муниципальной услуги, утвержденным постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений», согласно которому:
основанием для начала административной процедуры по рассмотрению документов и подготовке предварительного заключения о возможности выдачи разрешения является получение заявления и документов специалистом А. района, ответственным за рассмотрение заявления и документов (далее - специалист, ответственный за рассмотрение документов) (пункт 3.2.1),
специалист, ответственный за рассмотрение документов:
в течение одного дня со дня регистрации документов запрашивает документы в соответствии с подпунктом 2.7.3 в рамках межведомственного взаимодействия;
в течение пяти дней со дня получения документов в соответствии с подпунктом 2.7.3 организует и проводит с участием заявителя обследование указанного им земельного участка (озелененной территории).
По результатам обследования специалист, ответственный за рассмотрение документов, составляет акт обследования земельного участка (озелененной территории) (приложение 4) и акт оценки зеленых насаждений (приложение 5), который отражает:
достоверность (недостоверность) информации, содержащейся в схеме размещения зеленых насаждений, планируемых к сносу, замене, пересадке, обрезке в границах земельного участка (озелененной территории);
сумму восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих сносу и (или) обрезке, рассчитанную в соответствии с методикой исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений, утвержденной правовым актом мэрии, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.8.5.1, 2.8.5.2.
Акты подписываются специалистом, ответственным за рассмотрение документов, и заявителем (пункт 3.2.2),
специалист, ответственный за рассмотрение документов, в течение трех дней со дня обследования земельного участка (озелененной территории) осуществляет подготовку предварительного заключения о возможности выдачи разрешения (приложение 6), которое подписывается заместителем главы А. района, и направляет его вместе с копиями акта обследования земельного участка (озелененной территории), акта оценки зеленых насаждений, заявлением и приложенными документами в управление (пункт 3.2.3),
результатом выполнения административной процедуры по рассмотрению документов и подготовке предварительного заключения о возможности выдачи разрешения является подготовка предварительного заключения о возможности выдачи разрешения и передача документов в управление (пункт 3.2.4),
срок исполнения административной процедуры по рассмотрению документов и подготовке предварительного заключения о возможности выдачи разрешения - 15 дней (пункт 3.2.5).
Разрешение было выдано также в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, утвержденными решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №539, согласно которым:
уполномоченный орган в течение пяти дней со дня получения направленных А. документов рассматривает акт оценки зеленых насаждений и содержащуюся в заявлении и документах информацию, а также вносит необходимые сведения, изменения и дополнения в реестр зеленых насаждений <адрес>.
При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, предусмотренных абзацами вторым - пятым подпункта 8.3.5 настоящих Правил, заявителю вручается документ о необходимости внесения в бюджет города суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений с приложением копии акта оценки зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6.4 настоящих Правил (пункт 8.3.3),
Разрешение на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений выдается заявителю после выполнения требований, предусмотренных подпунктом 8.3.3 настоящих Правил, но не позднее 30 дней со дня его обращения в А. и должно содержать следующие сведения:
фамилию, имя, отчество, адрес места жительства заявителя (в случае, если заявителем является физическое лицо);
полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица, адрес его места нахождения (в случае, если заявителем является юридическое лицо);
адрес места нахождения земельного участка (озелененной территории), в границах которого планируется снос, замена, пересадка, обрезка зеленых насаждений;
цели сноса, замены, пересадки, обрезки зеленых насаждений, места их размещения, количественные и качественные характеристики;
требования к сносу, замене, пересадке, обрезке зеленых насаждений, а также перечню зеленых насаждений, подлежащих созданию (в случае реконструкции зеленых насаждений).
Срок действия разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений составляет один год со дня его выдачи заявителю (пункт 8.3.4).
Основанием для выдачи оспариваемого разрешения на снос зеленых насаждений стало обращение ФИО12 с письменным заявлением к главе А. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. с просьбой направить специалиста для обследования зеленых насаждений, находящихся по адресу: <адрес> (л.д.167).
Согласно должностной инструкции специалист 1 разряда отдела благоустройства, озеленения и транспорта (агроном) А. О. <адрес> пункты 2.12, 2.13 специалист осуществляет контроль за работами по сносу и посадке деревьев, кустарников и цветочной рассады. Составляет акты оценки зеленых насаждений для сноса аварийных деревьев (л.д.168-171).
В связи с обращением ФИО12 специалист 1 разряда отдела благоустройства, озеленения и транспорта (агроном) А. О. <адрес> ФИО9 ДД.ММ.ГГГГг. составил:
- Акт оценки зеленых насаждений, согласно которому на муниципальной территории напротив участка по адресу: <адрес> расположены два тополя, возрастом 40 лет в аварийном состоянии (л.д.126),
- Акт обследования земельного участка (озелененной территории) аналогичного содержания (л.д.128),
и ДД.ММ.ГГГГг. дал предварительное заключение о возможности выдачи разрешения на снос двух указанных аварийных тополей (л.д.127).
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО9, обосновывая Акт оценки зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГг., указал на то, что он произвел фотографирование аварийных тополей, о которых указано в Акте, представил суду эти фотографии (л.д.164-166) и пояснил, что об аварийности тополей свидетельствуют: отслоение коры; гнилостные изменение в коре дерева; дупло, расположенное в середине дерева, что ослабляет несущую способность; усыхание скелетной структуры, ветки без листьев; деревья пересекают линию электропередачи.
ДД.ММ.ГГГГг. первый заместитель главы А. О. <адрес> направил на рассмотрение начальнику ГУБО <адрес> ФИО3 вышеуказанные Акт обследования территории от ДД.ММ.ГГГГг., Акт оценки зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГг. и Предварительное заключение о возможности выдач разрешения, для получения разрешения на снос зеленых насаждений (л.д.130).
ДД.ММ.ГГГГг. начальник ГУБО ФИО3 выдал разрешение на снос двух аварийных деревьев по адресу: <адрес>) (л.д.125).
Содержание оспариваемого разрешения на снос зеленых насаждений соответствует требованиям действующего муниципального правового акта - Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №539.
Таким образом, разрешение на снос зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГг. было принято уполномоченным органом, порядок принятия разрешения соблюден, содержание оспариваемого документа соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения, нарушений закона, а также прав заявителя не усматривается.
При таких обстоятельствах суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании постановления и решений (действий) должностных лиц органов местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение одного месяца.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.