Дело № 2-5097/9/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанности,
установил:
ФИО1 (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее – ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК») с требованием обязать ответчика предоставить ему соответствующие льготы (меры социальной поддержки), как лицу, имеющему звание «Ветеран труда».
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Законодатель еще не урегулировал вопрос, который был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республике Карелия. Истец боится, что законодатель уравняет сотрудников правоохранительных органов и обычных пенсионеров в возрасте, с которого предоставляются меры социальной поддержки, поэтому и обратился в суд.
Представитель ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» ФИО2 иск не признала. На данный момент законодатель не внес изменения в закон РК от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон № 827-ЗРК). По этой причине ответчик не может применить несуществующую норму права. Министерство внутренних дел по Республике Карелия указанный спор не затрагивает, так как исковые требования касаются исключительно тех полномочий, которые имеются у ответчика.
Подробные позиции сторон были изложены в письменных доводах, представленных в материалы дела.
Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является ветераном труда, ранее проходил службу в органах внутренних дел, ему была назначена пенсия за выслугу лет. Он обратился к ответчику с требованием предоставить ему мер социальной поддержки, но решениями от 14.07.2020 № 196681/2002 и № 196726/2002 было отказано в этом.
Ранее на основании решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 12.04.2018 ему было отказано в удовлетворении аналогичного иска.
С учетом требований части 2 статьи 13, части 2 статьи 61, части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствующих разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», указанное решение не имеет преюдициальное значение, так как после вынесения судебного акта истец обращался в Конституционный Суд Республики Карелия, который в 22.06.2020 в своем постановлении «По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений части седьмой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением ФИО1» признал не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статье 19 (часть 2), положения части седьмой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». В своем постановлении Конституционный Суд Республики Карелия указал на то, что поскольку в результате осуществленного правового регулирования установлены необоснованные различия в условиях предоставления мер социальной поддержки для лиц, принадлежащих к одной и той же категории ветеранов – «Ветераны труда», в результате чего ветераны труда из числа пенсионеров правоохранительных органов и иные ветераны труда оказались в неравном правовом положении исключительно в зависимости от возраста и вида пенсионного (материального) обеспечения, то положения части седьмой статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» не отвечают конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Республики Карелия).
Как указано в статье 80 Закона Республики Карелия от 07.07.2004 № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» в случае, если решением Конституционного Суда нормативный правовой акт признан не соответствующим Конституции Республики Карелия полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1) Глава Республики Карелия не позднее трех месяцев после вступления в силу решения Конституционного Суда вносит в Законодательное Собрание Республики Карелия проект нового закона Республики Карелия или ряд взаимосвязанных проектов законов Республики Карелия либо проект закона Республики Карелия о внесении изменений в закон Республики Карелия, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части. Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, прокурор Республики Карелия, а по вопросам выборного законодательства также Центральная избирательная комиссия Республики Карелия вправе осуществлять подготовку проекта нового закона Республики Карелия или ряда взаимосвязанных проектов законов Республики Карелия либо проекта закона Республики Карелия о внесении изменений в закон Республики Карелия, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Законодательное Собрание Республики Карелия. Глава Республики Карелия в случае направления в Законодательное Собрание Республики Карелия положительного заключения на проект закона Республики Карелия, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем пункте, вправе отложить внесение проекта закона Республики Карелия, инициатором которого является Глава Республики Карелия;
2) Законодательное Собрание Республики Карелия не позднее шести месяцев после вступления в силу решения Конституционного Суда отменяет признанные неконституционными закон Республики Карелия или постановление Законодательного Собрания Республики Карелия, принимает новый закон Республики Карелия или постановление Законодательного Собрания Республики Карелия или ряд взаимосвязанных законов Республики Карелия или постановлений Законодательного Собрания Республики Карелия либо закон Республики Карелия или постановление Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении изменений в закон Республики Карелия или постановление Законодательного Собрания Республики Карелия, признанные неконституционными в отдельной их части и так далее.
Как следует из ответа Законодательного Собрания Республики Карелия от 22.09.2020, проект закона Республики Карелия о приведении в соответствии с Конституцией Республики Карелия положений Закона № 827-ЗРК в Законодательное Собрание не поступал.
Уже после направления ответа из общедоступных источников сети Интернет (официальный сайт Законодательного Собрания и т.д.) известно, что указанный законопроект был представлен на заседании комитета по здравоохранению и социальной политике парламента Карелии и был одобрен в первом чтении. Указанный законопроект предусматривает установление общего правила предоставления мер социальной поддержки для всех ветеранов труда в зависимости от возраста – 50 и 55 лет. На момент рассмотрения настоящего дела закон не принят.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).
Как следует из положений части седьмой статьи 3 Закона № 827-ЗРК, гражданам, указанным в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона и пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также в случае выплаты ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в случае, если они достигли возраста: мужчины – 55 лет и женщины – 50 лет.
Эти положения и были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 22.06.2020). При этом Конституционный Суд Республики Карелия указал на то, что из анализа вышеуказанных правовых предписаний следует, что они не исключают присвоение звания «Ветеран труда» пенсионерам правоохранительных органов, не достигшим возраста 50 и 55 лет (для женщин и мужчин соответственно), поскольку присвоение звания «Ветеран труда» не ставится в зависимость от достижения гражданином, отвечающим установленным требованиям, какого-либо возраста. Таким образом, законодателем Республики Карелия в рамках одной и той же категории – лица, которым присвоено звание «Ветеран труда», установлено два вида субъектов, имеющих право на меры социальной поддержки, различающихся условиями их получения в зависимости от вида пенсионного (материального) обеспечения и возраста.
Истец, полагает, что ему должны быть установлены меры социальной поддержки, несмотря на то, что он не достиг возраста 55 лет, поскольку это ограничение признано не соответствующим Конституции Республики Карелия.
Суд не может принять данные доводы в качестве оснований для удовлетворения иска, поскольку на данный момент законодатель не внес соответствующие изменения в Закон № 827-ЗРК. У правоприменительных органов, к числу которых относится в определенной мере и суд как субъект правоприменительной деятельности, на данный момент нет нормы закона, позволяющей распространить на истца меры социальной поддержки, в том числе по какой-либо аналогии с иной категорией граждан. Нет оснований и оценивать несуществующую норму на соответствие её законодательству или Конституции Российской Федерации. Истец фактически просит о подмене судебной власти законодательной, что недопустимо и противоречит конституционным принципам Российской Федерации. По мнению суда, до принятия соответствующего законопроекта о регулировании спорного вопроса суд не вправе подменять собой исключительную волю законодателя, так как в противном случае нивелируется само понятие законодательной власти.
При таких обстоятельствах суд признает исковые требования не подтвержденными и не подлежащими удовлетворению. Суд также при принятии решения не вправе руководствоваться исключительно моральными категориями при отсутствии на то законных оснований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2020 года.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.