ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-509/13 от 06.11.2013 Виноградовского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-509/2013

6 ноября 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Конечной Т.В., с участием помощника прокурора Шенкурского района Будиловой Е.О., представителя третьего лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурск гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шеговарское» о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества,

установил:

прокурор района обратился в суд с указанным иском. Требования мотивирует тем, что прокуратурой района в ходе проверки выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества - действующая воздушная линия электропередач ... от д..., протяженностью 1,56 км и ..., к которой подключены абоненты проживающие в указанных деревнях. Право собственности на указанный объект недвижимого имущества ни за кем не зарегистрировано. Считает, что орган местного самоуправления обязан обратиться в орган государственной регистрации прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества на учет. Однако до настоящего времени ответчик данную обязанность не исполнил. Непринятие администрацией МО «Шеговарское» мер по юридическому закреплению права муниципальной собственности на участок электрических сетей ставит в затруднительные условия потребителей электроэнергии и может привести к опасности для здоровья людей и иных чрезвычайных ситуаций в границах поселения, чем нарушены права неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию МО «Шеговарское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - воздушная линия электропередач ... от ..., протяженностью ... км и ....

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Ответчик - администрация МО «Шеговарское» просит рассмотреть дело без участия его представителя, обращает внимание суда на тот факт, что производственное отделение «...» готово принять воздушную линию электропередач ... от ..., протяженностью ... км и ... на свой баланс.

Третье лицо - администрации МО «Шенкурский муниципальный район» о времени и месте судебного разбирательства извещено, представителя в судебное заседание не направило без объяснения причин, в ранее представленном отзыве возражений против удовлетворения исковых требований не имеет.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица - филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Архэнерго» производственного отделения «Вельские электрические сети» ФИО1 исковые требования не признает, указывает, что спорный объект не является недвижимым имуществом, полагает, что закон не налагает на уполномоченный орган безусловной обязанности на обращение в суд о признании права собственности на спорную вещь, а лишь предоставляет ему такое право, в связи с чем, по его мнению, требования прокурора неправомерны, избран неверный способ защиты гражданских прав. Указывает, что ПО «...» длительное время безвозмездно эксплуатирует ..., протяженностью ... км и ... и готово в соответствии с п.1 ст. 234 ГК РФ при наличии соответствующих условий оформить право собственности на указанный объект. Просит в иске отказать.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что на территории муниципального образования «Шеговарское» находится участок электрических сетей - воздушная линия ..., протяженностью ... км от от ... и ..., снабжающие жителей домов указанных деревень электроэнергией. Право собственности на данный объект ни за кем не зарегистрировано.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.

Пунктом 1 ст.130 гражданского кодекса РФ установлено, что к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные сооружения - воздушная линия ..., протяженностью ... км от ... и ..., составляющие единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимого имущества, по признаку невозможности перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Согласно пункту 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Пункт 5 Положения предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Исходя из положений п. 2 действующего Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1)объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с абзацем 10 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" линии электропередачи являются оборудованием, предназначенным для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Следовательно, с учетом положений Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, спорный участок воздушной линии как элемент технологической инфраструктуры электроэнергетики подлежит передаче в муниципальную собственность.

В п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 указывается на передачу объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

На дату издания Верховным Советом РФ Постановления N 3020-1 в Российской Федерации существовала одноуровневая система местного самоуправления, и вопрос об уровне муниципального образования, которому подлежит передача в собственность спорного объекта, в данном постановлении не урегулирован.

Согласно пп. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электроснабжения относится к вопросам местного значения поселения, равно как и владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления поселения обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных воздушных линий, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные линии электропередач.

Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности спорного участка электрических сетей, что влечет угрозу чрезвычайных ситуаций, нарушений прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья вследствие аварийных ситуаций на указанном бесхозяйном объекте, граждан, проживающих в указанных деревнях, на потребление электроэнергии в необходимых количествах.

Из содержания пункта 3 статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу такого заявления.

Поскольку линия электропередач находится на территории МО «Шеговарское», не обращение ответчика с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ, а также пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580.

При указанных обстоятельствах, суд считает иск прокурора основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя третьего лица - филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Архэнерго» производственного отделения «Вельские электрические сети» о том, что спорный объект не является недвижимым имуществом, требования прокурора неправомерны, избран неверный способ защиты гражданских прав и что ПО «Вельские электрические сети» готово в соответствии с п.1 ст. 234 ГК РФ оформить право собственности на указанный объект несостоятельны, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ администрация МО «Шеговарское» освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Шеговарское» об обязании постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Шеговарское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - ..., протяженностью ... км от ... и ....

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Председательствующий Н.А.Хохряков