ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-509/20 от 14.05.2020 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2–509/2020

УИД 34RS0003-01-2020-000161-29

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 14 мая 2020 года

Кировский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.

при секретаре судебного заседания Шимф И.Ю.,

с участием представителя истца Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО4, представителя ответчика ФИО2ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,

у с т а н о в и л:

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что 14 февраля 2011 года между Управлением лесного хозяйства администрации Волгоградской области и ФИО2 заключен договор аренды лесного участка сроком действия с 14 февраля 2011 года по 13 февраля 2060 года. Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. Пунктом 2 договора аренды установлено, что лесной участок площадью 4,275 га с кадастровым номером 34:26:000000:0046, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, предназначен для использования в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов. На основании акта приема передачи от 14 февраля 2011 года арендодателем передан, а арендатором принят во временное пользование лесной участок с кадастровым номером местоположение: <адрес>, <адрес>, площадью 4,275 га. 28 февраля 2015 года между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому, арендная плата составляет 56 774 рубля 22 копейки в год. По результатам проведенной в 2019 году Федеральным агентством лесного хозяйства проверки установлено, что в результате переасчета из-за неверного расчета сумм арендной платы, не применение повышающего коэффициента 2 для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов, применение понижающего коэффициента 0,5 для лесных участков занятых прочими трассами не предусмотренных для данных видов участков Постановлением Правительства от 22.05.2007 года №310, выявлен недополученный доход в федеральный бюджет по договору аренды лесного участка от <ДАТА> за 2017-2018 года в размере 141 138 рублей 21 копейка. 17 июля 2019 года в адрес природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области из администрации Волгоградской области поступило предписание Федерального агентства лесного хозяйства от <ДАТА> «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Волгоградской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», выписанного на основании акта проверки, где пунктом 2 вышеназванного предписания предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомление арендаторов об изменении размера арендной платы и сумме, подлежащей уплате (неприменение повышающего коэффициента для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов, неверное применение понижающего коэффициента 0,5 в отношении прочих нелесных земель). Срок исполнения вышеуказанного предписания до <ДАТА>. В рамках исполнения предписания Комитетом в адрес ответчика было направлено письмо от 06 августа 2019 года, повторное письмо от 04 октября 2019 года с разъяснением основания, расчетом арендной платы, а также указанием на необходимость подписания дополнительного соглашения к договору аренды. 17 марта 2020 года между Комитетом и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от <ДАТА>, которое прошло процедуру государственной регистрации в установленном порядке. Пунктом 1.2 дополнительного соглашения внесены изменения в пункт 5 договора аренды, а именно установлено, что арендная плата по настоящему договору составляет 127 191 рублей 66 копеек в год. Пунктом 4 дополнительного соглашения установлено, что оно становится неотъемлемой частью договора и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2017 года. Приложением к дополнительному соглашению установлены сроки внесения арендной платы, а именно не позднее 15 числа каждого месяца. Приложением к дополнительному соглашению изменен расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, а именно приведен в соответствие с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Арендная плата в федеральный бюджет за 2017 год составляет 127 191 рубль 66 копеек в год, из них уплачено 62 489 рублей 26 копеек, размер задолженности составил 64 702 рубля 40 копеек, за 2018 год 152 435 рублей 81 копейка, из них оплачено 76 000 рублей, размер задолженности составил 76 435 рублей 81 копейка, за 2019 год 183 505 рублей 52 копейки, из них оплачено 90 000 рублей, размер задолженности составил 93 505 рублей 52 копейки. У ответчика образовалась задолженность по арендной плате за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года на общую сумму 234 643 рубля 73 копейки. Просит взыскать с ФИО2 в пользу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области задолженность по договору аренды лесного участка от 14 февраля 2011 года за 2017 год в размере 64 702 рубля 40 копеек, за 2018 года в размере 76 435 рублей 81 копейка, за 2019 год в размере 93 505 рублей 52 копейки, а всего 234 643 рубля 73 копейки.

Представитель истца Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО4, действующий на основании доверенности от 15 апреля 2020 года, в судебном заседании исковые требования с учетом заявления об изменении исковых требований поддержал, по доводам изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Представитель ответчика ФИО2ФИО6, действующий на основании доверенности от 28 февраля 2020 года, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, сумму задолженности не оспаривал.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав правовую оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.

В силу абз. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Согласно Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 23.09.2019 N 1184 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета, зачисляемых в качестве платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Пунктом 2.2.5 Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 19.12.2016 N 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" установлено, что Комитет в области лесных отношений предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно ст. 94 Лесного кодекса РФ, использование лесов в Российской Федерации является платным (п. 1). За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (п. 2). Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса (п. 3).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В силу п. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу ст. 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Согласно ст. 73 Лесного кодекса РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (п. 1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что <ДАТА> между Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области, именуемый в дальнейшем арендодателем, с одной стороны, и ФИО2, именуемый в дальнейшем арендатором, с другой стороны, заключен договор аренды лесного участка далее договор аренды).

В силу п. 1 договора аренды, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании решения Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области от <ДАТА> обязуется предоставить, а арендодатель обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определенные в пункте 2 настоящего договора.

В соответствии с п. 2. договора аренды, лесной участок, площадью 4,275 га, входящий в состав земельного участка (земли лесного фонда), площадью 665 га с кадастровым (условным) номером 34:26:00 00 00:0046, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации <ДАТА> (приложение № 1), для использования в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (эксплуатации пруда), предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: <адрес>, <адрес>

Срок действия договора устанавливается с <ДАТА> по <ДАТА> ( п. 22. договора аренды).

Арендная плата по договору составляет 53 911 рублей 65 копеек в год (п. 5. договора аренды).

Согласно п. 6 договора аренды, арендатор вносит арендную плату согласно приложению № 5 и предоставляет в течении одного месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

Согласно п. 7 договора аренды, оплата за период, с даты государственной регистрации договора аренды до конца года, в котором была произведена его регистрация, производится за каждый полный квартал в размере и сроки согласно приложению № 5. За неполный квартал – пропорционально числу дней действия договора, одновременно с внесением оплаты за следующий квартал.

Из приложения № 5 к договору аренды, следует, что сроки внесения арендной платы установлены до 15 марта (I квартала), 15 мая (II квартала), 15 сентября (III квартала), 15 декабря (IV квартала).

<ДАТА> договор аренды лесного участка от <ДАТА> зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от <ДАТА>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что все существенные условия договора аренды сторонами были согласованы, договор аренды лесного участка от <ДАТА> был подписан сторонами без протокола разногласий.

Согласно акта приема-передачи лесного участка в аренду от <ДАТА> арендодателем передан, а арендатором принят во временное пользование лесной участок , местоположение: <адрес>, <адрес>

Как следует из материалов дела, что <ДАТА> между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области, являющийся правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в части полномочий в сфере лесных отношений на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 164 «Об утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Волгоградской области», которое являлось правопреемником комитета лесного хозяйства Волгоградской области на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 19 ноября 2013 года № 646-п «Об утверждении положения министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области», который в свою очередь являлся правопреемником Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 26 марта 2012 года № 75 «О мерах по реализации закона Волгоградской области от 15 марта 2012 года № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" и ФИО2 заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды, согласно которому, арендная плата составляет 56 774 рубля 22 копейки в год.

Дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка от <ДАТА> также зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от <ДАТА>.

Материалами дела также установлено, что в период с <ДАТА> по <ДАТА> в отношении Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> была проведена плановая выездная проверка Федеральным агентством лесного хозяйства (далее Рослесхоз).

Из копии Акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Волгоградской области и должностных лиц органа государственной власти Волгоградской области от <ДАТА> следует, что по факту правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, проверкой был выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2017 год на сумму 64 700 рублей, за 2018 год на сумму 77 500 рублей, из-за неверного расчета сумм арендной платы, не применение повышающего коэффициента 2 для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов, применение понижающего коэффициента 0,5 для лесных участков занятых прочими трассами не предусмотренных для данных видов участков Постановлением Правительства от 22.05.2007 года № 310.

В связи с чем <ДАТА> Губернатору Волгоградской области выдано предписание Рослесхоза от <ДАТА> «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Волгоградской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

Пунктом 2 вышеназванного предписания предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомление арендаторов об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате (занижением коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования; неверное применение поправочных коэффициентов в отношении нерестоохранных полос лесов; неприменение повышающего коэффициента для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов; неверное применение понижающего коэффициента 0,5 в отношении песков, полян, прочих трасс, нефтепроводов и прочих нелесных земель – 941 500 рублей). Срок исполнения предписания до 01 апреля 2020 года.

Из материалов дела усматривается, что в рамках исполнения предписания, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в адрес ответчика ФИО2 было направлено письмо от <ДАТА>, повторное письмо от <ДАТА> с разъяснением основания, расчетом арендной платы, а также указанием на необходимость подписания дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от <ДАТА>.

Материалами дела также установлено, что <ДАТА> между Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от <ДАТА>.

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 2 внесены изменения в пункт 5 договора аренды, а именно установлено, что арендная плата по настоящему договору составляет 127 191 рублей 66 копеек в год.

Кроме того, пунктом 4. дополнительного соглашения № 2 установлено, что дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания, подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, становится неотъемлемой частью договора распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2017 года.

Приложением № 1 к дополнительному соглашению № 2 установлены сроки внесения арендной платы, а именно не позднее 15 числа каждого месяца.

Также, приложением № 2 к дополнительному соглашению № 2 изменен расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, а именно приведен в соответствие с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Дополнительное соглашение № 2 к договору аренды, также зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 27 марта 2020 года.

Проверив расчет арендной платы, представленный истцом, принимая во внимание позицию представителя ответчика, не оспаривающего несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды лесного участка, суд исходит из того, что данный расчет соответствует нормам действующего законодательства, фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства, является математически верным, в связи с чем приходит к выводу о взыскании с ФИО2 задолженности по арендной плате за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года на общую сумму 234 643 рубля 73 копейки, в том числе за 2017 год в размере 64 702 рубля 40 копеек, за 2018 год в размере 76 435 рублей 81 копейка, за 2019 год в размере 93 505 рубля 52 копейки.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка, удовлетворить в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области задолженность по договору аренды лесного участка от <ДАТА> за 2017 год в размере 64 702 рубля 40 копеек, за 2018 год в размере 76 435 рублей 81 копейку, за 2019 год в размере 93 505 рублей 52 копейки, а всего 234 643 рубля 73 копейки.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 21 мая 2020 года.

Председательствующий: подпись Е.В. Чурина