ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-509/20 от 14.10.2020 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-509/2020

УИД 66RS0036-01-2020-000850-69

В окончательной форме решение принято 14 октября 2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кушва 07 октября 2020 года

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

с участием старшего помощника прокурора города Кушвы Певцовой Т.Х.,

при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах городского округа Верхняя Тура к директору Муниципального унитарного предприятия городского округа Верхняя Тура «Тура Энерго» Добош Сергею Мартоновичу о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению,

установил:

Прокурор <адрес> в интересах городского округа Верхняя Тура обратился в суд с иском к директору Муниципального унитарного предприятия городского округа Верхняя Тура «Тура Энерго» (далее МУП «Тура Энерго») Добош С.М. о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в котором просит взыскать с ответчика в доход городского округа Верхняя Тура денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, использованные не по целевому назначению в размере 458 637 рублей 99 копеек, завышенные и не подтвержденные расходы по расчет-заявкам за октябрь 2018 в размере 174 225 рублей, остатки неиспользованной субсидии в размере 484 рубля 03 копейки.

В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> изучены материалы Контрольного органа городского округа Верхняя Тура по результатам проверки целевого использования субсидии, выделенной из бюджета городского округа Верхняя Тура на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности. Администрацией городского округа Верхняя Тура, как главным распорядителем бюджетных средств, и МУП «Тура Энерго» (далее Предприятие) заключены следующие соглашения о предоставлении субсидий: соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предоставлена субсидия в размере 820 000 рублей; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предоставлена субсидия в размере 1 680 000 рублей; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предоставлена субсидия в размере 574 688 рублей; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предоставлена субсидия в размере 1 125 312 рублей. Предметом соглашений являлось предоставление из местного бюджета в 2018 году субсидии Предприятию для обеспечения бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности. Платежными поручениями администрацией в адрес Предприятия перечислены субсидии в общей сумме 4 200 000 рублей. Согласно данным Акта проверки за период август-октябрь 2018 года на счет Предприятия поступили денежные средства в размере 5 277 520 рублей 28 копеек, из которых: 4 200 000 рублей - субсидия; 100 000 рублей - субсидия на формирование и увеличение уставного фонда муниципальными унитарным предприятиям; 977 520 рублей 28 копеек - собственные доходы. Сумма неиспользованного остатка субсидии составила 484 рубля 03 копейки. Однако, неиспользованный остаток в бюджет городского округа не поступил. Заявка на его использование также отсутствует.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Тура Энерго» закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, в том числе, Центральная водогрейная котельная (далее ЦВК), расположенная по адресу г. Верхняя Тура, <адрес>, а также здание водопроводно – насосной станции (фильтровое отделение), расположенное по адресу г. Верхняя тура, <адрес>. В августе 2018 из хозяйственного ведения Предприятия изъято и передано по договору от ДД.ММ.ГГГГ в аренду муниципальное имущество – здание водопроводно – насосной станции (фильтровое отделение) для эксплуатации, обеспечения бесперебойного функционирования и своевременного выполнения аварийно – восстановительных работ блочной котельной в целях предоставления качественных услуг потребителям. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание находилось в казне городского округа Верхняя Тура. В начале отопительного сезона (2018-2019) основным источником тепловой энергии в городе являлась не ЦВК, а блочно – модульная котельная (далее БМК), расположенная по адресу г. Верхняя Тура, <адрес>, строение 3. Между ООО «Новая Энергетика» и МУП «Тура Энерго» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ-Т «О теплоснабжении», в соответствии с которым ООО «Новая Энергетика» является организацией, владеющей источником выработки тепловой энергии и теплоносителя (котельными) и осуществляющей производство тепловой энергии и теплоносителя с целью их продажи теплоснабжающей организации. В сентябре 2018 межу МУП «Тура Энерго» и ООО «Новая Энергетика» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ-Э, предметом которого является оказание услуг по поддержанию исправного работоспособного состояния и периодическое восстановление с учетом фактического технического состояния БМК, аварийно – диспетчерское обслуживание объекта.

В ходе контрольных мероприятий установлено, что ЦВК не осуществляет выработку тепловой энергии. При этом, в штат МУП «Тура Энерго» по срочным трудовым договорам приняты 15 человек. По договору оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ-Э МУП «Тура Энерго» обязано иметь в штате обученный квалифицированный персонал, необходимый для оказания услуг по данному договору, а также обеспечить наличие постоянного обслуживающего персонала на котельной, а ООО «Новая Энергетика» обязуется своевременно оплачивать услуги ответчика. МУП «Тура Энерго» понесены затраты на выплаты работникам, обслуживающим БМК, зарплаты и отчислений на общую сумму 290 199 рублей 81 копейка, что привело к нецелевому использованию средств бюджета городского округа Верхняя Тура, так как БМК в состав муниципальной собственности не входит. В ходе осмотра водопроводно-насосной станции, функцией которой является обеспечение водой требуемого качества для технологических нужд БМК и подпиткой тепловой сети, установлено, что данное здание обслуживается 4 машинистами, принятыми в МУП «Тура Энерго» по одному в смене. При этом, МУП «Тура Энерго» не владеет данными имуществом в связи с прекращением права хозяйственного ведения (постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Размер выплаченной заработной платы составил 168 438 рублей 18 копеек, что также признается нецелевым использованием средств субсидии, поскольку расходы не соответствуют целям, на достижение которых выделена субсидия.

Таким образом, Предприятием не использовалась ЦВК для выработки тепловой энергии в городе, в хозяйственном ведении отсутствовали объекты водозабора. Работники, принятые по срочным трудовым договорам на ЦВК в июле 2018 года осуществляли трудовую деятельность на БМК. Данным работникам производилась выплата заработной платы, в том числе и за счет средств выделенной субсидии из местного бюджета. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нецелевом расходовании средств, предоставленных в качестве субсидии из бюджета городского округа Верхняя Тура в размере 458 637 рублей 99 копеек.

Администрацией городского округа Верхняя Тура, как главным распорядителем бюджетных средств, не проверялась достоверность сумм расходов, включенных в расчет-заявки для определения размера субсидии, необходимой МУП «Тура Энерго», в связи с чем, в октябре незаконно выплачена субсидия в размере 174 225 рублей 95 копеек.

Контрольным органом городского округа Верхняя Тура в отношении Предприятия вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием обеспечить возврат в бюджет городского округа Верхняя Тура средств субсидии, использованных по нецелевому назначению в сумме 458 637 рублей 99 копеек, средства завышенных и неподтвержденных фактических расходов по расчетам - заявкам за октябрь 2018 года, полученные МУП «Тура Энерго» в общей сумме 174 225 рублей 95 копеек, остатки не использованной субсидии по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 484 рубля 03 копейки.

Директором МУП «Тура Энерго» на момент нецелевого расходования бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии, являлся Добош С.М. на основании постановления Главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашения о предоставлении субсидии, а также приказы о выплате работникам, осуществляющим трудовую деятельность на объектах, не относящихся к муниципальному имуществу, заработной платы (в том числе премий) подписаны Добошем С.М., как директором предприятия, который осознавал противоправность своих действий, выраженных в нецелевом расходовании средств, предоставленных в качестве субсидии, понимал, что он за счет средств бюджета городского округа Верхняя Тура осуществляет выплату заработной платы лицам, работающим в коммерческой организации - ООО «Новая энергетика», следовательно, он, как руководитель унитарного предприятия, несет ответственность за убытки, причиненные как самому унитарному предприятию, так и собственнику имущества. МУП «Тура Энерго», не согласившись с вынесенным представлением контрольного органа, обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании данного представления незаконным. Постановлением Семнадцатого Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении апелляционной жалобы МУП «Тура Энерго» отказано, решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без изменения.

Определением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация городского округа Верхняя Тура и Муниципальное унитарное предприятие городского округа Верхняя Тура «Тура Энерго».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Певцова Т.Х. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлени, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Добош С.М. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал в полном объеме, просил отказать в удовлетворении иска. Суду пояснил, что он как руководитель МУП «Тура Энерго», ДД.ММ.ГГГГ заключил срочные трудовые договоры с работниками. По согласованию с Администрацией городского округа Верхняя Тура им дано указание всем работникам ЦВК, принадлежащей МУП «Тура Энерго» на праве хозяйственного ведения, вести деятельность только на ЦВК, а новую БМК, принадлежащую ООО «Новая энергетика», готовить к сдаче в эксплуатацию. Начальником участка теплоснабжения ему докладывалось только о работе сотрудников на ЦВК. О работе сотрудников на БМК ему не докладывали. Неоднократно сам посещал ЦВК, просматривал журнал приема – сдачи работ, в котором отсутствовали записи о работах, выполняемых на БМК. Здание водопроводно-насосной станции (фильтровальное отделение) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилось на праве хозяйственного ведения в МУП «Тура Энерго», которое осуществляло круглосуточную охрану станции и выполняло функции по поддержанию здания, подачи воды в коллективный сад, поддержание воды в теплотрассе, которая находится в ведении МУП «Тура Энерго», следовательно, он исполнял условия договора на хозяйственное ведение объектов. В размер заработной платы 168 48 рублей 18 копеек входит как заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так и за сентябрь 2018 когда действовал договор на технологическое обслуживание БМК насосной станции. В рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Новая Энергетика» была подписана ведомость договорной цены за сентябрь 2018 на сумму 211 679 рублей 20 копеек. В данную сумму включена заработная плата с отчислениями работникам: заработная плата машинистов с ДД.ММ.ГГГГ, а также операторов ЦВК с ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Новая Энергетика» денежные средства по договору технического обслуживания на расчетный счет МУП «Тура Энерго» не переводила, был подписан акт взаимозачета от ДД.ММ.ГГГГ. Он знал, что оплачивать заработную плату и отчисления работникам, выполнявшим работу по оказанию услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ, за счет субсидии из бюджета нельзя, а можно только оплачивать из средств собственных доходов. Он уведомил об этом главного бухгалтера /-/, который заверил его, что ведет учет субсидий. Был уверен, что полученных денежных средств – собственных доходов достаточно для выплаты заработной платы и отчислений работникам, выполнявшим работу по оказанию услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ, не используя субсидии. Умысла в нецелевом использовании субсидии не было. При формировании расчет-заявки вносились как фактические так и плановые доходы и расходы на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам. О том, что в расчет нужно вносить только фактические затраты в постановлении администрации городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ не указано. Расчет-заявки администрацией были приняты, изучены, замечаний не было.

Представитель третьего лица – Контрольного органа городского округа Верхняя Тура Демина Н.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что в 2019 году в соответствии с Планом работы Контрольного органа городского округа Верхняя Тура на первое полугодие 2019 проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018 за счет средств бюджета городского округа Верхняя Тура в виде субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности. Получателем данной субсидии в 2018 являлось МУП «Тура Энерго», директором которого был назначен Добош С.М. Предмет соглашений о предоставлении субсидий – для обеспечения бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности. Субсидии в общей сумме 4 200 000 рублей были перечислены МУП «Тура Энерго». По соглашению от ДД.ММ.ГГГГ субсидия использована не в полном объеме, остаток неиспользованной субсидии составил 484 рубля 03 копейки, который в местный бюджет не перечислен. Контрольным органом ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка ЦВК и БМК, в ходе которой установлено, что ЦВК не осуществляется выработка тепловой энергии. У сотрудников заключены срочные трудовые договоры с МУП «Тура Энерго», но ввиду того, что ЦВК деятельность не осуществляет, сотрудники трудятся на БМК. В 2018 поступлений по договору от ДД.ММ.ГГГГ-Э, заключённому МУП «Тура Энерго» с ООО «Новая Энергетика» не осуществлялись, при этом, понесены затраты на выплаты работникам, обслуживающим БМК зарплаты и отчислений в общей сумме 290 199 рублей 81 копейка. При этом, БМК в состав муниципальной собственности не входит. Также было осмотрено здание водопроводно – насосной станции, которое обслуживается 4 машинистами, принятыми в МУП «Тура Энерго». При этом, Предприятие не владеет данным имуществом, однако, заработная плата с отчислениями сотрудникам выплачена в общей сумме 168 438 рублей 18 копеек, что является нецелевым использованием средств субсидии. Вместе с тем, при предоставлении субсидии администрацией городского округа не проводилась проверка достоверности сумм расходов, включенных в расчет – заявки на основании которых формировалась сумма субсидии, в результате завышенных сумм расходов субсидия выплачена в большем размере на 174 225 рублей 95 копеек.

Представитель третьего лица администрации городского округа Верхняя Тура в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Суду представлен отзыв, из которого следует, что субсидия была предоставлена МУП «Тура Энерго» по соглашениям. Незаконность использования предоставленных субсидий доказана решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2019, вступившим в законную силу (л.д 159).

Представитель третьего лица МУП «Тура Энерго» в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В возражении на исковое заявление указал, что субсидии были предоставлены на основании заключенных соглашений с администрацией городского округа Верхняя Тура. Постановлением главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ Единой теплоснабжающей организацией в городском округе Верхняя Тура определена МУП «Тура Энерго». Предметом субсидии является обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Независимо на каком объекте теплоснабжения осуществляли деятельность работники МУП «Тура Энерго», целью расстановки кадров явилось обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения. С выводами, приведенными в решении Арбитражного суда не согласны.

Принимая во внимание доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и/или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг.

При этом, ч. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 1,3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

В силу п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Судом установлено, что постановлением Главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ создано Муниципальное предприятие Городского округа Верхняя Тура «Тура Энерго», основными видами деятельности которого являются производство, передача права и горячей воды, кондиционирование воздуха, а также забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, в связи, с чем утвержден Устав МУП «Тура Энерго» /л.д. 48/.

В соответствии с Решением Думы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете городского округа Верхняя Тура на 2018 и плановый период 2019 и 2020», Постановлением администрации Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа Верхняя Тура на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности» МУП «Тура Энерго» предоставлена субсидия, имеющая конкретное назначение: обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, между Администрацией городского округа Верхняя Тура в лице главы городского округа и МУП «Тура Энерго» в лице директора Добош С.М. заключены соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 820 000 рублей; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 680 000 рублей; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 574 688 рублей; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 125 312 рублей. Получатель субсидии по условиям соглашения принимает субсидию и использует ее строго на определенные цели. Предметом соглашений являлось предоставление из местного бюджета городского округа в 2018 году субсидии Предприятию для обеспечения бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности (л.д. 49-75).

Согласно указанных выше соглашений, Главный распорядитель бюджетных средств вправе проводить проверки целевого использования Получателем субсидий и соблюдения Получателем условий, установленных при предоставлении субсидий (п.3.1.3). Осуществлять контроль за соблюдением Получателем условий предоставления субсидий, в том числе за соблюдением целей и порядка предоставления субсидий Получателю (п.3.1.5).

Получатель субсидий обязуется возвратить остатки субсидий, не использованных в отчетном финансовом году Главному распорядителю бюджетных средств не позднее 25 декабря при завершении отчетного финансового года (п.3.3.4). При не возврате Субсидий в установленный срок Главный распорядитель бюджетных средств принимает меры по взысканию средств, подлежащих возврату в бюджет городского округа в судебном порядке (п.3.3.5).

Согласно п. 4.1, нарушение сторонами условий предоставления и целевого использования субсидий влечет ответственность в соответствии с бюджетным, гражданским, административным и уголовным законодательством, возмещение в установленном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Контрольным органом городского округа Верхняя Тура на основании распоряжения председателя контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных за счет средств бюджета городского округа Верхняя Тура в виде субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, проведена проверка МУП «Тура Энерго» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам проведенной проверки установлено, что субсидии в сумме 458 637 рублей 99 копеек, предоставленные МУП «Тура Энерго» использованы не по целевому назначению; администрацией городского округа Верхняя Тура не проверялась достоверность сумм расходов, включенных в расчет – заявки на основании которых формировалась сумма требуемой субсидии. В результате завышения сумм расходов, указанных в расчете – заявке за октябрь, объем бюджетных средств, предоставленный МУП «Тура Энерго» в виде субсидий выплачен в большем объеме, чем требовалось в сумме 174 225 рублей 95 копеек. Кроме того остатки субсидий в сумме 484 рубля 03 копейки не использованные в 2018, не перечислены в местный бюджет (л.д. 11-47, 76-110, 143-147).

На основании установленных нарушений Контрольным органом Городского округа Верхняя Тура в отношении МУП «Тура Энерго» вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием обеспечить возврат в бюджет городского округа Верхняя Тура средств субсидий, использованные по нецелевому назначению в сумме 458 637 рублей 99 копеек, средства завышенных и неподтвержденных фактических расходов по расчетам - заявкам октябрь 2018 года, полученные МУП «Тура Энерго» в общей сумме 174 225 рублей 95 копеек, остатки не использованной субсидии по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 484 рублей 03 копейки. МУП «Тура Энерго», не согласившись с вынесенным представлением контрольного органа, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании данного представления недействительным.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2019 (решение в окончательной форме принято 21.10.2019) в удовлетворении заявления МУП «Тура Энерго» отказано, представление Контрольного органа признано законным и не подлежащим отмене (л.д. 111-115). Постановлением Семнадцатого Арбитражного суда Свердловской области от 15.01.2020 (постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2020), решение Арбитражного суд Свердловской области от 14.10.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (л.д. 116-119).

Согласно ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.Таким образом, вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда имеет в данном случае преюдициальный характер. Нецелевое использование субсидий, завышение сумм расходов, указанных в расчете – заявке за октябрь 2018, невозврат в бюджет остатков неиспользованной субсидии МУП «Тура Энерго» под руководством ответчика, размер денежных средств установлены судебным актом. Доводы, приведенные ответчиком в судебном заседании (л.д. 148-198) были предметом исследования при рассмотрении дела по заявлению об оспаривании представления Контрольного органа, отклонены судом.

В соответствии со статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Постановлением Главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ создано МУП «Тура Энерго», директором которого назначен Добош С.М.

Согласно п. 2.4.8 трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Тура Энерго» Добош С.М. обязан обеспечивать целевое использование средств, предоставляемых предприятию из городского бюджета и внебюджетных фондов, несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб предприятию (п. 7.3), несет ответственность за убытки, причиненные учреждению его виновными действиями (бездействием) (п. 7.4) (л.д. 173-177).

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из установленных трудовым договором обязанностей Добош С.М. как директора МУП «Тура Энерго», ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, прямого действительного ущерба и убытков, причиненных работодателю виновными действиями (бездействием).

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию госпошлина в размере, определённом п.п.1 п.1 ст.333.19 НК Российской Федерации в размере 9533 рубля 47 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах городского округа Верхняя Тура к директору Муниципального унитарного предприятия городского округа Верхняя Тура «Тура Энерго» Добош Сергею Мартоновичу о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению-удовлетворить.

Взыскать Добош Сергея Мартоновича в доход бюджета городского округа Верхняя Тура денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, использованные не по целевому назначению в размере 458 637 рублей 99 копеек, завышенные и не подтвержденные расходы по расчет-заявкам за октябрь 2018 в размере 174 225 рублей, остатки неиспользованной субсидии в размере 484 рубля 03 копейки, а всего 633 347 рублей 02 копейки.

Взыскать Добош Сергея Мартоновича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 9533 рубля 47 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Мальцева