ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-509/2013 от 06.08.2013 Хасанского районного суда (Приморский край)

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос.Славянка                                                                                                             06.08.2013 г.

         Хасанский районный суд Приморского края в составе председательствующего

Судьи Кротовой Н.И.

С участием прокурора Варавенко В.М.

При секретаре Ситюк Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Хасанского района в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании Устава Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в части противоречащим требованиям действующего законодательства и недействующим в этой части и обязании внесения изменений в Устав.

                                                     У С Т А Н О В И Л :

          И.о.прокурора Хасанского района обратился в суд в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании Устава Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в части противоречащим требованиям действующего законодательства и обязании внесения изменений в Устав, указывая на то, что Устав Славянского городского поселения принят решением муниципального комитета № 213 от 05.10.2007 г., официально зарегистрирован и опубликован в Бюллетене правовых актов. В последующем в него вносились изменения и дополнения. В соответствии со статьей 9 Устава Славянского городского поселения на территории Славянского городского поселения для решения вопросов местного значения, определенных настоящим Уставом, может проводиться местный референдум. Пунктом 2 части 2 статьи 9 Устава Славянского городского поселения определено, что обязательному вынесению на местный референдум подлежат вопросы возможности строительства на территории поселения объектов, наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде.

         Вместе с тем, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

          Статьей 7 Закона Приморского края от 05.01.2004 № 97-КЗ "О местном референдуме в Приморском крае" установлено, что на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Перечень вопросов местного значения поселения определен статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данный перечень является закрытым и вопросы охраны окружающей среды, так же как и охраны жизни и здоровья населения не отнесены к вопросам местного значения поселения.

          Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений в сфере охраны окружающей среды отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям муниципального района - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

            Статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья граждан определены полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, при этом органы местного самоуправления поселений какими-либо полномочиями в данной сфере правоотношений не наделены.

               Таким образом, вопросы возможности строительства на территории у поселения каких-либо объектов, в том числе и наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде, не являются вопросами местного значения поселения, и, следовательно, не могут быть вынесены на местный референдум поселения.

           Данные вопросы могут быть вынесены только на местный референдум муниципального района в рамках проведения экологической экспертизы.

           Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 9 Устава Славянского городского поселения противоречит действующему законодательству и не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просит признать пункт 2 части 2 статьи 9 Устава Славянского городского поселения противоречащим действующему законодательству и в связи с этим недействующим в данной части и обязать муниципальный комитет Славянского городского поселения привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Устав Славянского городского поселения.

          В судебном заседании прокурор поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, и дополнил, что по итогам публичных слушаний решение о приведении Устава в соответствие с действующим законодательством не принято и до настоящего времени изменения в Устав не внесены.

         Представитель заинтересованного лица муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в судебное заседание не прибыл, о слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайство об отложении дела слушанием в суд не направил.

           Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований по следующим основаниям.

           В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

           Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

            В силу пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

            Судом установлено, что Устав Славянского городского поселения принят решением муниципального комитета Славянского городского поселения № 213 от 05.10.2007 г., официально зарегистрирован и опубликован в Бюллетене правовых актов. В последующем в Устав вносились изменения и дополнения.

            Статьей 9 Устава Славянского городского поселения на территории Славянского городского поселения для решения вопросов местного значения, определенных настоящим Уставом, может проводиться местный референдум. Пунктом 2 части 2 статьи 9 Устава Славянского городского поселения определено, что обязательному вынесению на местный референдум подлежат вопросы возможности строительства на территории поселения объектов, наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде.

           Однако в этой части Устав противоречит действующему законодательству.

            Так, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

              Статьей 7 Закона Приморского края от 05.01.2004 № 97-КЗ "О местном референдуме в Приморском крае" установлено, что на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

               Перечень вопросов местного значения поселения определен статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и этот перечень является закрытым. И вопросы охраны окружающей среды, так же как и охраны жизни и здоровья населения не отнесены к вопросам местного значения поселения.

        Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений в сфере охраны окружающей среды отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям муниципального района - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

        Статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья граждан определены полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, при этом органы местного самоуправления поселений какими-либо полномочиями в данной сфере правоотношений не наделены.

       Таким образом, как следует из вышеназванных норм законов, вопросы возможности строительства на территории у поселения каких-либо объектов, в том числе и наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде, не являются вопросами местного значения поселения.

         То есть в данном случае такой вопрос не может быть вынесен на местный референдум поселения.

         При этом следует учесть, что указанные вопросы могут быть вынесены только на местный референдум муниципального района в рамках проведения экологической экспертизы, а равно разрешаться администрацией самого поселения при выдаче разрешения на строительство в соответствии с градостроительным законодательством без проведения референдума.

           Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что пункт 2 части 2 статьи 9 Устава Славянского городского поселения противоречит действующему законодательству и не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            В связи с чем, имеются основания для признания указанного п.2 ч.2 ст. 9 Устава недействующим со дня его принятия и возложении на муниципальный комитет поселения обязанности о приведении Устава в этой части в соответствие с требованиями действующего законодательства.

            Заинтересованным лицом опровергающих доказательств в суд не представлено.      

            Оснований для установления иного срока для признания недействующим указанного пункта Устава, по мнению суда, не имеется

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л :

        Заявление и.о. прокурора Хасанского района в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании Устава Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в части противоречащим требованиям действующего законодательства и недействующим в этой части и обязании внесения изменений в Устав удовлетворить.

         Признать недействующим п.2 ч.2 статьи 9 Устава Славянского городского поселения со дня его принятия и обязать Муниципальный комитет Славянского городского поселения в срок три месяца со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства ч.2 ст. 9 Устава Славянского городского поселения.

       Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца через Хасанский районный суд.

        Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2013 г.

Председательствующий:                                                                    Н.И. Кротова