Дело №(5) 66RS0№-14
изготовлено 02.03.2022 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<//>
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при помощнике судьи Глушковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с указанным иском, просил обязать Администрацию принять меры по подготовке документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйственной вещи и возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет следующей бесхозяйной недвижимой вещи - тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК 09-09а/1 до наружной стены тепловой камеры на выходе к зданиям по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что спорные сети являются бесхозяйными, собственник отсутствует, что привело к аварийной ситуации.
В судебном заседании представитель истца настаивал на доводах иска, просил удовлетворить, установить срок 18 месяцев.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что сети эксплуатируются ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес>, находятся на режимном объекте, вход ограничен на этот объект, поэтому передача сетей в муниципальную собственность затруднит их обслуживание, считает, что сети не обладают признаками бесхозяйных, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ОАО «ЕТК» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещена надлежащим образом, о причине неявки не известила, ходатайств об отложении не заявляла, ранее в судебном заседании также возражала против удовлетворения иска, представив отзыв, и пояснив, что согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности, сети эксплуатируются ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес>, они не являются бесхозяйными.
Представитель УФСБ по доверенности в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не заявлял, ранее в судебном заседании пояснив, что препятствий для прохода на объект, не имеется, допуск осуществляется по предоставленным данным, на конкретных лиц оформляется пропуск.
Представитель ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес> по доверенности в судебном заседании пояснил, что спорные сети расположены за пределом земельного участка, принадлежащего МВД, сети безхозны, состояние аварийное, неоднократно ставился вопрос о передаче ответчику, но вопрос не решен.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Прокуратурой <адрес> г. Екатеринбурга проведена проверка, в ходе которой выявлены указанные объекты инженерной инфраструктуры, расположенные на территории <адрес> г. Екатеринбурга, которые не приняты на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
На основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от <//> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с Порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества, определен действующим с <//> Приказом Минэкономразвития России от <//>N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", в силу пункта 5 которого, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав). На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.
При указанных обстоятельствах и вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по совершению действий, связанных с обращением бесхозяйных объектов в муниципальную собственность, поскольку суду не представлены доказательства исполнения ответчиком вышеприведенных требований закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействие Администрации города Екатеринбурга, которая обязана принять своевременные меры по подготовке и обращению с заявлением в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимого имущества (бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры), расположенных на территории <адрес> г. Екатеринбурга, нарушает право неопределённого круга лиц, проживающих на территории <адрес> г. Екатеринбурга, на безопасное функционирование сетей, и может повлечь получение услуг ненадлежащего качества, а также может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Жизнь, здоровье, имущество граждан, неопределённого круга лиц являются охраняемыми законодательством объектами права.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает требования подлежащими удовлетворению, вместе с тем, с учетом представленных стороной ответчика обоснованных доводов относительно срока исполнения решения суда, срок исполнения считает возможным установить 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из необходимости проведения соответствующих мероприятий, необходимых для постановки на учет.
Доводы ответчика относительно невозможности допуска на объект, в случае удовлетворения иска и необходимости возложения обязанности по эксплуатации на ОАО «ЕТК», в судебном заседании своего подтверждения не нашли, представитель ФСБ пояснила возможность обеспечения представителям ОАО «ЕТК» допуска по отдельному списку конкретных лиц на режимный объект, кроме того, представители ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес>, то есть эксплуатирующей организации в настоящее время, также оформляются списком по согласованию для обслуживания спорных сетей.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от <//>N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренном Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от <//>N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Несмотря на подписанную сторонами ранее схему разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения спорного участка тепловой сети к балансовой принадлежности ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес> ввиду отнесения к его эксплуатационной ответственности, поскольку в силу закона именно на ответчика возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния, обслуживанию и содержанию бесхозяйного участка тепловой сети.
Доводы относительно отсутствия признаков бесхозности у спорных сетей, в виду эксплуатации их третьим лицом ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес>, судом отклоняются, поскольку ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес> не является законным владельцем спорного участка сети, осуществляет фактическую эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети в целях исполнения договорных обязательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность в течение 18 месяцев после вступления в законную силу настоящего решения суда принять меры по постановке на учет и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет следующих бесхозяйных недвижимых вещей:
- тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК 09-09а/1 до наружной стены тепловой камеры на выходе к зданиям по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано сторонами в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы в гражданскую коллегию Свердловского областного суда через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись. копия верна. Судья: