ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-50/17 от 21.02.2017 Кемского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-50/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 февраля 2017 года г. Кемь, РК

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гордевич В.С.,

при секретаре Гавриловой Н.Б.,

с участием помощника прокурора Кемского района Демьяка Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о признании права на получение социального пособия на третьего ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с названными требованиями по тем основаниям, что ФИО1 имеет троих несовершеннолетних детей: И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ал., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ан., ДД.ММ.ГГГГ г.р. 25.11.2016 истец обратилась в ГКУ СЗ «ЦСР» с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия на третьего ребенка за период с 01.10.2016 по 10.12.2016. В заявлении она отразила, что ее семья состоит из четырех человек: ее самой и троих ее детей, доход семьи за предшествующие обращению 3 месяца (август - сентябрь - октябрь) состоит из заработной платы ФИО1 - <данные изъяты>,64 рублей, алиментов от ФИО2 <данные изъяты>,54 рублей, пенсии по случаю потери кормильца на дочь И. - <данные изъяты> рублей, оплаты из средств Республиканского материнского капитала за детский сад <данные изъяты> рублей. По итогам рассмотрения данного обращения ФИО1 направлено письмо ГКУ СЗ «ЦСР» от 29.11.2016 № 1346 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, мотивированное тем, что семья ФИО1 не воспользовалась возможностью по увеличению своих доходов, а именно истец не обратилась за оформлением выплаты алиментов в нотариальном порядке либо в судебном порядке. Прокурор полагает, что данный довод не является законным для отказа в назначении пособия, т.к. заявитель отразила имеющиеся доходы в полном объеме, включая получаемые выплаты на содержание детей, которые и являются в данном случае мерой по увеличению доходов малообеспеченной семьи. Истец имеет право на получение денежных средств на содержание детей в добровольном порядке от ФИО2, без обращения в суд либо к нотариусу, т.к. размер выплачиваемых денежных средств соответствует установленному законом. Пункт 17 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 13.04.2011 № 537, перечисляет исчерпывающий перечень документов, которые предъявляются гражданами для предоставления государственной услуги по подпункту «г» пункта 2 Административного регламента: свидетельство о рождении ребенка; свидетельства о рождении предыдущих детей либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей). При подаче заявления и документов гражданином предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. ФИО1 представила документы сверх требуемого перечня. Кроме того, по пункту 20 Административного регламента при предоставлении государственной услуги специалист Центра, ответственный за прием и проверку документов, не вправе требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Таким образом, не имелось оснований для затребования у ФИО1 излишних документов, а именно документа о получении алиментов именно в судебном либо нотариальном порядке.

Пункт 22 Административного регламента строго определяет основания для отказа в предоставлении государственной услуги, среди которых обозначенное сотрудниками центра основание, отсутствует. Аналогично основания отказа, изложенные в письме от 11.11.2016, отсутствуют и в статье 4 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК.

Прокурор просил: признать право ФИО1 на получение социального пособия на третьего ребенка за период с 01.10.2016 года по 10.12.2016 года и обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и района» назначить ФИО1 социальное пособие на третьего ребенка за период с 01.10.2016 года по 10.12.2016 года.

Определением суда от 11 января 2017 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала и пояснила, что с бывшим мужем ФИО2 расторгла брак в судебном порядке 11.07.2016 г., вопрос об уплате алиментов судом не разрешался. С мужем договорились, что он сам будет выплачивать алименты. Бухгалтерия с него удерживает алименты в размере 33% на двоих совместных детей. В августе 2016 г. муж написал заявление и в сентябре 2016 г. она получила алименты за 2 месяца. Ей в Центре предлагали оформить нотариальное соглашение об уплате алиментов. Оформить у нотариуса такое соглашение стоит 3 тыс. руб. Она сказала об этом бывшему супругу, но он ответил, что и так платит алименты, а это - лишние расходы, и он платить за это не собирается.

Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, в поступившей телефонограмме просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, в котором указано, что заявленные требования противоречат действующему законодательству, а именно: Порядку исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 31.12.2015 № 2582 (далее - Порядок). В соответствии с ч. 3 п. 1 Порядка государственная социальная помощь не предоставляется в случаях, когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством, в том числе заработной платы, пенсии, алиментов, различных пособий, компенсационных выплат и субсидий. Действующим семейным законодательством предусмотрено право ФИО1 на получение алиментов от ФИО2

Статьей 81 Семейного кодекса РФ установлено, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на двух несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере одной трети заработка и (или) иного дохода родителя. Кроме того, размер этих долей может быть увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Представленная справка с места работы ФИО2 не свидетельствует о том, что в пользу ФИО1 перечисляется одна треть его заработной платы. При таких обстоятельствах Центр исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 138 Трудового кодекса РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, в случае если такое удержание производится не в рамках исполнительного производства.

Из чего следует, что, не реализовав свое право на получение алиментов, ФИО1 тем самым намеренно снижает социальную защищенность собственной семьи и поэтому не имеет право на получение адресной социальной помощи в форме социального пособия на третьего ребенка.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ранее от представителя третьего лица по доверенности ФИО4 поступил отзыв, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, аналогичным основаниям, приведенным в отзыве ответчика.

Суд, заслушав прокурора, поддержавшего исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, истца ФИО1, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что истец ФИО1 является матерью несовершеннолетних: И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ал., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ан., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 3 года. Брак ФИО1 с Ал. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом в паспорте истца (л.д. 11) и копией Свидетельства о расторжении брака, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС РК РФ (л.д. 30).

25 ноября 2016 года ФИО1 обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия на третьего ребенка за период с 10.10.2016 года по 10.12.2016 года л.д. 20-21), указав в заявлении, что доход ее семьи за предшествующие обращению 3 месяца (август - сентябрь - ноябрь) состоит из заработной платы ФИО1 - <данные изъяты> рублей, алиментов от ФИО2 <данные изъяты> рублей, пенсии по случаю потери кормильца на дочь И. - <данные изъяты> рублей, оплаты из средств Республиканского материнского капитала за детский сад <данные изъяты> рублей.

Решением начальника ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» № 211 от 29 ноября 2016 года (л.д. 19) ФИО1 отказано в предоставлении мер социальной поддержки на третьего ребенка согласно п. 1 Порядка исполнения государственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год, в соответствии с которым государственная социальная помощь не предоставляется в случаях, когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин либо один из трудоспособных членов малоимущей семьи не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством, в том числе алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В соответствии с письмом от 29.11.16 г. № 1346 (л.д. 8-9), которое было направлено ответчиком истцу по итогам рассмотрения заявления ФИО1, основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки явилось не предоставление ФИО1 документа, подтверждающего получение алиментов на содержание детей: Ал. и Ан., размер которых установлен в судебном порядке, либо нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, заключенное с отцом детей ФИО2. В письме также указано, что без предоставления названных документов, оказание государственной социальной помощи невозможно.

Статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В Республике Карелия принят Закон от 16.12.2005 года № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей», регулирующий отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия на ребенка.

В соответствии с частью 3 статьи 1 данного Закона под многодетной семьей понимается семья со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, имеющая в своем составе родителей (родителя), трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательной организации по очной форме обучения.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 16.12.2005 N 927-ЗРК "О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей" ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста в размере, установленном в соответствии с законодательством Республики Карелия о прожиточном минимуме для детей. Указанная выплата предоставляется на условиях и в порядке, определяемых ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи.

В статье 4 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» указано, что право на получение государственной социальной помощи имеют определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законом РК.

В соответствии со статьей 6 того же Закона № 270-ЗРК государственная социальная помощь назначается по письменному заявлению гражданина от себя лично или от имени своей семьи, в котором отражаются сведения о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Приведенные выше положения о назначении пособия на третьего и (или) последующих детей также закреплены в Порядке исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 31.12.2015 № 2582.

Статья 2 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» определяет, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).

Статья 5 указанного Закона № 44-ФЗ предусматривает, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

В соответствии с п. «ж» ст. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе другие доходы семьи, в которые включаются: алименты, получаемые членами семьи.

Постановлением Правительства РК «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Республике Карелия» от 22.08.2016 г. № 319-П прожиточный минимум на душу населения установлен в размере 12985 руб. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Судом установлено, что на момент обращения с заявлением в Центр и за три месяца, предшествующие обращению, доход истца ФИО1 и ее детей состоял из заработной платы, получаемой ФИО1 в сумме <данные изъяты>, алиментов от ФИО2 в сумме <данные изъяты> рублей, пенсии по потере кормильца на дочь И. в сумме <данные изъяты> рублей, и оплаты из средств республиканского материнского капитала за детский сад в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей, следовательно, среднедушевой доход семьи ФИО1 на момент обращения с заявлением в Центр составил: <данные изъяты> руб. (доход истца за три месяца, предшествующих подаче заявления: август, сентябрь, октябрь 2016 г. в соответствии с представленными истцом справками) : 3 (месяца) : 4 (человека) = <данные изъяты> рублей, что ниже размера прожиточного минимума на душу населения, установленного приведенным выше Постановлением Правительства РК от 22.08.2016 № 319-П.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 13.04.2011 года № 537 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи в форме назначения и выплаты социальных пособий.

В соответствии с пп. «г» п.2 Административного регламента государственная услуга предоставляется проживающим на территории Республики Карелия гражданам Российской Федерации, из числа родителей (усыновителей) при рождении (усыновлении) с 1 января 2013 года третьих и последующих детей до достижения детьми возраста трех лет.

В пункте 17 Административного регламента указан исчерпывающий перечень документов, которые предъявляются гражданами для предоставления государственной услуги по подпункту «г» пункта 2 Административного регламента: свидетельство о рождении ребенка; свидетельства о рождении предыдущих детей либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей). При подаче заявления и документов гражданином предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В соответствии с п. 20 Административного регламента при предоставлении государственной услуги специалист Центра, ответственный за прием и проверку документов, не вправе требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В соответствии с ч.1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (ч. 2 статьи 80 Семейного кодекса РФ).

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации гарантирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе для воспитания детей.

Как следует из представленной по запросу суда справки ОАО «Российские железные дороги» № 56 от 25.01.2017 года бывший супруг истца - ФИО2 на основании заявления от 05.08.2016 года с августа 2016 года выплачивает алименты в пользу ФИО1 в размере 33 % на содержание детей Ал., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ан., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что также подтверждается расчетными листками за сентябрь и ноябрь 2016 г., выданными ФИО2 ОАО «РЖД» (л.д. 42,43).

В соответствии с пунктом 22 Административного регламента и ст. 9 Закона Республики Карелия от 09.03.1988 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» основаниями для отказа гражданину в предоставлении государственной услуги являются: предоставление неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Частью 3 пункта 1 Порядка исполнения государственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год, предусмотрено, что государственная социальная помощь не предоставляется в случае, когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин либо один из трудоспособных членов малоимущей семьи не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством, в том числе алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Учитывая изложенное и приведенные нормы права, учитывая, что: многодетная семья ФИО1 является семьей со среднедушевым совокупным доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории; ФИО1 имеет третьего ребенка – дочь Ан., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; положения Семейного кодекса РФ не содержат обязательных условий выплаты алиментов на содержание детей на основании нотариально удостоверенного соглашения, либо на основании решения суда; ФИО1 реализована возможность увеличить свои доходы путем заключения соглашения с бывшим супругом по уплате алиментов на двоих детей; ФИО1 при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на третьего ребенка были предоставлены все необходимые документы, в том числе справка о получении алиментов от ФИО2 на содержание детей Ал. и Ан. за последние три месяца, в размере 33 % от заработка ФИО2, а именно в размере, соответствующем требованиям ч.1 ст. 81 Семейного кодекса РФ; оснований для отказа в назначении пособия, приведенных в Решении № 211 от 29.11.2016 г. об отказе истцу в государственной социальной помощи, изложенные выше пункт 22 Административного регламента и ст. 9 Закона Республики Карелия от 09.03.1988 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» не содержат, суд признает названное Решение незаконным, а исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку судом установлено, что на момент подачи заявления в Центр истец была малоимущей, следовательно, имела право на предоставление мер социальной поддержки, суд признает за истцом право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячного государственного пособия на детей из многодетных семей за период с 01 октября 2016 года по 10 декабря 2016 года и полагает необходимым обязать ответчика назначить ФИО1 социальное пособие на третьего ребенка за период с 01 октября 2016 года по 10 декабря 2016 года, то есть до дня достижения несовершеннолетней Ан. возраста 3-х лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кемского района - удовлетворить.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежемесячного государственного пособия на третьего ребенка за период с 01 октября 2016 года по 10 декабря 2016 года.

Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» назначить ФИО1 социальное пособие на третьего ребенка за период с 01 октября 2016 года по 10 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.С. Гордевич

Решение в окончательной форме вынесено 22 февраля 2017 года.