№ 2-50/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Целованьевой Н.А.,
при секретаре Ивановой Л.А..,
с участием: помощника прокурора Милютинского района Водянниковой Е.Н., представителя ответчика - директора МУП «АТП» Милютинского района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Автотранспортное предприятие», об обязании принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с первоначальным иском к ответчикам МУП «АТП» Милютинского района и администрации МО «Милютинский район» об обязании принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения.
Во время рассмотрения дела в суде, отказался от исковых требований к ответчику администрации МО «Милютинский район» и отказ был принят судом.
В обоснование своих требований к МУП «АТП» Милютинского района указывает на то, что прокуратурой Милютинского района во исполнение указания прокурора Ростовской области от 31.10.2013 № 187/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения Милютинского района.
В ходе проверки установлено, что МУП «АТП» осуществляет деятельность по водоснабжению населения МО «Милютинский район». В хозяйственном ведении предприятия с 02.08.2017 находится объект водоснабжения-Центральный водозабор, посредством которого осуществляется водоснабжение населения Милютинского района (постановление от 02.08.2017 № 535).
Постановлением главы администрации Милютинского района от
01.06.2016 № 357 утвержден Перечень объектов жизнеобеспечения и
объектов с массовым пребыванием людей, в который в качестве объекта
жизнеобеспечения, включен объект водоснабжения-Центральный водозабор.
Поскольку данный объект является объектом жизнеобеспечения, он
рассматривается как объект возможных террористических и диверсионных
посягательств, в связи с чем, необходимо принятие мер по обеспечению его
антитеррористической защищенности и безопасности от несанк-ционированных действий и террористической угрозы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 № 1055 утверждены требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности данных объектов (территорий).
В ходе проверки установлено, что в организации должностное лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической безопасности объекта-Центральный водозабор, не назначено, должностная инструкция ответственного за антитеррористическую безопасность на объекте лица на предприятии не разработана.
Положение об организации охраны объекта, а также План охраны объекта при угрозе или совершении террористического акта, на предприятии также не разработан, охрана объекта надлежащим образом не осуществляется.
В связи с тем, что предприятие также осуществляет деятельность по транспортному обеспечению перевозок пассажиров, на предприятии приняты меры по обеспечению транспортной безопасности.
В ходе проверки также установлено, что на объекте отсутствует инструкция по пропускному и внутриобъектному режиму; инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; инструкция по охране объекта. Круглосуточная охрана объекта не осуществляется.
В ходе проверки также установлено, что на объекте не разработан паспорт антитеррористической безопасности объекта.
Освещение территории по периметру в ночное время суток на объекте не осуществляется. Имеющееся на объекте освещение не позволяет в ночное время суток производить осмотр территории в полном объеме в целях пресечения фактов проникновения на объект посторонних лиц.
Кроме того, на объекте отсутствует охранная и пожарная сигнализации, а также кнопка экстренного вызова полиции. Системой видеонаблюдения территория по периметру объекта не оснащена.
На объекте отсутствуют журналы учета посетителей, проведения инструктажей о порядке действий персонала при угрозе или совершении теракта, при обнаружении бесхозяйных вещей и посторонних предметов.
В ходе проверки также установлено, что занятия, тренировки и инструкции по действиям должностных лиц при угрозе или совершении ЧС, в том числе теракта, на объекте не планируются и фактически не проводятся.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что объект жизнеобеспечения уязвим для несанкционированных посягательств террористической и диверсионной направленности. Принимаемые на объекте меры не способствует укрепленности и обеспечению безопасности объекта, что недопустимо.
Обязательным условием для обеспечение безопасности любого объекта является принятие мер, направленных на недопущение проникновения на объект посторонних лиц и транспорта; охране объекта, принятие организационных мер, направленных на координацию действий должностных лиц в случае угрозы или совершении террористического акта или иной ЧС.
Указывает, что финансирование МУП «АТП» осуществляется администрацией Милютинского района в качестве финансовой поддержки в виде субсидирования на покрытие расходов предприятия, понесенных в ходе осуществления им своей деятельности.
Согласно разделу 2 Устава МУП «АТП», предприятие имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления его деятельности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие, в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, осуществляет права владения и пользования в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.
В связи с тем, что на досудебной стадии подготовки к рассмотрению данного искового заявления администрацией района, как учредителем МУП «АТП» и МУП «АТП» приняты меры по устранению некоторых нарушений: обеспечение объекта водоснабжения телефонной связью, обеспечение физической охраны объекта круглосуточно, а также устранения повреждений в ограждении, прокурором в окончательном варианте заявлены следующие исковые требования: обязать МУП «АТП» принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоснабжения - «Центральный водозабор», путем:
- приведения Паспорта антитеррористической защищенности объекта
жизнеобеспечения-«Центральный водозабор» в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12. 2016 № 1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
-назначения в МУП АТП должностного лица, ответственного за антитеррористическую безопасность объекта-«Центральный водозабор»;
-разработки должностной инструкции ответственного за антитеррористическую безопасность на объекте лица;
-разработки Положения об организации охраны объекта, инструкции по пропускному и внутриобъектному режиму, инструкции (памятка) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; инструкция по охране объекта;
- ведения журналов учета посетителей объекта;
- разработки плана проведения занятий, тренировок и инструктажей по действиям должностных лиц при угрозе или совершении ЧС, в том числе теракта;
- принятия мер по устройству ограждения со стороны <адрес> обеспечивающего пресечение несанкционированного
проникновения на территорию объекта посторонних лиц и транспорта, путем
устройства дополнительных инженерных средств защиты, препятствующих
проникновению на территорию объекта.
В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Водянникова Е.Н. уточненные исковые требования прокурора поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МУПАТП Милютинского района ФИО1 в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление прокурора, согласно которому:
МУПАТП признает требования в части:
-принятия мер по устройству ограждения со стороны <адрес>, обеспечивающего пресечение несанкционированного проникновения на территорию объекта посторонних лиц и транспорта, путем устройства дополнительных инженерных средств защиты,препятствующих проникновению на территорию объекта - в виде установки с внутренней стороны ограждения бетонных блоков.
В то же время должная безопасность объекта обеспечивается путем проведения следующих мероприятий:
1) круглосуточное дежурство персонала в количестве 4-х человек,
осуществляющего охрану территории объекта.
2) наличие полного ограждения но периметру территории.
12.01.2018 г. МУПАТП был устранен открытый проем в ограждении объекта со стороны <адрес>, где ограждение установлено в виде сетчатых панелей (акт осмотра с приложенными фотографиями имеется в материалах дела). На данный момент после устранения проема данное ограждение препятствует проникновению на территорию объекта и является инженерным заграждением, обеспечивающим необходимый уровень защиты от проникновения.
МУП АТП признает данные требования прокурора об обязании принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоснабжения -«Центральный водозабор», путем приведения Паспорта антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения - «Центральный водозабор» в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; назначения в МУП АТП должностного лица, ответственного за
антитеррористическую безопасность объекта - «Центральный водозабор»; разработки должностной инструкции ответственного за антитеррорис-тическую безопасность на объекте лица; разработки положения об организации охраны объекта, инструкции по пропускному и внутриобъектному режиму, инструкции(памятки) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях, инструкция по охране объекта; ведению журнала учета посетителей объекта, разработки плана проведения занятий, тренировок, инструктажей по действиям должностных лиц при угрозе или совершении ЧС, в том числе теракта.
Ответчик просит суд в случае удовлетворения исковых требований учитывая, что процедура согласования и актуализации паспорта безопасности объекта в соответствии с Требованиями утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1467 требует довольно длительного времени, предоставить отсрочку исполнения решения в 6 месяцев.
Выслушав помощника прокурора Водянникову Е.Н., представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.06 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму», терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Противодействие терроризму - деятельность государственных органов и органов власти по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.06 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных нрав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма.
МУП «АТП» осуществляет деятельность по водоснабжению населения МО «Милютинский район».
В хозяйственном ведении предприятия с 02.08.2017 находится объект водоснабжения-Центральный водозабор, посредством которого осуществляется водоснабжение населения Милютинского района (постановление от 02.08.2017 № 535).
Постановлением главы администрации Милютинского района от
01.06.2016 № 357 утвержден Перечень объектов жизнеобеспечения и
объектов с массовым пребыванием людей, в который в качестве объекта
жизнеобеспечения, включен объект водоснабжения-Центральный водозабор.
Поскольку данный объект является объектом жизнеобеспечения, он
рассматривается как объект возможных террористических и диверсионных
посягательств, в связи с чем, необходимо принятие мер по обеспечению его
антитеррористической защищенности и безопасности от несанкционированных действий и террористической угрозы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17,10.2016 № 1055 утверждены требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности данных объектов (территорий) (далее- Требования).
П.п. 19, 20, 22 Требований установлено, что для каждой категории объектов (территорий) жилищно-коммунального хозяйства устанавливается комплекс мероприятий в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.
При этом, антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению
антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) оборудования объекта (территории) средствами инженерной защиты и
инженерно-техническими средствами охраны;
в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте
(территории);
г) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий
совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации
угрозы совершения террористического акта на объекте (территории).
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) включают в себя:
а) разработку организационно-распорядительных документов по
организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте
(территории);
б) определение должностных лиц, ответственных за
антитеррористическую защищенность объекта (территории) и его
критических элементов;
в) проведение учений и (или) тренировок с работниками объекта
(территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при
совершении террористического акта на объекте (территории);
г) контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и
защиты объекта (территории), а также за уровнем подготовленности
подразделения охраны объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории);
д) информирование работников объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности объекта (территории) и о содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории).
П. 23-26 Требований установлено, что выбор и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на создание (совершенствование) системы инженерно-технической укрепленности объекта (территории) в зависимости от категории объекта (территории).
Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории), на трудно просматриваемых участках периметра и в уязвимых местах объекта (территории).
Инженерно-технические средства охраны должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения на объект (территорию), в охраняемые здания (сооружения) и (или) помещения объекта (территории) на время, необходимое для прибытия к месту нарушения сотрудников охраны.
По решению руководителя органа (организации) объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса.
К средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны объекта (территории) относятся:
а) физические барьеры, посты охраны и средства инженерной защиты
охраняемых зон и постов охраны (стены, перекрытия, ворота и двери,
оборудованные при необходимости замками раннего предупреждения о
попытке вскрытия), специально разработанные конструкции (заграждения,
противотаранные устройства, решетки, усиленные двери) и другие
физические (в том числе естественные) препятствия;
б) контрольно-пропускные пункты, исключающие бесконтрольный
доступ на объект (территорию) посетителей, а также работников
обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций;
в) системы и средства охранной сигнализации и освещения, которые
должны обеспечивать:
выдачу сигнала о тревоге в любое время суток;
минимальную вероятность ложных извещений о тревоге;
выдачу извещений о неисправности или об отказе технических средств охранной сигнализации.
Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов включает в себя в том числе, определение порядка действия сил охраны при нарушении пропускного и внутриобъектового режимов.
В целях минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) проводятся обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям в случае поступления информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, а также учения и (или) тренировки по безопасной и своевременной эвакуации работников объекта (территории) из зданий (сооружений); организуется своевременное оповещение работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации.
В ходе проверки установлено, что в организации МУП «АТП» должностное лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической безопасности объекта-«Центральный водозабор», не назначено, должностная инструкция ответственного за антитеррористическую безопасность на объекте лица на предприятии не разработана.
Положение об организации охраны объекта, а также План охраны объекта при угрозе или совершении террористического акта, на предприятии также не разработано, охрана объекта надлежащим образом не осуществляется.
В ходе проверки также установлено, что на объекте отсутствует инструкция по пропускному и внутриобъектному режиму; инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; инструкция по охране объекта. Круглосуточная охрана объекта не осуществляется.
оповещение сотрудников о ситуации ЧС на объекте осуществляется посредством личной сотовой связи дежурного лица, что не способствует быстрому реагированию на ситуацию в целях минимизации последствий террористического акта или иных ЧС
Установлено, что на объекте не разработан паспорт антитеррористической безопасности объекта.
В ходе обследования территории объекта установлено, что инженерно-техническими средствами охраны объект не оснащен. Имеющееся ограждение территории объекта не способно создать препятствия для несанкционированного проникновения на объект постороннего транспорта и посторонних лиц в случае террористического вмешательства.
Освещение территории по периметру в ночное время суток на объекте не осуществляется. Имеющееся на объекте освещение не позволяет в ночное время суток производить осмотр территории в полном объеме в целях пресечения фактов проникновения па объект посторонних лиц.
На объекте отсутствует охранная и пожарная сигнализации, а также кнопка экстренного вызова полиции. Системой видеонаблюдения территория по периметру объекта не оснащена.
На объекте отсутствуют журналы учета посетителей, проведения инструктажей о порядке действий персонала при угрозе или совершении теракта, при обнаружении бесхозяйных вещей и посторонних предметов.
Занятия, тренировки и инструкции по действиям должностных лиц при угрозе или совершении ЧС, в том числе теракта, на объекте не планируются и фактически не проводятся.
Таким образом, суд полагает, что объект жизнеобеспечения уязвим для несанкционированных посягательств террористической и диверсионной направленности.
В связи с изложенным, в целях организации антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения- Центральный водозабор необходимо принятие неотложных мер, направленных на защиту данного объекта.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено защитой прав неопределенного круга лиц на обеспечение жизнедеятельности и безопасности в случае угрозы или совершения террористического акта.
Необеспечение антитеррористической защищенности данного объекта в случае угрозы или совершения террористического акта может повлечь уничтожение объекта, привести к прекращению водоснабжения населения Милютинского района, поставив под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Также, несанкционированное проникновение на территорию объекта может повлечь совершение диверсионных действий на объекте и также поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая ходатайство директора МУП «АТП» Милютинского района ФИО1 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на 6 месяцев в части обязания предприятия привести Паспорт антитеррористической защищенности объекта в соответствии с требованиями законодательства, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку процедура согласования и актуализации паспорта безопасности объекта в соответствии с Требованиями утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1467 потребует продолжительного времени.
Руководствуясь ст. ст. 39, 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Милютинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к МУП «АТП» Милютинского района Ростовской области, - удовлетворить.
Обязать Муниципальному унитарному предприятию «Автотранспортное предприятие» принять меры по обеспечению антитеррористической безопасности объекта водоснабжения - «Центральный водозабор», путем:
- приведения Паспорта антитеррористической защищенности объекта
жизнеобеспечения - «Центральный водозабор» в соответствие с
требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от
23.12. 2016 № 1467 «Об утверждении требований к антитеррористической
защищенности объектов водоснабжения и водоотведения формы паспорта
безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
-назначения в МУП АТП должностного лица, ответственного за антитеррористическую безопасность объекта- «Центральный водозабор»;
-разработки должностной инструкции ответственного за антитеррористическую безопасность на объекте лица;
-разработки Положения об организации охраны объекта; инструкции по пропускному и внутриобъектному режиму; инструкции (памятка) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; инструкция по охране объекта.
- ведения журналов учета посетителей объекта;
- разработки плана проведения занятий, тренировок и инструктажей по действиям должностных лиц при угрозе или совершении ЧС, в том числе теракта;
- принятия мер по устройству ограждения со стороны <адрес>, обеспечивающего пресечение несанкционированного
проникновения на территорию объекта посторонних лиц и транспорта, путем
устройства дополнительных инженерных средств защиты, препятствующих
проникновению на территорию объекта.
Предоставить МУП «АТП» Милютинского района Ростовской области отсрочку исполнения решения суда в части приведения Паспорта антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения - «Центральный водозабор» в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12. 2016 № 1467, сроком на 6 месяцев, т.е. до 06.08.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года.
Судья