РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 года пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре судебного заседания Гагариной М.П., с участием представителя Байкало-Ангарской транспортной прокуроры – Рудых О.Д., действующего на основании доверенности № 26и-2018 от 04.04.2018г., представителя ответчика ООО «Мамский аэропорт» ФИО1, действующего на основании доверенности б/н от 07.02.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-50/2018 по исковому заявлению Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт», о понуждении совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Байкало-Ангарский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» (далее по тексту ООО «Мамский аэропорт», в котором просит обязать ответчика обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт п. Мама) и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости, взыскать с ответчика государственную пошлину. Требования мотивирует тем, что Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в деятельности ООО «Мамский аэропорт», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства. Так, в ходе проверки установлено, что в связи с изменением численности персонала ООО «Мамский аэропорт» и уменьшением объема работ решением Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№.06-637 объекту транспортной инфраструктуры (далее по тексту ОТИ) авиапредприятию присвоена пятая категория ОТИ вместо ранее установленной четвертой категории. Согласно штампу входящей корреспонденции указанное решение получено ООО «Мамский аэропорт» ДД.ММ.ГГГГ При этом в нарушение пунктов 5.7, 5.8, 5.17 ст. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, пункта 9 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъект транспортной безопасности ООО «Мамский аэропорт» до настоящего времени не провел дополнительную оценку уязвимости ОТИ, а также не разработал и не утвердил план обеспечения транспортной безопасности ОТИ с учетом дополнительной оценки уязвимости в связи с изменением категории ОТИ (аэропорт <адрес>) с четвертой на пятую, что в свою очередь, ставит под угрозу защищенность ОТИ аэропорта <адрес> от актов незаконного вмешательства, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Предъявление искового заявления обуславливает защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение и невыполнение ответчиком требований законодательства в сфере транспортной безопасности затрагивает интересы неопределенного круга лиц, а также нарушает их право на безопасное и качественное пользование услугами воздушного транспорта.
В письменном отзыве на исковое заявление генеральный директор ООО «Мамский аэропорт» ФИО2 исковые требования не признал, указав, что все мероприятия по проведению дополнительной оценки уязвимости на настоящий момент выполнены с привлечением аккредитованного на проведение оценки уязвимости ООО «Центр аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» и её результаты 28.02.2018г. утверждены ВС МТУ Росавиации, что подтверждается Заключением о результатах оценки уязвимости ОТИ аэропорт Мама субъекта транспортной инфраструктуры ООО «Мамский аэропорт» №.08-38 от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в удовлетворении исковых требований о понуждении ООО «Мамский аэропорт» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ (аэропорт Мама) и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу необходимости не имеется. Кроме того, полагает необоснованным утверждение истца о нарушении требований законодательства в виде отсутствия плана обеспечения транспортной безопасности с учетом дополнительной оценки уязвимости в связи с изменением категории с четвертой на пятую, поскольку мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Мама проводятся в соответствии с Планом ОТБ, разработанным и утвержденным для аэропорта 4 четвертой категории, предусматривающим более высокую степень защищенности ОТИ от актов незаконного вмешательства и обеспечивающего более высокую защищенность от угроз жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с п.5.8 ст.5. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее -Требований) на ООО «Мамский аэропорт» лежит обязанность разработки и утверждения Плана ОТБ в течение 3 месяцев с момента утверждения дополнительной оценки уязвимости, то есть до ДД.ММ.ГГГГг. В настоящее время ООО «Мамский аэропорт» проводит все необходимые мероприятия по разработке Плана ОТБ с учетом результатов дополнительной оценки уязвимости утвержденных 28.02.2018г. в связи с изменением категории объекта транспортной инфраструктуры с 4 на 5 и планирует его утверждение и реализацию в установленный законодательством срок, в связи с чем, в настоящее время, нарушений Требований со стороны оператора аэродрома не допущено и в вынесении решения суда об обязании ООО «Мамский аэропорт» разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ необходимости не имеется.
В возражениях на отзыв ООО «Мамский аэропорт» Байкало-Ангарский транспортный прокурор не согласен с доводом ответчика о необходимости выполнения работ по разработке и утверждению Плана ОТБ в течение трех месяцев с момента утверждения ДОУ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный довод основан на неверном толковании закона, обязанность по проведению ДОУ, разработке и утверждению Плана ОТБ у ответчика возникла с момента изменения категории, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, установленные законом мероприятия должны были быть проведены ООО «Мамский аэропорт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ от Байкало-Ангарского транспортного прокурора поступило уточненное исковое заявление, в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований, в котором истец просит обязать ООО «Мамский аэропорт» разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, взыскать с ООО «Мамский аэропорт» государственную пошлину. Требования мотивирует тем, что ответчик ООО «Мамский аэропорт» до настоящего времени, в нарушение положений ст. 1, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», ст. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 9 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», не разработал и не утвердил план обеспечения транспортной безопасности ОТИ с учетом дополнительной оценки уязвимости в связи с изменением категории ОТИ (аэропорт <адрес>) с четвертой на пятую, что в свою очередь, ставит под угрозу защищенность ОТИ аэропорта <адрес> от актов незаконного вмешательства, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В письменном отзыве на уточненное исковое заявление представитель ООО «Мамский аэропорт» - ФИО1, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования не признает в полном объеме, указав следующее: - нарушения п.5.7 ст.5 Требований и п.9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010г. № ответчиком устранены в добровольном порядке, то есть ДОУ ОТИ аэропорта Мама проведена и её результаты утверждены ВС МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГг.; нарушений п.5.8 ст.5 Требований в настоящее время не допущено в связи с тем, что срок разработки Плана ОТБ установлен Требованиями в течение 3 месяцев с момента утверждения ДОУ, то есть до ДД.ММ.ГГГГг., а разработка и утверждение Плана ОТБ возможна только после утверждения результатов ДОУ, чего не отрицает и истец, изложив исковые требования следующим образом - обязать ООО «Мамский аэропорт» разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ; нарушений п.5.17 ст.5 Требований ответчиком допущено не было, так как изменений конструктивных, технических или технологических характеристик ОТИ в аэропорту <адрес> не производилось, а перевод категории аэропорта с 4 на 5 осуществлялся не в связи с изменением численности персонала и объема перевозок, как указано истцом, а в связи с приведением категории аэропорта в соответствие с изменениями законодательства. Согласно приказа Минтранса России N 310 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ критерии категорирования были расширены и утверждено пять категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), при этом критерии 4 категории согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время соответствуют 5 категории согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Байкало-Ангарского транспортного прокурора по доверенности Рудых О.Д. поддержал исковые требования, с учетом их уточнения, исковые требования о понуждении ООО «Мамский аэропорт» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ (аэропорт <адрес>) и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не поддержал.
Представитель ответчика ООО «Мамский аэропорт» - ФИО1, действующий по доверенности, не признал исковые требования, поддержал возражения на иск, указав, что В настоящее время ООО «Мамский аэропорт» проводит все необходимые мероприятия по разработке Плана ОТБ с учетом результатов ДОУ утвержденных 28.02.2018г. в связи с изменением категории ОТИ с 4 на 5. План ОТБ направлен в ВСМТУ Росавиации на рассмотрение 23.04.2018г., его утверждение и реализация планируется в установленный законодательством срок, в связи с чем, в настоящее время, нарушений Требований со стороны оператора аэродрома не допущено и в вынесении решения суда об обязании ООО «Мамский аэропорт» разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ необходимости не имеется.В судебное заседание представитель третьего лица – Отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СФО Ространснадзора – ФИО3, действующий по должности, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры к ООО «Мамский аэропорт» поддержал.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося участника процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой в ООО «Мамский аэропорт» была проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в деятельности ООО «Мамский аэропорт», в результате которой было установлено, что в связи с изменением численности персонала ООО «Мамский аэропорт» и уменьшением объема работ решением Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№.06-637 объекту транспортной инфраструктуры авиапредприятию присвоена пятая категория объектов транспортной инфраструктуры вместо ранее установленной четвертой категории, указанное решение получено ООО «Мамский аэропорт» ДД.ММ.ГГГГ При этом, на момент проведения проверки субъект транспортной инфраструктуры ООО «Мамский аэропорт» не провел дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а также не разработал и не утвердил план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с учетом дополнительной оценки уязвимости в связи с изменением категории объекта транспортной инфраструктуры (аэропорт <адрес>) с четвертой на пятую.
Как следует из устава ООО «Мамский аэропорт», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, одним из видов деятельности ООО «Мамский аэропорт» является обеспечение авиационной безопасности.
В соответствии с пунктами 2, 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под категорированием объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) понимается отнесение ОТИ к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - определение степени защищенности ОТИ и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
ОТИ подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 6 ФЗ «О транспортной безопасности»).
В соответствии с пунктами 2, 7 статьи 5 ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Оценка уязвимости воздушного судна, ОТИ воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, Федеральным законом «О транспортной безопасности» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (п. 2, п. 3 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ).
Из уведомления №.06-637 от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Росавиация, направленного в адрес ООО «Мамский аэропорт», следует, что комиссией Федерального агентства воздушного транспорта на основании представленных данных, принято решение о снижении значения ранее присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Мама с четвертой на пятую, в Реестр внесены соответствующие изменения. Указанное уведомление, согласно входящего штампа поступило в ООО «Мамский аэропорт» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В соответствии с п. 5.7 ст. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Требования), субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с даты получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоении категории ОТИ и/или ТС, а также в целях осуществления категорирования ОТИ и/или ТС обратиться в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности и представить в его адрес запрашиваемую достоверную информацию.
В соответствии с п. 5.8 ст. 5 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Согласно п. 5.17 ст. 5 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта за шесть месяцев до момента изменения конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ или ТС, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и (или) необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 9 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, транспортных средств в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Согласно представленного ответчиком заключения о плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Мама» ООО «Мамский аэропорт» №.08-396 от ДД.ММ.ГГГГ, Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта принято решение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности «Аэропорт Мама» ООО «Мамский аэропорт».
Из представленного ответчиком заключения о результатах оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ООО «Мамский аэропорт» №.08-38 от ДД.ММ.ГГГГ, Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта принято решение об утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Мама ООО «Мамский аэропорт».
Согласно письма исх. №/и от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мамский аэропорт» направлено в Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) на рассмотрение План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Мама.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеприведенных требований законодательства, субъект транспортной инфраструктуры ООО «Мамский аэропорт» до настоящего времени не разработал и не утвердил план обеспечения транспортной безопасности ОТИ с учетом дополнительной оценки уязвимости в связи с изменением категории ОТИ (аэропорт <адрес>) с четвертой на пятую, что, в свою очередь, ставит под угрозу защищенность ОТИ аэропорта <адрес> от актов незаконного вмешательства, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
При этом доводы ответчика о необходимости выполнения работ по разработке и утверждению Плана ОТБ в течение трех месяцев с момента утверждения дополнительной оценки уязвимости, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, суд оценивает критически, поскольку обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости, разработке и утверждению Плана ОТБ у ООО «Мамский аэропорт» возникла с момента изменения категории, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод ответчика о том, что перевод категории аэропорта с 4 на 5 осуществлялся не в связи с изменением численности персонала и объема перевозок, как указано истцом, а в связи с приведением категории аэропорта в соответствие с изменениями законодательства, опровергается информацией, представленной ООО «Мамский аэропорт» в адрес Байкало-Ангарского транспортного прокурора ДД.ММ.ГГГГ исх. №, согласно п. 4 – в связи с изменением численности персонала в аэропорту, уменьшением объема работ ДД.ММ.ГГГГ решением Федерального агентства воздушного транспорта №.06-637 ОТИ ООО «Мамский аэропорт» присвоена пятая категория.
Прокурор в силу подпункта 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подпунктом 2 п. 2 ст. 333.17 НК подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в сумме 6000 рублей, согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ – в доход местного бюджета муниципального образования Мамско-Чуйского района.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт», о понуждении совершить действия - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью « Мамский аэропорт» разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мамский аэропорт» в доход местного бюджета госпошлину 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 30 апреля 2018 года.
Судья В.М. Овчинникова