ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-50/2022 от 01.02.2022 Рязанского районного суда (Рязанская область)

УИД 62RS0005-01-2021-000595-71

№2-50/2022 (2-734/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 01 февраля 2022 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Орловой А.А.,

при секретаре судебного заседания Парамоновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Плаксиной С.И. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Плаксина С.И. обратилась в суд с иском к администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку.

В обоснование заявленных требований указывает, что на основании договора купли-продажи земельного участка от дата года истец является собственником земельного участка с кадастровым номером номер категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина, общей площадью <данные изъяты> кв.м, адрес (местоположение) объекта: адрес.

Согласно градостроительному плану земельного участка от номер года, представленному администрацией МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области на основании распоряжения главы администрации номер от номер года: п.2.2.1: максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 30%.

номер года администрацией МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области истцу было выдано разрешение на строительство №номер, по которому было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства магазина в границах земельного участка номер, общей площадью <данные изъяты> кв.м, площадью застройки <данные изъяты> кв.м.

С 2015 года по 2020 год истец на принадлежащем ей земельном участке возвела строение: магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Для регистрации права собственности истцом был заказан и изготовлен кадастровым инженером <данные изъяты> технический план здания.

номер года Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина на земельном участке истца, в связи с чем Плаксина С.И. во внесудебном порядке лишена возможности зарегистрировать право собственности на строение.

Согласно акту экспертного исследования номер, здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес, соответствует требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил; не создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и имуществу иных лиц, а также не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц; располагается в границах земельного участка с кадастровым номером номер; выявленные отклонения минимально допустимых отступов от границ земельных участков, установленные документацией по планировке территории Правилами землепользования и застройки муниципального образования – Турлатовкское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, а также процента застройки, установленного градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером номер от номер года являются несущественными и в целом не противоречат соблюдению требований градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил.

На основании изложенного, полагая свои права нарушенными, истец просит признать за ней право собственности на нежилое здание: магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер по адресу: адрес.

Определением суда от номер года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области надлежащим – Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области, администрация муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика.

Определением суда от номер года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «РязаньЭнерго».

В судебное заседание истец Плаксина С.И., извещенная надлежащим образом о дне и времени слушания дела, не явилась, об отложении судебного заседания не просила.

Представитель истца Плаксиной С.И. – Соломатин К.Н., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, не явился, в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав о том, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, не явился, в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, ПАО МРСК Центра и Приволжья филиал «РязаньЭнерго», извещенные надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, продолжил рассмотрение вопроса о назначении экспертизы в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав показания эксперта Осина Е.Е., исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.

Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.

Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 131 этого же кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от номер г. разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с абз. 1п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Таким образом, законом закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество могут быть признаны самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Следовательно, по делам, связанным с разрешением прав на самовольную постройку, юридически значимыми обстоятельствами являются наличие или отсутствие признаков самовольной постройки, в том числе проверка соответствия возведения постройки разрешенному использованию земельного участка, на котором она расположена.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из системного толкования приведённых выше норм материального права и процессуального закона одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения иска о признании права собственности на самовольную постройку, является установление того, что лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало надлежащие меры к ее легализации, при этом такие меры не должны носить формальный характер.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от номер года истец Плаксина С.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером номер, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина, по адресу: адрес, что подтверждается копией повторного свидетельства о государственной регистрации права номер от номер года, взамен свидетельства от номер года.

На основании разрешения на строительство №номер, выданного администрацией МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области номер года было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства магазина в границах земельного участка с кадастровым номером номер, общей площадью <данные изъяты> кв.м, площадью застройки <данные изъяты> кв.м.

В период с 2015 года по 2020 год истцом на принадлежащем ей земельном участке было возведено строение – магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Плаксина С.И. обращалась в Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области с целью получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В ответе от номер года ответчик отказал истцу в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно: акта приемки объекта капитального строительства; акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); кроме того, указано на различие данных о площади построенного объекта капитального строительства, указанных в техническом плане (107,9 кв.м), и разрешении на строительство – 85,3 кв.м, что свидетельствует об отклонении от проектной документации в ходе строительства, и является нарушением ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; построенный объект капитального строительства (магазин) нарушает зону размещения объекта, предусмотренную градостроительным планом земельного участка (предельные параметры разрешенного строительства, ст.38 Градостроительного кодекса РФ).

Положениями п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса).

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 указанной выше статьи предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

С целью выяснения соответствия возведенного магазина требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам, предъявляемым к строениям подобного типа, соблюдения требований земельного законодательства, а так же выяснения вопроса о нарушении прав и законных интересов третьих лиц, по делу была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено <данные изъяты>

Согласно заключению эксперта номер от номер года, самовольная постройки – магазин, возведенная на земельном участке номер, по адресуадрес соответствует требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил, частично соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории правилами землепользования и застройки и п.8 раздела III Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Выявленные отклонения минимально допустимых отступов от границ земельных участков, установленных документацией по планировке территории правилами землепользования и застройки, а также процента застройки, установленного градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером номер от номер г. являются несущественными, и в целом не противоречат соблюдению требований градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил.

В случае возникновения пожара, в соответствии требованиями ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечено: устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники и машин экстренных служб; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Отклонения от требований условий использования земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов электросетевого хозяйства – воздушные линии электропередачи – ВЛ-10 кВ номер, (здание частично располагается в границах охранной зоны) являются несущественными, так как расположение здания соответствует требованиям безопасности, установленным согласно п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ – Правил устройства электроустановок (7 издание) и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок – Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 903н, а именно: обеспечено минимальное расстояние от крайних проводов ВЛ 10 кВ до ближайших частей строения (не менее 2,0 метров); соблюдается безопасный отступ от объектов электросетевого хозяйства не менее 8,0 метров в случае проведения оперативного обслуживания оборудования (при замыкании на землю в открытом распределительном устройстве и на ВЛ).

В соответствии с данными осмотра конструкций экспертом, указано, что постройка не создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и имуществу иных лиц, а также не нарушает права и охраняемые законом других лиц.

Самовольная постройка – нежилое здание, располагается в пределах границ земельного участка с кадастровым номером номер, принадлежащего истцу.

Часть здания, площадью застройки <данные изъяты> кв.м, с прихватом <данные изъяты> м, располагается в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства – воздушные линии электропередачи – <данные изъяты> кВ Лихачево.

Допрошенный в судебном заседании эксперт <данные изъяты> выводы, изложенные в экспертном заключении, поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что здание магазина располагается в пределах границ земельного участка с кадастровым номером номер, принадлежащего истцу, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, что соответствует площади застройки <данные изъяты>. Для общественно-деловой зоны ОД-1, в которой расположен земельный участок истца, допустимый процент застройки до 60%. Исследуя материалы дела, экспертом отмечено, что рисунок зоны допустимого размещения объектов капитального строительства, содержащийся в градостроительном плане земельного участка от <данные изъяты> года, составлен неверно ввиду того, что неправильно составлена система координат, а именно, изображение перевернуто на 180°. Следовательно, зона охраны объекта электросетевого хозяйства не отражает ее действительное местоположение.

Экспертом так же установлено, что часть здания располагается в охраной зоне объекта электросетевого хозяйства, что допускается законом, поскольку обеспечен доступ к объектам электросетевого хозяйства, сохранены необходимые проходы и проезды, расстояние до объектов электросетевого хозяйства составляет <данные изъяты>.

Исследовав указанное экспертное заключение, выслушав пояснения эксперта <данные изъяты>., которым в судебном заседании были разъяснены и дополнены сделанные им в ходе проведенного исследования выводы, суд признает заключение судебной экспертизы достоверным и допустимым доказательством по делу, поскольку данное заключение является полным, мотивированным, квалификация эксперта подтверждена документально и сомнений не вызывает. При даче заключения экспертом были приняты во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан соответствующий анализ. Заключения эксперта соответствует требованиям ст.86 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В нем эксперт подробно описывают проведенные исследования, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы и анализ в заключении мотивированы, изложены достаточно полно и ясно с учетом всех поставленных вопросов, четким языком, не допускают различных толкований и не содержат противоречий с исследовательской частью заключения, которая, в свою очередь, базируется на исследованных в полном объеме материалах гражданского дела.

Суд считает необходимым отметить, что по смыслу положений ст.86 Гражданского процессуального кодекса РФ экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методиками исследования.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") в п. 8 установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Подпунктом «б» п. 9 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается в том числе размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

В соответствии с Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 187 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5") (далее – Правила), допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330 - 750 кВ только над производственными зданиями электрических станций и подстанций). При этом расстояние по вертикали от проводов ВЛ до вышеуказанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее приведенных в табл. ДД.ММ.ГГГГ.

Металлические кровли, над которыми проходят ВЛ, должны быть заземлены. Сопротивление заземления должно быть не более указанного в табл. ДД.ММ.ГГГГ.

Для ВЛ 330 кВ и выше должна быть обеспечена защита персонала, находящегося внутри производственных зданий электрических станций и подстанций, от влияния электрического поля, а заземление металлической кровли должно выполняться не менее чем в двух точках.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил, расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее: 2 м - для ВЛ до 20 кВ, 4 м - для ВЛ 35 - 110 кВ, 5 м - для ВЛ 150 кВ и 6 м - для ВЛ 220 кВ.

Расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ 330 кВ и выше должны быть не менее: до ближайших частей непроизводственных и производственных зданий и сооружений электрических станций и подстанций при наибольшем отклонении проводов: 8 м - для ВЛ 330 кВ, 10 м - для ВЛ 500 - 750 кВ; до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений (кроме электрических станций и подстанций) при неотклоненном положении проводов: 20 м - для ВЛ 330 кВ, 30 м - для ВЛ 500 кВ, 40 м - для ВЛ 750 кВ.

Расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. ДД.ММ.ГГГГ.

Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил).

Принимая во внимание, что экспертом установлено <данные изъяты>. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Плаксиной С.И. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании права собственности на самовольную постройку, удовлетворить.

Признать за Плаксиной С.И., <данные изъяты> года рождения, право собственности на нежилое здание: магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Рязанский районный суд Рязанской области.

Судья (подпись)

А.А. Орлова