дело №2-50/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 года пос. Колпна Орловской области
Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Овсянникова С.А., при секретаре Авериной Н.И., с участием представителя истца по ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика ФИО3 – ФИО4, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Колпнянского района Орловской области – ФИО5 и администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Колпнянского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО3 об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО3 об установлении границ земельного участка, указав в обоснование, что является собственником земельных долей в земельном участке с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. В целях установления границ земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО7, которая ДД.ММ.ГГГГ подготовила проект межевания земельных участков и в соответствии с п. 10 ст. 13.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» опубликовала в газете «Орловская правда» №108 от 29.09.2021 извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО4, действующего в интересах ФИО3, поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка. В возражениях ссылался, что границы подлежащего выделению земельного участка будут налагаться на границы земельного участка, выделяемого по заявлению ФИО3, местоположение которых было согласовано ранее. Считая возражения необоснованными, просила установить границы земельного участка в соответствии с проектом межевания от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленным кадастровым инженером ФИО7 и взыскать с ответчика судебные расходы в виде государственной пошлины.
В судебное заседание истец ФИО1 не прибыла, о дне, времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего представителя ФИО2, которая поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не прибыла, о дне, времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего представителя ФИО4, который возражал против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявленных требований просил отказать и взыскать с истца процессуальные издержки, связанные с оплатой услуг представителя в размере 25000 руб.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области - ФИО6 и администрации Колпнянского района Орловской области – ФИО8 в судебном заседании при принятии решения полагались на усмотрение суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Управления Росреестра по Орловской области) и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровые инженеры ФИО7 и ФИО9 в судебное заседание не прибыли, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Возражений по заявленным требованиям не представили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (далее – Указ Президента РФ №323) и принятыми в его продолжении и развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», №708 от 04.09.1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закреплённые ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ N 323, Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований до 1 февраля 1992 г. следует установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в зависимости от их специализации, численности работников, качества земли и других факторов, если до этого срока размеры не установлены соответствующими Советами народных депутатов. Районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам следует установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.
Согласно п. 1 и 5 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом, земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (ч.1). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (ч.2). Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон № 101-ФЗ) (ч.3).
Пунктами 1 - 6 ст. 13 Закона № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в Документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Орловской области от 05.06.2003 N 331-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области", минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на территории Орловской области устанавливается для земельных участков, выделяемых из состава сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности, равным размеру доли, установленному органами местного самоуправления при приватизации земли в соответствии с нормами бесплатной передачи земли на данной территории.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В пункте 2 статьи 77 ЗК указано, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В свою очередь сельскохозяйственные угодья делятся на пашню, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятие многолетними насаждениями, садами, виноградниками и другими (пункт 1 статьи 79 ЗК РФ).
Преобразование одного вида сельскохозяйственных угодий в другой именуется в нормативных актах трансформацией.
Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве) устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Согласно статье 1 Закона о землеустройстве в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Статьей 18 Закона о землеустройстве предусмотрено, что внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:
организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;
разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Согласно статье 23 Закона о землеустройстве порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В статье 24 Закона о землеустройстве указано, что государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» (далее – постановление № 514) предусмотрено, что проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель (пункт 8).
Согласно пункту 11 постановления № 514 фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства (далее именуются - документы).
В соответствии с пунктом 12 постановления № 514 информация, содержащаяся в фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Пунктом 15 постановления № 514 предусмотрено, что включение документов в фонд данных и исключение их из фонда производятся в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
Документы фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан (пункт 16 постановления № 514).
Согласно пункту 17 постановления № 514 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в фонд данных 1 экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.
Инструкцией по внутрихозяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, утвержденной Минсельхозом РСФСР 15.07.1980 устанавливаются содержание и порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий независимо от их ведомственной подчиненности (пункт 1.1 Инструкции), Пунктом 1.3 Инструкции установлено, что основной задачей внутрихозяйственного землеустройства является разработка обязательной для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий научно обоснованной системы мероприятий, обеспечивающих наиболее полное, рациональное и эффективное использование земель, повышение культуры земледелия и охрану земель.
Согласно пункту 1.5 Инструкции при внутрихозяйственном землеустройстве с учетом природных и экономических факторов, намечаемого уровня межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции решаются следующие вопросы:
- выявляются резервы освоения новых земель, намечаются мероприятия по трансформации и улучшению угодий, ликвидации их разобщенности и мелкоконтурности, мелиорации и рекультивации земель;
- размещается дорожная сеть и намечается схема водоснабжения.
Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 953/пр утвержден «СП 100.13330.2016. Свод правил. Мелиоративные системы и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.03-85» (далее – Свод правил).
Согласно пункту 5.4 Свода правил на основании технико-экономических сравнений вариантов должны быть обоснованы площади трансформированных в пашни современных пастбищ или других угодий.
Таким образом, закон различает виды сельскохозяйственных угодий, в том числе пашню и пастбища.
В силу п. 7 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В соответствии с ч. 5,6 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Колпнянского района Орловской области №188 от 21 июня 1994 года «О закреплении земельных участков (паев) в частную собственность членам АО «Заречное» и постановления главы администрации Колпнянского района Орловской области №232 от 25 декабря 2006 года «О внесении изменений в постановление главы администрации Колпнянского района Орловской области №188 от 21 июня 1994 года «О закреплении земельных участков (паев) в частную собственность членам АО «Заречное», установлен размер земельной доли на каждого члена согласно списка – 6,1 га сельхозугодий, из которых 5,0 га пашни и 1,1 га пастбищ.
ФИО1 является собственником четырех земельных долей размером 4,07 га, 6,1 га, 6,1 га и 2,03 га в земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
29.09.2021 года по заявлению ФИО2 кадастровым инженером ФИО7 подготовлен проект межевания земельных участков ФИО1 в счет выделения вышеуказанных земельных долей.
В соответствии с п. 10 ст. 13.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в газете «Орловская правда» №108 от 29.09.2021 опубликовано извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка от 29.09.2021.
27.10.2021 от ФИО4, действующего в интересах ФИО3, поступило заявление, содержащее возражение на вышеуказанный проект межевания относительно размера и местоположения границ подлежащего выделению земельного участка. Из текста следует, что образование земельного участка с предполагаемым местоположением и в заявленных размерах приведет к вклиниванию, вкрапливанию, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а границы участка будут налагаться на границы земельного участка, выделяемого по заявлению ФИО3, местоположение которых было согласовано ранее.
В рамках рассмотрения дела назначена и проведена землеустроительная судебная экспертиза, согласно выводам которой образуемые земельные участки в соответствии в проектом межевания от 29.09.2021, выполненным кадастровым инженером ФИО7 имеют недостатки. Так, вопреки требованиям постановления главы администрации Колпнянского района Орловской области №232 от 25.12.2006 г., земельный участок выделяется только на пашнях, пастбища не выделяются. Контур <данные изъяты> имеет площадь 5,99 га. При этом фактическая площадь данного поля составляет 7,56 га, на кадастровой карте внутрихозяйственной оценки земель АО «Заречное» Колпнянского района Орловской области, выполненной Орловским предприятием ЦЧОНИИгипрозем Роскомзем площадь данного контура обозначена 8,0 га. Таким образом, 1,57 га исключается из сельскохозяйственного оборота. В контуре <данные изъяты> ошибочно поименованном на проектном плане проекта от 29.09.2021 как <данные изъяты>, граница, обозначенная точками н17-н18-н19 проходит не по контуру пашни, обозначенному на кадастровой карте внутрихозяйственной оценки земель АО «Заречное» Колпнянского района Орловской области, а на расстоянии порядка 105 м от него, при этом на возникающем пространстве невозможно провести выдел целой земельной доли.
Оценивая заключение эксперта, суд кладет его в основу принимаемого решения, поскольку его выводы последовательны, логичны и научно обоснованы, сделаны экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющем соответствующие квалификацию и уровень специальных познаний, а также согласуются и дополняют иные имеющиеся в материалах дела доказательства. Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, заинтересованной сторон доказательства, ставящие под сомнение выводы эксперта, не представлены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что представленный истцом проект межевания земельных участков от 29.09.2021, принадлежащих ФИО1 имеет недостатки и предлагается к выделению с нарушением вышеприведенных норм, в том числе исключительно на пашне, в то время как участникам общей долевой собственности вышеуказанными постановлениями главы администрации Колпнянского района Орловской области были выделены земельные участки сельскохозяйственных угодий, среди которых на каждые 6,1 га сельхозугодий, пашни приходится только 5,0 га, а остальные 1,1 га - на пастбище.
Кроме того, выделение произведено с нарушением ч.6 ст. 11.9 ЗК РФ, предусматривающей запрет на образование земельных участков, приводящего, в частности, к чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, в частности, необоснованное исключение из хозяйственного оборота части площади из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление в иных формах.
Злоупотребление правом может быть вызвано такими действиями лица, которые ставят другую сторону в положение, когда она не может реализовать принадлежащие им права.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что подлежащий выделению земельный участок имеет конкретную площадь, в которую входят земли сельскохозяйственных угодий в виде пастбищ и пашни, при этом, последний вид более продуктивная категория земель по сравнению с пастбищем, в связи с чем, в результате дисбаланса вида сельскохозяйственных угодий предлагаемых к выделению по проекту межевания истцом ставит в менее выгодное экономическое положение остальных собственников общей долевой собственности, а образование спорного земельного участка произведено с нарушением вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу, что истец злоупотребляет своим правом, поэтому границы данного земельного участка не могут быть установлены, а потому заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела, в частности, соглашения на оказание услуг представителя от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ответчиком ФИО3 и ФИО4 на представление последним её интересов в суде по иску ФИО1, следует, что ответчиком понесены расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 25000 руб., которые, вопреки требованиям представителя истца, подтверждаются актом приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25000 рублей, которые ФИО3 передала ФИО4
Учитывая, что суд пришел к мнению о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, с истца ФИО1 в пользу ответчика ФИО3, подлежат взысканию понесенные последней расходы на оплату услуг представителя, которые суд, учитывая количество судебных заседаний, объем проделанной представителем работы, полагает необходимым снизить до разумных пределов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО3 об установлении границ земельного участка, отказать.
Взыскать со ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес> в пользу ФИО3 судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Колпнянский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2022 года.
Судья