Дело № 2-50/2022 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года город Билибино
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Медниковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Герловой Т.Ю.,
с участием помощника прокурора Билибинского района Чукотского АО ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратуры к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район об обязании разработать аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск и направить утвержденный аэронавигационный паспорт посадочной площадки в Федеральное агентство воздушного транспорта,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Магаданского транспортного прокурора обратился в Билибинский районный суд Чукотского АО с иском к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск и направить утвержденный аэронавигационный паспорт посадочной площадки в Федеральное агентство воздушного транспорта.
В обоснование иска указано, что Магаданской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в том числе в отношении посадочной площадки Анюйск, которой установлено, что в районе с. Анюйск Билибинского района находится площадка, предназначенная для взлета-посадки воздушных судов (далее - площадка). Собственником указанной площадки является Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район.
Согласно ч.2, 5 ст.49 ВК РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
Согласно п. 4 приказа Минтранса России от 05.11.2020 № 449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла» аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г.
В ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение норм законодательства аэронавигационный паспорт указанной площадки не разработан и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ.
В результате неисполнения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в части разработки и утверждении аэронавигационного паспорта посадочной площадки Анюйск создаются предпосылки невозможности эксплуатации указанной площадки при выполнении рейсов воздушными судами гражданской авиации, нарушения прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц в связи, с чем у прокурора имелось достаточно оснований для обращения в суд с исковым заявлением.
Помощник прокурора Билибинского района Чукотского АО ФИО1 исковые требования заместителя транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратуры поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В связи с тем, что состав лиц, пользователей воздушного пространства, является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным. Соответственно речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 ВК РФ воздушное законодательство РФ состоит из названного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства, Федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ч.7 ст.40 ВК РФ посадочной площадкой является участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Статья 48 ВК РФ предусматривает требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Так требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п.24 гл.2 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 (далее - ФП ИВП), пользователи воздушного пространства РФ, экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются аэронавигационной информацией.
Аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.
Порядок разработки аэронавигационной информации, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Пунктами 26, 27 гл.2 ФП ИВП предусмотрено, что для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
На основании п.27 ФП ИВП приказом Минтранса России от 05 ноября 2020 года № 449 утвержден порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта посадочной площадки гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта посадочной площадки (далее – Приказ № 449).
На основании ч.5, 6 ст. 49 ВК РФ посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении. Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.
Разработка аэронавигационного паспорта (далее – АНП) включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению № 2 к приказу Минтранса России от 05 ноября 2020 года № 449.
Аэронавигационные данные, предназначенные для включения в АНП предоставляют: в том числе, а) операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок, а также организации, базирующиеся на аэродромах (вертодромах, посадочных площадках) гражданской авиации и осуществляющие функции операторов наземного обслуживания в отношении разделов 2.8, 2.9, 2.11 - 2.16, 2.20, 2.21, 2.23.1 - 2.23.4, 3.1 - 3.6, 3.15, 3.16 типовой схемы аэронавигационного паспорта аэродрома согласно разделу 1 приложения N 2 к настоящему приказу, разделов 2.8, 2.9, 2.11 - 2.15, 2.19, 2.21, 2.22.1 - 2.22.3, 3.1 - 3.5, 3.14 типовой схемы аэронавигационного паспорта вертодрома согласно разделу 2 приложения N 2 к настоящему приказу, разделов 2.8, 2.9, 2.11 - 2.16, 2.20, 2.21, 2.23.1 - 2.23.3, 3.1 - 3.6, 3.15 типовой схемы аэронавигационного паспорта посадочной площадки согласно разделу 3 приложения N 2 к настоящему приказу.
Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в АНП.
Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной 11. Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется.
Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проверку полученных АНП (поправок к АНП) на предмет их соответствия требованиям настоящего Порядка в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты их поступления.
При отсутствии замечаний по результатам проверки Федеральное агентство воздушного транспорта в срок не превышающий 7 календарных дней с даты завершения проверки, направляет АНП (поправки к АНП) на официальное опубликование в АИП России.
Судом установлено, что Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район является владельцем посадочной площадки (ветродрома) Анюйск. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
В соответствии со сведениями АО «Чукотавиа» посадочная площадка Анюйск используется для выполнения пассажирских рейсов по маршруту Кепервеем-Анюйск.
Магаданской транспортной прокуратуры в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, противодействии терроризму и обеспечению транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта выявлены нарушения закона, в том числе установлено, что Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район не разработан аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта для официального опубликования в АИП России, о чем было вынесено представление об устранении нарушений.
Согласно ответу Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район затраты на разработку аэронавигационного паспорта посадочной площадки Анюйск будут предусмотрены при формировании бюджета на 2022 год.
Обобщая вышеизлоденное, суд приходит к выводу, что в настоящий момент аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск не разработан и не направлен в Федеральное агентство воздушного транспорта для официального опубликования в АИП России.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 12 ГПК РФ закреплен конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ), который предоставляет сторонам право непосредственно участвовать в судебном заседании, и возлагает обязанность представлять суду свои требования и возражения, а также доказательства, подтверждающие их обоснованность, то есть возлагает бремя доказывания на сами стороны и снимает с суда обязанность по сбору доказательств.
Ответчик, не явившись в судебное заседание, лишил себя возможности возражать против заявленных исковых требований, представлять соответствующие доказательства осуществления эксплуатации посадочной площадки без нарушения требований законодательства.
С учетом изложенного суд находит требования истца об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск и направить утвержденный аэронавигационный паспорт посадочной площадки в Федеральное агентство воздушного транспорта подлежащими удовлетворению в объёме заявленных требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском на основании пп. 9 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, а иск к ответчику подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Билибинский муниципальный район государственная пошлина.
В силу требования пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а поэтому государственная пошлина с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратуры к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск и направить утвержденный аэронавигационный паспорт посадочной площадки в Федеральное агентство воздушного транспорта - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать аэронавигационный паспорт посадочной площадки Анюйск и направить утвержденный аэронавигационный паспорт посадочной площадки в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Медникова
Копия верна
Судья А.В. Медникова
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2022 года.