ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-50/21 от 14.01.2021 Усть-донецкого районного суда (Ростовская область)

Дело №2-50/21

УИД №61RS0057-01-2020-002285-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года г. Константиновск

Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:

Судьи Камашина С.В.,

с участием помощника прокурора Константиновского района Ростовской области Холодова М.В.,

при секретаре Базалевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Константиновского района Ростовской области к Администрации Константиновского района Ростовской области, МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав детей имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями и детей-инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Константиновского района Ростовской области обратился в суд с настоящим иском.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения прав детей-инвалидов на получение бесплатного общего образования на территории Константиновского района Ростовской области, по результатам которой в деятельности администрации района и отдела образования выявлены существенные нарушения требований Федерального законодательства в указанной сфере.

В настоящее время на территории Константиновского района к категории детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, отнесено 28 человек.

В рамках проверки прокуратурой района установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Константиновского района Ростовской области нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка либо компенсации за питание в денежном эквиваленте, не разработан и не принят, расходы в муниципальном бюджете на указанные цели не предусмотрены, что нарушает права указанной категории лиц.

В судебном заседании, уточнив исковые требования в резолютивной части иска, помощник прокурора Холодов М.В., иск поддержал.

Представитель администрации Красносулинского района по доверенности ФИО1, представитель МУ «Отдел образования администрации Константиновского района» иск не признали, полагали, требования не основанными на требованиях федерального и регионального законодательства. У Администрации отсутствуют правовые основания для включения таких расходов в бюджет. Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность ОМС нести дополнительные расходы, либо выплачивать денежную компенсацию взамен пайка. В Ростовской области нет нормативного правового акта, предусматривающего такие расходы, а муниципальное образование Константиновский район является дотационным, боле 20% собственных доходов. В случае удовлетворения иска, решение суда будет неисполнимым.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Закон) обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные организации должны вести учет обучающихся данной категории, а также принимать меры, направленные на обеспечение их бесплатным двухразовым питанием.

Как следует из разъяснений данной нормы Закона, приведенных в Письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому", дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

На основании упомянутой нормы федерального законодательства на уровне субъектов РФ и муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер денежной компенсации стоимости сухого пайка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Константиновского района Ростовской области нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка либо компенсации за питание в денежном эквиваленте, не разработан и не принят, расходы в муниципальном бюджете на указанные цели не предусмотрены, что нарушает права указанной категории лиц.

Данные обстоятельства подтверждены материалами прокурорской проверки с представлением об устранении нарушений данного законодательства, с последующими ответами на представление, данными ответчиками.

Представители ответчиков в судебном заседании не оспаривали то обстоятельство, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного питания детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также организация бесплатного питания детей-инвалидов необходимы в рамках МО "Константиновский район Ростовской области", но ошибочно полагали, что без принятия такого акта на уровне Ростовской области, невозможно разработать такой акт на уровне муниципального района и организовать бесплатное питание детей-инвалидов. Данное обстоятельство также следует из письма Минобразования Ростовской области от 24.09.2020, направленного в адрес Главы Администрации Константиновского района (л.д. 15).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора, направленных в защиту интересов детей-инвалидов.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Константиновского района Ростовской области – удовлетворить.

Обязать Администрацию Константиновского района Ростовской области разработать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного питания обучающихся с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте, обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования Константиновский район Ростовской области питание детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте.

Обязать МУ «Отдел образования Константиновского района Ростовской области» при получении финансирования организовать бесплатное питание обучающихся с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный Ростовской области суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2021 года.

Судья С.В. Камашин