ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-510 от 29.12.2011 Вытегорского районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вытегорский районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Вытегорский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-510/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вытегра 29 декабря 2011 года

Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Скресанова Д.В.,

с участием помощника прокурора Вытегорского района Лукичевой И.В.,

представителя заинтересованного лица администрации сельского поселения ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Вороновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вытегорского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Вытегорского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за период с 02 августа 2009 года по 16 декабря 2011 года. Свои требования прокурор обосновал тем, что согласно ст.3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Федеральный закон № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза проводится прокуратурой РФ, Федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами. Статья 4 того же Федерального закона предусматривает, что выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных ч.ч.3, 4 данного Федерального закона. В ходе проведенной проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории сельского поселения нормативных правовых актов и их проектов не проводится, о чем свидетельствует отсутствие заключений на них за период с 02 августа 2009 года.

В судебном заседании помощник прокурора Вытегорского района Лукичева И.В. заявленные требования поддержала, дополнив, что администрация сельского поселения по результатам антикоррупционной экспертизы должна давать заключения, в том числе если коррупциогенные факторы отсутствуют. За период с 2009 года, как следует из ответа администрации поселения, замечаний при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлено, однако в тот же период прокурором внесены три протеста в связи с выявлением коррупциогенных факторов, что свидетельствует о том, что администрацией поселения антикоррупционная экспертиза не проводилась, так как если бы экспертиза проводилась, эти факторы были бы выявлены. Органы местного самоуправления обязаны проводить не только антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, но и самих нормативных правовых актов после их принятия.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения ФИО1 требования прокурора не признала, пояснила, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится одновременно с их согласованием в соответствии с постановлением администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. В листе согласований члены комиссии при отсутствии замечаний делают запись: «антикоррупционная экспертиза проведена, замечаний нет», ставят дату и подпись. Если выявляются коррупциогенные факторы, то составляется единое заключение, если эти факторы не выявлены, то заключение составлять не нужно. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов после их принятия не проводится, так как ни Федеральным законом № 172-ФЗ, ни постановлением Администрации поселения № это не предусмотрено. Фактически антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов стала проводиться только с 25 февраля 2010 года, когда в листах согласований стали делать соответствующие отметки и проверять проекты на наличие коррупциогенных факторов. До этого антикоррупционная экспертиза не проводилась.

Суд, заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее Федеральный закон № 172-ФЗ) основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

В судебном заседании установлено, что 01 декабря 2009 года главой сельского поселения было принято постановление № «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) сельского поселения», в котором в соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ был определен порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов). В соответствии с п.2 данного постановления антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов, представляемых на подпись главе поселения и на заседания Совета сельского поселения, осуществляется одновременно с проведением согласования проекта муниципального правового акта комиссией состоящей из специалистов администрации сельского поселения. По результатам проведения экспертизы при наличии замечаний комиссией составляется единое заключение. Согласно п.3 этого же постановления институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) сельского поселения.

Вышеназванное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу и действует в настоящее время, никем не обжаловано и не опротестовано, что подтверждается представителем администрации сельского поселения и не опровергается прокурором. Кроме того, в данном постановлении соблюдены принципы проведения антикоррупционной экспертизы, в частности принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в администрации сельского поселения антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов стала проводиться с 25 февраля 2010 года, что подтверждается пояснениями представителя администрации сельского поселения и не опровергается прокурором. Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются путем соответствующей отметки в листах согласования проектов нормативных правовых актов, где лица, проводившие антикоррупционную экспертизу, ставят свою подпись и дату в графе «антикоррупционная экспертиза проведена, замечаний нет». Судом обозревались представленные представителем администрации сельского поселения листы согласования к проектам всех нормативных правовых актов, а также сами нормативные правовые акты, принятые в течение 2009-2011 г.г., из которых следует, что все проекты нормативных правовых актов с 25 февраля 2010 года до момента вынесения решения суда прошли антикоррупционную экспертизу.

Доводы прокурора о том, в поселении что по каждому нормативному правовому акту и его проекту необходимо по результатам проведения антикоррупционной экспертизы составляет отдельное заключение, а кроме того необходимо проведение антикоррупционной экспертизы как нормативных правовых актов, так и их проектов, суд находит необоснованными.

Как указывалось выше, в соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ, порядок проведения антикоррупционной экспертизы устанавливается в соответствии с данным законом соответствующим органом, организацией. Такой порядок в сельском поселении установлен постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно постановления, соответствующая комиссия проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов одновременно с их согласованием. Проведение антикоррупционой экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) предусмотрено институтами гражданского общества и гражданами.

Таким образом, суд не может признать незаконным бездействие администрации сельского поселения по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за период с 25 февраля 2010 года по 16 декабря 2011 года, поскольку антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов в этот период проводилась. При принятии нормативных правовых актов никаких изменений в них по сравнению с проектами не вносилось, что подтвердила представитель администрации сельского поселения и не опровергалось прокурором. Кроме того, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает обязательное проведение антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов комиссией администрации сельского поселения. Поэтому, по мнению суда, не проведение администрацией поселения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в период с 25 февраля 2010 года по 16 декабря 2011 года незаконным не является, в этой части в удовлетворении требований прокурору следует отказать.

Не составление заключений при проведении антикоррупционной экспертизы при отсутствии коррупциогенных факторов также не является незаконным, поскольку постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ составление заключения предусмотрено только при наличии у комиссии замечаний к проекту нормативного правового акта. За период с 25 февраля 2010 года по 16 декабря 2011 года каких-либо замечаний при проведении антикоррупционной экспертизы не возникло, что подтвердила представитель администрации поселения, подтверждается материалами, которые обозревались в судебном заседании.

При этом то обстоятельство, что прокурором по трем нормативным правовым актам были выявлены коррупциогенные факторы и внесены соответствующие протесты, не может служить доказательством не проведения антикоррупционной экспертизы в администрации поселения, поскольку, как пояснила представитель администрации поселения, специалисты, проводящие экспертизу, не обладают необходимыми знаниями и практикой применения закона, поэтому коррупциогенные факторы выявлены не были. Данным пояснениям суд доверяет, оснований не доверять им у суда не имеется.

Также в судебном заседании установлено, что в период с 02 августа 2009 года до 25 февраля 2010 года антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрацией сельского поселения не проводилась, что подтвердила представитель администрации сельского поселения, каких-либо доказательств проведения антикоррупционной экспертизы суду не представлено. Поэтому в этой части суд признает бездействие администрации сельского поселения по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) незаконным и полагает необходимым обязать провести их экспертизу в срок до 01 февраля 2012 года. Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за период с 02 августа 2009 года до 25 февраля 2010 года.

Обязать администрацию сельского поселения в срок до 01 февраля 2012 года провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за период с 02 августа 2009 года до 25 февраля 2010 года.

В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.

Информацию о принятом решении разместить на официальном сайте Вытегорского районного суда в сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Д.В. Скресанов.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 31 января 2012 года.