ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5103/2013 от 13.01.2014 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

2-60/2014

Решение

Именем Российской Федерации

13 января 2014 года

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Глазковой Т.Г..,

при секретаре судебного заседания Солодкевич О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело

истец: Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савченко А.А.

ответчик: Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области

третьи лица: Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области

заявленное требование: о возложении обязанности приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: гараж для хранения и ремонта автотранспорта № мельница для переработки зерна №, свиноферма для выращивания свиней № размещенных на территории ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по адресу: г. Омск, <адрес>, до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка деятельности ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области, в результате которой выявлены нарушения требований законодательства об атмосферном воздухе.

Установлено, что ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области осуществляет деятельность по производству и реализации текстильных и трикотажных изделий, в том числе одежды из текстильных и трикотажных материалов, аксессуаров одежды, спецодежды, верхней одежды, нательного и постельного белья, головных уборов, изделий из искусственного и натурального меха и кожи, матрасов, обуви, в том числе валяной, продукции заготовки и переработки древесины, пиломатериалов, деревянных строительных конструкций, деревянных строений, столярных изделий, деревянной тары, прочих изделий из дерева, соломки и материалов для плетения, технологической щепы или стружки, мебели, игр, мяса и мясопродуктов, в том числе мяса сельскохозяйственной птицы, кроликов, субпродуктов, крупного рогатого скота, сельскохозяйственной птицы, яиц, молочной продукции, в том числе молока, сыра, обработанного жидкого молока, пищевых масел и жиров, хлебобулочных и макаронных изделий, муки, круп, отрубей и прочих продуктов из зерновых культур, изделий из бумаги и картона, в том числе бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения, прочих изделий из бумаги и картона, бетона, кирпича и изделий из них, керамических изделий, плетеной и тканой тары из текстильных и синтетических материалов, метел, щеток, результатов переработки промышленных и бытовых отходов, продукции выращивания и переработки зерновых и зернобобовых культур, картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур, масличных культур, сахарной свеклы, кормовых культур, грибов и грибницы (мицелия), продукции разведения и выращивания крупного рогатого скота, свиней, коз, животных семейства лошадиных, сельскохозяйственной птицы, кроликов и пушных зверей, продукции переработки песка, глины, природного камня, отходов собственного производства, пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, табачные изделия, в специализированных и неспециализированных магазинах.

Установлено, что при функционировании ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Источники выделения загрязняющих веществ согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов от 04.09.2008: гараж для хранения и ремонта автотранспорта № мельница для переработки зерна № свиноферма для выращивания свиней №

Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области от 14.10.2008 закончился 04.09.2013.

ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области с 04.09.2013 по настоящее время осуществляется эксплуатация источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.

Просит обязать ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: гараж для хранения и ремонта автотранспорта № мельница для переработки зерна (№); свиноферма для выращивания свиней (№), размещенных на территории ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по адресу: г. Омск <адрес>, до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух А также взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.

Помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Маслов К.А. в судебном заседании подержал заявленные требования.

Представитель ответчика ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по доверенности Бондаренко С.А. в судебном заседании пояснил, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до настоящего момента не получено, чему препятствует реорганизация медицинских частей УФСИН. Подтверждающие документы не представляет.

Представитель третьего лица УФСИН России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен в установленном законом порядке.

Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен в установленном законом порядке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Пунктом 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, установлено, что предельно допустимые для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).

Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, о предельно допустимых и временно согласованных выбросах, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) (пункт 9).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих государственному экологическому контролю», утвержден перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, в том числе объектов, подлежащих государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006г. № 689.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.10.2010 № 471 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Омской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Омской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в который включено ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области (№ списка).

ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области является объектом федерального государственного экологического контроля, поэтому выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Указанное также следует из пункта 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. N 650) административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регулирует вопросы по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Настоящий Регламент не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В судебном заседании установлено, что ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области осуществляет эксплуатацию гаража для хранения и ремонта автотранспорта №), мельницы для переработки зерна №, свинофермы для выращивания свиней (№), размещенных на территории ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по адресу: г. Омск, <адрес> Деятельность ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области заключается, в том числе в производстве и реализации текстильных и трикотажных изделий, одежды из текстильных и трикотажных материалов, аксессуаров одежды, спецодежды, верхней одежды, нательного и постельного белья, головных уборов, изделий из искусственного и натурального меха и кожи, матрасов, обуви в том числе валяной, продукции заготовки и переработки древесины, пиломатериалов, деревянных строительных конструкций, деревянных строений, столярных изделий, деревянной тары, прочих изделий из дерева, соломки и материалов для плетения, технологической щепы или стружки, мебели, игр, мяса и мясопродуктов, в том числе мяса сельскохозяйственной птицы, кроликов, субпродуктов, крупного рогатого скота, сельскохозяйственной птицы, яиц, молочной продукции в том числе молока, сыра, обработанного жидкого молока, пищевых масел и жиров, хлебобулочных и макаронных изделий, муки, круп, отрубей и прочих продуктов из зерновых культур, изделий из бумаги и картона, в том числе бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения, прочих изделий из бумаги и картона, бетона, кирпича и изделий из них, керамических изделий, плетеной и тканой тары из текстильных и синтетических материалов, метел, щеток, результатов переработки промышленных и бытовых отходов, продукции выращивания и переработки зерновых и зернобобовых культур, картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур, масличных культур, сахарной свеклы, кормовых культур, грибов и грибницы (мицелия), продукции разведения и выращивания крупного рогатого скота, свиней, коз, животных семейства лошадиных, сельскохозяйственной птицы, кроликов и пушных зверей, продукции переработки песка, глины, природного камня, отходов собственного производства, пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, табачные изделия, в специализированных и неспециализированных магазинах.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области не согласован, разрешение на выброс вредных веществ у ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области отсутствует, контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов не ведется.

Таким образом, для данных источников выбросов в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.

Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по эксплуатации стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: гараж для хранения и ремонта автотранспорта № мельница для переработки зерна №, свиноферма для выращивания свиней №), размещенных на территории ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

На основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Ответчиком не представлено суду доказательств того, что приостановление деятельности стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух будет противоречить общественным интересам. В связи с этим подлежат удовлетворению исковые требования о приостановлении эксплуатации ответчиком стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: гараж для хранения и ремонта автотранспорта №, мельница для переработки зерна (№ свиноферма для выращивания свиней (№), размещенных на территории ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по адресу: г. Омск, <адрес>, до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Иск предъявлен в Октябрьский районный суд г. Омска в соответствии со ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения ответчика (юридическому адресу).

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области обязанность приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: гараж для хранения и ремонта автотранспорта №), мельница для переработки зерна (№, свиноферма для выращивания свиней (№), размещенных на территории ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области по адресу: г. Омск, <адрес> до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: ______________________ Т.Г. Глазкова

Решение в окончательной форме принято 20 января 2014 года.

Судья ______________________ Т.Г. Глазкова