№ 2-5106/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2013г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Чеглаковой И.В.,
при секретаре Бутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева Ж.С.о. к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании денежной суммы в виде субсидии,
у с т а н о в и л :
Иск заявлен по тем основаниям, что истец, являющийся гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был признан вынужденным переселенцем в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца №, выданным истцу Министерством внутренних дел Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий в Администрации Пайского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия. При этом истец с супругой вынуждены оплачивать найм квартиры № в доме № на <адрес>. В целях реализации Указа Президента РФ от 29 марта 1996 года № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами за счет средств федерального бюджета должны предоставляться безвозмездные субсидии в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 года № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья». Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 09 декабря 2011 года №562 утвержден норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первое полугодие 2012 года. Для Республики Карелия норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья составляет 34250 рублей. При таких обстоятельствах семья вынужденного переселенца, состоящая из трех человек, зарегистрированная и постоянно проживающая на территории Республики Карелия, имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома в размере от 92475 рублей (34 250 рублей х 0,05 х 54 кв. м = 92 475 руб.) до 1 294 650 (34 250 рублей х 0,7 х 54 кв. м = 1 294 650 рублей). 14 июля 2011 года Правительством Республики Карелия издано постановление № 169-П «О реализации на территории Республики Карелия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Пунктом 1 постановления Правительства Республики Карелия от 14 июля 2011 года № 169-П предписано, что Министерство строительства Республики Карелия является органом, уполномоченным на реализацию на территории Республики Карелия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. С учетом ст.309, 310 ГК РФ именно на должнике, а не на кредиторе лежит первичная обязанность совершения необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению обязательства. В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации к бездействию органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих относится неисполнение обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющие полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа. Истец полагал, что у Республики Карелия в лице Министерства строительства Республики Карелия и его правопредшественников ДД.ММ.ГГГГ возникло обязательство по предоставлению истцу и членам его семьи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома. Названное обязательство не исполнялось без видимых причин и оснований, поскольку до его сведения не была доведена своевременная, полная и достоверная информация о совершении уполномоченными органами исполнительной власти Республики Карелия необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению обязательства. На основании изложенного истец просил взыскать с казны Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия безвозмездную субсидию на строительство или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец и его представитель Филиппенко И.Ю., действующий на основании доверенности, на иске настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Мартыненко Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против иска возражал, указывая на то, что участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы носит добровольный и заявительный характер, для участия в ней гражданином должны быть совершены определенные действия, Алиевым Д.С.о. не представлено доказательств подачи такого заявления. Также указал, что Министерство Финансов РФ не относится к кругу субъектов, являющихся исполнителями подпрограммы.
Представитель третьего лица УФМС России по РК Канноев Д.Н. в судебном заседании полагал иск не подлежащим удовлетворению, указав, что требования истца не основаны на законе, заявитель не обращался в органы местного самоуправления с заявлением для участия в подпрограмме. Формируемые УФМС списки граждан подтверждают право граждан на участие в подпрограмме. Истец обладал правом на участие в подпрограмме, однако заявление для участия в ней им не было подано.
Представитель третьего лица Министерства строительства РК в судебном заседании не присутствовал, извещены о времени и месте судебного заседания, в представленном в суд отзыве на иск против удовлетворения требований истца возражали, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление с целью признания гражданина участником подпрограммы. Ежегодно органами местного самоуправления формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. В соответствии с п.24 Правил, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в списках, направленных Администрацией Прионежского муниципального района в адрес Министерства строительства Республики Карелия, Алиев Д.С.о. отсутствует. Свои требования истец обосновывает статьей 16 Гражданского кодекса РФ - причинением убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Однако участие в подпрограмме носит заявительный характер. Истец не обращался с заявлением об участии в подпрограмме, а должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления не осуществлялись незаконные действия (бездействие), повлекшие причинение истцу убытков.
Представитель третьего лица Администрации Пайского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном в суд письме указали, что Алиев Д.С.о утратил статус нуждающегося в жилом помещении, т.к. в жилищную комиссию были предоставлены выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок под ИЖС. На основании представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ Алиев Д.С.о. был восстановлен в прежней очереди на улучшение жилищных условий под №(Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Истец Алиев Д.С.о. заявление об участии в целевой программе « Жилище» на 2011-2015 годы» о признании участником программы в администрацию Пайского сельского поселения не подавал.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Судом установлено, что истец, являющийся гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел статус вынужденного переселенца, который был получен им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца №, выданным истцу Министерством внутренних дел Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами не оспаривается.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в браке с ФИО1, от данного брака имеет ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГг.р., что подтверждено свидетельствами о заключении брака и рождении ребенка.
Как указано истцом, что не оспорено сторонами, он вместе со своей семьей проживает по адресу: <адрес>. Несмотря на то, что данная квартира находится в собственности родственников супруги жены, а именно в собственности ФИО3, за съем данной квартиры истцом оплачиваются денежные средства.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий в Администрации Пайского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, что подтверждается представленными в дело документами.
На основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации Пайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Алиев Д.С.о. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, т.к. в жилищную комиссию были предоставлены выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок под ИЖС.
На основании представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ Алиев Д.С.о. был восстановлен в прежней очереди на улучшение жилищных условий под № (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, представленными документами подтверждено право истца на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья на основании Указа Президента РФ от 29.03.1996г., поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был признан вынужденным переселенцем, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на улучшение жилищных условий в Администрации Пайского сельского поселения.
В соответствии с пп. ж п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление с целью признания гражданина участником подпрограммы.
Согласно п.21 Правил по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В соответствии с п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Согласно п.27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
С учетом приведенных выше норм закона, суд приходит к выводу о том, что участие в указанной выше подпрограмме носит заявительный характер, право лица на предоставление субсидии должно быть реализовано посредством подачи в орган местного самоуправления соответствующего заявления.
Администрацией Пайского сельского поселения указано на то, что Алиев Д.С.о. заявление об участии в целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» о признании участником программы в администрацию Пайского сельского поселения не подавал. Администрацией Прионежского муниципального района сообщено о том, что в рамках программы ФЦП «Жилище» в Прионежском муниципальном районе действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Прионежском муниципальном районе на 2011-2015годы», утвержденная Решением XI сессии II созыва от 21.06.2011 года №16. Алиев Д.С.о. не является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Прионежском муниципальном районе на 2011-2015 годы» и заявление на участие в данной подпрограмме не подавал.
Стороной истца не представлено объективных доказательств, подтверждающих подачу такого заявления на участие в подпрограмме в уполномоченные органы, в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году истец не включался, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Алиева Д.С.о. к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании денежной суммы в виде субсидии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательном виде.
Судья И.В. Чеглакова
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2013г.