Дело№2-5107/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Быковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой С. Б., Никишиной Н. М., Кулагиной С. В. к Администрации города Нижнего Новгорода об обязании провести аварийно-восстановительные работы, провести инвентаризацию бесхозяйных сетей теплотрассы, сетей горячего, холодного водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, провести их ремонт, определить организации, который будут осуществлять содержание и обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры,
установил:
Истцы Миронова С.Б., Никишина Н.М., Кулагина С.В. обратились в суд с иском к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода об обязании провести аварийно-восстановительные работы, провести инвентаризацию бесхозяйных сетей теплотрассы, сетей горячего, холодного водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, провести их ремонт, определить организации, который будут осуществлять содержание и обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры, в обосновании своих требований указали следующее.
[ 00.00.0000 ] Председатель ТСЖ «Голубева, 1А» Миронов С.В. обратился к главе администрации Ленинского района с заявлением о бесхозяйности наружных сетей инженерной инфраструктуры, посредством которой ресурсоснабжающие организации ОАО «Теплоэнерго», ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «НСК» поставляют жителям МКД по [ адрес ] коммунальные ресурсы.
[ 00.00.0000 ] жителями дома было подано заявление в администрацию Ленинского района с просьбой:
1. В порядке, установленном Постановлением Администрации г. Н. Новгорода от [ 00.00.0000 ] . [ № ], провести инвентаризацию (оценку технического состояния) сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС, водоотведения и электроснабжения, посредством которых поставляются коммунальные ресурсы в МКД по [ адрес ] и провести их ремонт.
2. Определить организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание указанных сетей.
Письмом [ № ] от. [ 00.00.0000 ] администрация Ленинского района сообщило об обращении в КУГИ и ЗР за разъяснением о порядке обращения указанных объектов в муниципальную собственность.
Письмом [ № ] от [ 00.00.0000 ] администрация Ленинского района сообщило предоставить технические характеристики на каждый из указанных объектов с прилагающими формами, указанные в данном письме.
В пункте 8 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего -имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Собственники помещений МКД по [ адрес ] распорядительные решения по наружной теплотрассе, наружным сетям ГВС, ХВС, водоотведения и электроснабжения, не принимали.
Таким образом, по мнению истцов, теплотрасса, сети ГВС, ХВС, водоотведения и электроснабжения находящиеся за пределами стен дома по [ адрес ], не являются имуществом собственником дома и, соответственно, они не должны нести бремя их содержания.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере теплоснабжения населения обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных теплосетей, учету таких сетей и их обращению в муниципальную собственность.
Органы местного самоуправления городских округов в силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] «О требованиях: региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды и газа, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды, газа, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В исполнение указанного Постановления Администрацией г. Н. Новгорода издано Постановление № 105 от 17.01.2014 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры города Нижнего Новгорода».
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, истцы просят обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода провести инвентаризацию (оценку технического состояния) бесхозяйной теплотрассы, сетей ГВС, ХВС, водоотведения и электроснабжения, посредсвом которых поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом по [ адрес ], и провести их ремонт. Обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу определить организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов коммунальной инфраструктуры.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец изменили исковые требования, просят суд обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в целях устранения аварии, произошедшей [ 00.00.0000 ] в тепловой камере на теплотрассе, которая находится у 2-го подъезда многоквартирного дома по [ адрес ], незамедлительно провести аварийно-восстановительные работы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода. Обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода провести инвентаризацию (оценку технического состояния) бесхозяйной теплотрассы, сетей ГВС, ХВС, водоотведения электроснабжения, посредствам которых поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом по [ адрес ], и провести их ремонт. Обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу определить организации, которые будут осуществлять содержащее и обслуживание указанных объектов коммунальной инфраструктуры.
В судебном заседание истцы Никишина Н.М., Кулагина С.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, воспользовались своим правом на ведение дела в суде через представителя в соответствии со ст. 48ГПК РФ.
В судебном заседании истец Миронова С.Б., представитель истцов Добруник М.В. исковые требования в части обязания Администрации г. Нижнего Новгорода провести инвентаризацию (оценку технического состояния) бесхозяйной теплотрассы, сетей ГВС, ХВС, водоотведения электроснабжения, посредствам которых поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом по [ адрес ], и провести их ремонт, в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу определить организации, которые будут осуществлять содержащее и обслуживание указанных объектов коммунальной инфраструктуры поддержали. В части требований обязать Администрацию г. Нижнего Новгорода в целях устранения аварии, произошедшей [ 00.00.0000 ] в тепловой камере на теплотрассе, которая находится у 2-го подъезда многоквартирного дома по [ адрес ], незамедлительно провести аварийно-восстановительные работы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода не поддержали. Дали пояснения по существу иска.
Представитель ответчика Администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Погодин А.А. исковые требования не признал, дал пояснения по существу иска.
Представитель третьего лица Администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода по доверенности Барышева В.С. возражала против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица ОАО «Теплоэнерго» Плугаторик А.А. возражала против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Баранова Э.В. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменную позицию на иск.
Третьи лица Колпакова Н.Ф., Цыганова Н.П., Базанова Э.М., Шарин А.В.,Вершинина Л.В., Луковникова Н.Б., Муравьевав Л.А., Попова И.А., Чечнева И.Ю., Дятлов В.Л., Антипина Е.В., Бурлаченко Л.В., Чернышова И.Г., Шигаев С.А., Мосеев А.М., Ионова М.Б. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, воспользовались своим правом на ведение дела в суде через представителя в соответствии со ст. 48 ГПК РФ.
Представитель третьих лиц по доверенности Добрунник М.В. исковые требования поддержала.
Представители третьих лиц ТСЖ «Голубева 1А», ПАО «ТНС энерго НН», Комитета по управлению муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода, Управления жилищного фонда, коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и третьих лиц.
Выслушав истца, представителя истцов, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, истцы Никишина Н.М., Миронова С.Б., Кулагина С.В. являются собственниками жилых помещений в [ адрес ] города Нижнего Новгорода.
Для управления домом создано ТСЖ «Голубева 1А».
Из материалов дела следует, что [ 00.00.0000 ] Председатель ТСЖ «Голубева, 1А» Миронов С.В. обратился к главе администрации Ленинского района с заявлением о бесхозяйности наружных сетей инженерной инфраструктуры, посредством которой ресурсоснабжающие организации ОАО «Теплоэнерго», ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «НСК» поставляют жителям МКД по [ адрес ] коммунальные ресурсы.
[ 00.00.0000 ] жителями дома было подано заявление в администрацию Ленинского района с просьбой в порядке, установленном Постановлением Администрации г. Н. Новгорода от [ 00.00.0000 ] . [ № ], провести инвентаризацию (оценку технического состояния) сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС, водоотведения и электроснабжения, посредством которых поставляются коммунальные ресурсы в МКД по [ адрес ] и провести их ремонт, определить организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание указанных сетей.
Письмом [ № ] от. [ 00.00.0000 ] администрация Ленинского района сообщило об обращении в КУГИ и ЗР за разъяснением о порядке обращения указанных объектов в муниципальную собственность.
Письмом [ № ] от [ 00.00.0000 ] администрация Ленинского района сообщило предоставить технические характеристики на каждый из указанных объектов с прилагающими формами, указанные в данном письме.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ и статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 39 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 года № 105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности (далее Порядок).
По смыслу приведенных положений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.
Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственников помещений многоквартирного дома или иного лица на указанные объекты само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В пунктах 5, 6 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового ) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N491).
Согласно пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов квнутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Таким образом, состав общего имущества многоквартирного дома, (включая расположенные в нем инженерные коммуникации), расходы по содержанию которого возложены на собственников помещений этого дома, определен действующим законодательством.
Следовательно, оснований для включения наружных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то есть расположенных за пределами границ дома, в состав общедомового имущества многоквартирного дома не имеется.
Однако указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет, предусмотренный постановлением администрации от 17.01.2014 года N 105.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
В силу п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 14 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 4, 7 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено, что ТСЖ «Голубева 1А» с ресурсоснабжающими организациями по коммуникациям, относящимся к домовладению [ № ] по [ адрес ] в соответствии с федеральными законами: от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» оформлены границы эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по устранению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» «внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуниционных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса является место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом».
Таким образом, судом установлено, что спорные участки тепловых, электрических сетей и сетей водоотведения, ГВС И ХВС находятся в фактическом владении и пользовании собственников домовладения.
Доказательства, подтверждающие, что спорные участки сетей не находятся в общедолевом владении и пользовании собственниками [ адрес ], а также, что заявленные участки тепловой сети обслуживаются ими как бесхозяйные, истцами суду не представлено.
Исходя из установленного ст. 12 ГПК РФ принципа диспозитивности истец самостоятельно определяет характер нарушенного права и избирает способ его защиты.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств признания, в установленном законом порядке, бесхозяйными теплотрассы, сетей ГВС, ХВС, водоотведения и электроснабжения, посредством которых поставляются коммунальные ресурсы в [ адрес ]. Истцами такие требования в ходе рассмотрения дела заявлены не были.
Доводы истцов о бездействии и злоупотреблении правом со стороны Администрации города Нижнего Новгорода суд находит несостоятельными в силу следующего.
Согласно Порядку проведения мероприятий по признанию прав муниципальной собственности на объекты состоит в следующем:
Администрация района по месту нахождения Объектов в случае выявления Объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления направляет обращение в Комитет на предмет нахождения Объектов в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует Объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты и по результатам информирует администрацию района.
В случае если Объекты не числятся в реестре муниципального
имущества города Нижнего Новгорода, а также отсутствуют заявления
собственников Объектов об отказе от права собственности на Объекты,
администрация района:
1.3.1. в установленном законом порядке в течение трех рабочих дней
с даты получения ответа от Комитета направляет обращения в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, Территориальное управление Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской
области, министерство государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области, а также в государственные органы (организации),
осуществлявшие регистрацию прав на недвижимость до введения в
действие Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала
деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, на предмет наличия (отсутствия)
регистрации права на Объекты указанными органами.
1.3.2. В случае отсутствия регистрации права собственности на
Объекты в указанных в подпункте 1.3.1 органах:
1.3.2.1. В течение трех рабочих дней с даты получения документов,
подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы, направляет в
Комитет обращение (с приложением документов, подтверждающих, что
права на Объекты не зарегистрированы) об организации дальнейшей работы
по признанию права муниципальной собственности на Объекты с указанием
технических характеристик Объектов, согласованных с соответствующими
Организациями, по нижеприведенным формам (технические
характеристики Объектов направлять в бумажном и электронном виде в
формате Excel а) на протяженные Объекты: тепло-, горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения:
электроснабжения: газоснабжения: б) на здания Объектов.
Комитет после получения от администрации района обращения, предусмотренного пунктом 1.3.2.1 настоящего Порядка, обеспечивает (пункт 1.6):
Изготовление исполнительных съемок на Объекты, технических планов и кадастровых паспортов на Объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных съемок, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет и получению кадастровых паспортов на Объекты.
Постановку Объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества.
Выполнение мероприятий по признанию права муниципальной собственности в соответствии со статьей 225 ГК РФ (в том числе по истечении года со дня принятия Объектов на учет бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода).
Проведение государственной регистрации права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на Объекты.
Включение Объектов в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
Из анализа положений указанного Порядка суд сделал правильный вывод о том, что основанием для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной первоначально необходимо обращение в администрацию района г. Нижнего Новгорода.
Из материалов дела следует, что собственники обратились в Администрацию Ленинского района города Нижнего Новгорода [ 00.00.0000 ] В [ 00.00.0000 ] Администрацией Ленинского района города Нижнего Новгорода было предложено представить техническую документацию на объекты.
Доказательств, подтверждающих представление указанных документов в Администрацию района, истцами суду не представлено.
В связи с чем, доводы истцов о бездействии и злоупотреблении правом со стороны ответчика подлежат отклонению.
Исходя из изложенного выше, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов об обязании Администрации г. Нижнего Новгорода провести инвентаризацию (оценку технического состояния) теплотрассы, посредством которой поставляется теплоноситель в многоквартирный дом по [ адрес ], и провести ее ремонт, обязании Администрации г. Нижнего Новгорода в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание этой теплотрассы.
Оснований для удовлетворения требования истцов в части возложения обязанности на Администрацию города Нижнего Новгорода провести аварийно-восстановительные работы также не имеется, поскольку в ходе рассмотрения дела истцы требования в данной части не поддержали.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске Мироновой С. Б., Никишиной Н. М., Кулагиной С. В. к Администрации города Нижнего Новгорода об обязании провести аварийно-восстановительные работы, провести инвентаризацию бесхозяйных сетей теплотрассы, сетей горячего, холодного водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, провести их ремонт, определить организации, который будут осуществлять содержание и обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры –отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Судья: Байкова О.В.