Дело № 2-5109/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Ежовой И.А.,
при секретаре Очкиной Н.В.,
с участием
представителя истца заместителя Камчатского транспортного прокурора Нецвет И.А.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Росморпорт» об обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Камчатский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к ФГУП «Росморпорт» об обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры.
В обоснование исковых требований указал, что по результатам проведенной проверки в Петропавловском филиале ФГУП «Росморпорт» выявлены нарушения законодательства при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры – зданию морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском и пассажирскому причалу № 5 морского порта Петропавловск-Камчатский. Здание морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт» и на основании приказа генерального директора ФГУП «Росморпорт» от 07.04.2017 № 121 находится на балансе Петропавловского филиала ФГУП «Росморпорт». В соответствии с Положением Петропавловский филиал ФГУП «Росморпорт» осуществляет фактическую эксплуатацию здания морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском. Вокзал используется для оказания транспортных услуг пассажирам, в том числе инвалидам и маломобильным группам населения, следующим на посадку на морские пассажирские суда, ошвартованные у причала морского вокзала, а также пассажирам, прибывающим на судах в морской порт Петропавловск- Камчатский. Согласно Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297, в 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, исходя из которой государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. В нарушение требований действующего законодательства основные функциональные зоны (помещения) морского вокзала не оборудованы приспособлениями, техническими и информационными средствами, системами, а именно: вход (выход) в здание: на лестницах на входе в здание и на подходе к пассажирскому причалу отсутствуют дополнительные разделительные поручни при ширине марша более 4 метров; отсутствует предупредительная рельефная тактильная полоса за 0,8-0,9 м перед лестничным маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5 м; отсутствует контрастная окраска крайних ступеней; система информации на объекте: в здании вокзала отсутствуют световые (текстовые), звуковые табло для вывода оперативной информации; отсутствуют тактильные мнемосхемы; отсутствует информация о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) с рельефными знаками; пути движения внутри здания: на лестничных маршах поручни не оборудованы вверху и внизу не травмирующими окончаниями; отсутствуют тактильные указатели на поручнях лестницы; отсутствуют контрастные указатели площадок (ступеней) перед началом движения по лестнице; лифт пассажирский: отсутствует цифровое контрастное изображение номера этажа напротив или возле выхода из лифта; зал ожидания: в зале ожидания морского вокзала не оборудована специальная для инвалидов зона ожидания; санитарно-гигиеническое помещение: отсутствует знак доступности кабины, выполненный рельефным шрифтом, и система тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с помещением постоянного дежурного персонала, унитаз не оборудован опорой для спины, сливным устройством с рычажной рукояткой, либо автоматическим сливом, раковина умывальника не оборудована водопроводным краном (смесителем) с рычажной рукояткой или сенсорным управлением. Непринятие ответчиком мер по обеспечению морского вокзала вышеуказанными приспособлениями, техническими и информационными средствами, системами, нарушает права пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения как потребителей транспортных услуг.
По изложенным основаниям просил обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском следующими приспособлениями, техническими и информационными средствами, системами:
Вход (выход) в здание: на лестницах на входе в здание и на подходе к пассажирскому причалу установить дополнительные разделительные поручни; установить предупредительную рельефную тактильную полосу перед лестничным маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5 м; нанести контрастную окраску крайних ступеней;
Система информации: установить в здании световые (текстовые), звуковые табло для вывода оперативной информации; тактильные мнемосхемы; информационные таблички о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) с рельефными знаками;
Пути движения внутри здания: поручни на лестничных маршах оборудовать вверху и внизу не травмирующими окончаниями; установить тактильные указатели на поручнях лестницы; установить контрастные указатели площадок (ступеней) перед началом движения по лестнице;
Лифт пассажирский: установить цифровое контрастное изображение номера этажа напротив выхода из лифта;
Зал ожидания: в зале ожидания морского вокзала оборудовать специальную для инвалидов зону ожидания;
Санитарно-гигиеническое помещение: установить знак доступности кабины, выполненный рельефным шрифтом; установить систему тревожной сигнализации; обеспечивающую связь с помещением постоянного дежурного персонала; оборудовать унитаз опорой для спины, сливным устройством с рычажной рукояткой, либо автоматическим сливом; раковину умывальника оборудовать водопроводным краном (смесителем) с рычажной рукояткой или сенсорным управлением.
В судебном заседании заместитель Камчатского транспортного прокурора Нецвет И.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что нарушения ответчиком требований законодательства при обеспечении доступа к объектам транспортной инфраструктуры лицам с ограниченными возможностями были выявлены по результатам проведенной проверки в Петропавловском филиале ФГУП «Росморпорт», в том числе при изучении представленных по запросу документов, регламентирующие вопросы обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности на эксплуатируемых объектах.
Представитель ответчика ФГУП «Росморпорт» по доверенности - ФИО1 в судебном заседании факт необходимости оборудования здания морского вокзала указанными в иске средствами не оспаривала, обоснованных возражений против исковых требований не представила, вместе с тем, полагала, ответственность по данным требованиям должна быть возложена на Петропавловск-Камчатский морской торговый порт.
Выслушав заместителя Камчатского транспортного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно положениям ст. 7 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2009 года № 676 утверждены Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности (далее – Правила), которые регулируют отношения, возникающие при оказании услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пассажирам и другим гражданам при их обслуживании в морских портах Российской Федерации.
Согласно п. 15.1 указанных Правил в целях обслуживания пассажиров из числа инвалидов исполнитель обеспечивает: оборудование объектов морского терминала, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий пассажирам из числа инвалидов для беспрепятственного доступа к таким объектам и пользования ими; условия для передвижения пассажиров из числа инвалидов по территории морского терминала, входа на его территорию и выхода с территории, посадки на судно и высадки с судна, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов на территорию морского терминала и к услугам, предоставляемым на данной территории, с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск на территорию морского терминала сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с п. 16 Правил, для информирования потребителей в морских портах используются автоматизированные системы, различные виды носителей информации, справочные бюро, громкоговорящая связь и иные средства, обеспечивающие своевременность и достоверность доведения необходимой информации до потребителей.
Требования, предъявляемые к помещениям и их элементам, закреплены в Своде правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, в соответствии с которым:
входы: при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни (п.6.1.2).
пути движения в зданиях:
- участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5 - 0,6 м, с высотой рифов 4 мм. Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть:- на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения; - на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению;- непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери;- на расстоянии 0,3 от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней открытых лестничных маршей (если проступь ступени на верхней площадке выделена конструктивно, предупреждающий указатель должен непосредственно примыкать к проступи, независимо от ее ширины) (п.6.2.3).
- на каждом этаже, где ожидаются посетители, следует предусматривать зоны отдыха на два-три места, в том числе для инвалидов на креслах-колясках(п.6.2.5).
- лестницы и пандусы: при расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительно центральные двусторонние разделительные поручни; на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м; допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминисцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - от 0,03 до 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша (п.6.2.8).
- завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение (п.6.2.11). На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий (за исключением стационаров) должны предусматриваться рельефные обозначения этажей, а также предупредительные полосы об окончании перил (п.6.2.12)
Лифты, подъемные платформы и эскалаторы:
- напротив выхода из лифтов, доступных для МГН, на высоте 1,5 м должно быть цифровое обозначение этажа размером не менее 0,1 м, контрастное по отношению к фону стены. Если стенка напротив выхода из лифта отсутствует, номер этажа обозначается на боковом откосе входного проема в лифт (п.6.2.16).
Техническое средства информирования, ориентирования и сигнализации:
- элементы здания, доступные для МГН, должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и, если это предусмотрено заданием на проектирование, обозначаться знаками доступности. В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты и т.п.), устанавливаются указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу (п.6.5.1);
- технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги (п.6.5.2);
- технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. (п.6.5.3)
- кроме визуальной должна быть предусмотрена звуковая сигнализация. В вестибюлях общественных зданий, с учетом их функционального назначения, следует предусматривать установку информационных терминалов/киосков, информационных табло типа "бегущая строка", телефонных устройств с текстовым выходом для посетителей с нарушением слуха, звуковых и радиоинформаторов и/или тактильных и с речевым дублированием информации мнемосхем для посетителей с нарушением зрения. Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов (п.п.6.5.6, 6.5.7,6.5.9)
Санитарно-бытовые помещения:
- в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней, поворотных или откидных сидений. Следует применять унитазы, имеющие опору для спины, высоту - 0,45 - 0,5 м и длину - 0,7 м (п.6.3.3);
- у дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т.п.), и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом), расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 - 0,5 м от края двери. Доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, которая должна быть применена, определяется в задании на проектирование (п.6.3.6);
- в доступных кабинах (душевых, ванных) и универсальных кабинах уборных следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа. Применение кранов с раздельным управлением горячей и холодной водой не допускается. Следует применять унитазы и писсуары с автоматическим сливом воды или с ручным кнопочным управлением. Допускается применение унитазов и раковин умывальников с механизмом электрического или гидравлического вертикального перемещения (п.6.3.9).
Кроме того, требования к оборудованию помещений установлены ГОСТ Р 52875-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 № 553-ст, в соответствии с которым:
- указатели должны предоставлять инвалидам по зрению необходимую и достаточную информацию, способствующую самостоятельной ориентации в инфраструктуре городов, микрорайонов, поселков и других населенных пунктов, в том числе на дорогах и в общественных зданиях (п.4.1.1);
- поверхность указателей должна быть шероховатой рифленой с противоскользящими свойствами, отличной по структуре и цвету от прилегающей поверхности дорожного или напольного покрытия, и обеспечивать ее распознавание инвалидами по зрению на ощупь и (или) визуально (п.4.1.2);
- тактильные напольные указатели располагают в коридорах и на площадках лестничных маршей общественных зданий и сооружений для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования. Глубина рифов для тактильных напольных указателей с формой рифления должна быть 5 мм (п.4.3.1).
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, на основании решения Камчатского транспортного прокурора от 01 июня 2018 года № 63, в период с 01 июня 2018 года по 20 июня 2018 года Камчатской транспортной прокуратурой в Петропавловском филиале ФГУП «Росморпорт» была проведена проверка исполнения требований законодательства при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам морского транспорта, социальной инфраструктуры (л.д.11,12).
Данной проверкой установлено, что на основании разрешения Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Министерства транспорта Российской Федерации от 03 марта 2017 года №, приказа Управления Архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17 мая 2017 года № 217/17 введено в эксплуатацию - здание морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском, которому присвоен адрес: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес> (л.д.49-51).
Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от 28 марта 2017 года № КС-72-р здание морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском закреплено на праве хозяйственного ведения за юридическим лицом - ФГУП «Росморпорт» (л.д.45-47).
В соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Росморпорт» от 07 апреля 2017 года № 121 «О наделении Петропавловского филиала ФГУП «Росморпорт» и Положением о Петропавловском филиале ФГУП «Росморпорт» данное здание морского вокзала учтено на балансе Петропавловского филиала ФГУП «Росморпорт», который осуществляет его фактическую эксплуатацию (л.д.48,52-56).
Как следует из искового заявления и пояснений заместителя Камчатского транспортного прокурора, проведенной проверкой в Петропавловском филиале ФГУП «Росморпорт» было выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 № 676, Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, ГОСТа Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» ответчиком не обеспечена доступность ряда функциональных зон (помещений) морского вокзала для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, проверкой установлено, что вход (выход) в здание: на лестницах на входе в здание и на подходе к пассажирскому причалу отсутствуют дополнительные разделительные поручни при ширине марша более 4 метров; отсутствует предупредительная рельефная тактильная полоса за 0,8-0,9 м перед лестничным маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5 м; отсутствует контрастная окраска крайних ступеней; система информации на объекте: в здании вокзала отсутствуют световые (текстовые), звуковые табло для вывода оперативной информации; отсутствуют тактильные мнемосхемы; отсутствует информация о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) с рельефными знаками; пути движения внутри здания: на лестничных маршах поручни не оборудованы вверху и внизу не травмирующими окончаниями; отсутствуют тактильные указатели на поручнях лестницы; отсутствуют контрастные указатели площадок (ступеней) перед началом движения по лестнице; лифт пассажирский: отсутствует цифровое контрастное изображение номера этажа напротив или возле выхода из лифта; зал ожидания: в зале ожидания морского вокзала не оборудована специальная для инвалидов зона ожидания; санитарно-гигиеническое помещение: отсутствует знак доступности кабины, выполненный рельефным шрифтом, и система тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с помещением постоянного дежурного персонала, унитаз не оборудован опорой для спины, сливным устройством с рычажной рукояткой, либо автоматическим сливом, раковина умывальника не оборудована водопроводным краном (смесителем) с рычажной рукояткой или сенсорным управлением (л.д. 4-10).
Факт отсутствия указанных приспособлений, технических и информационных средств, систем, также подтверждается представленными в материалы дела Паспортом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) объекта – здания морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском, утвержденным директором Петропавловского филиала ФГУП «Росморпорт» 16 мая 2018 года, фотоматериалами (л.д.16-22,24-44).
Согласно п. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на лице, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), а по данному делу на ФГУП «Росморпорт».
Оценив в совокупности все исследованные по делу доказательства, принимая во внимание те обстоятельства, что до настоящего времени нарушения требований законодательства по обеспечению доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры ответчиком не устранены, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований истца.
При этом, отсутствие финансовых средств у ответчика для устранения нарушений вышеуказанных требований законодательства не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ФГУП «Росморпорт» оборудовать здание морского вокзала в г. Петропавловске-Камчатском следующими приспособлениями, техническими и информационными средствами, системами:
Вход (выход) в здание: на лестницах на входе в здание и на подходе к пассажирскому причалу установить дополнительные разделительные поручни; установить предупредительную рельефную тактильную полосу перед лестничным маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5 м; нанести контрастную окраску крайних ступеней;
Система информации: установить в здании световые (текстовые), звуковые табло для вывода оперативной информации; тактильные мнемосхемы; информационные таблички о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) с рельефными знаками;
Пути движения внутри здания: поручни на лестничных маршах оборудовать вверху и внизу не травмирующими окончаниями; установить тактильные указатели на поручнях лестницы; установить контрастные указатели площадок (ступеней) перед началом движения по лестнице;
Лифт пассажирский: установить цифровое контрастное изображение номера этажа напротив выхода из лифта;
Зал ожидания: в зале ожидания морского вокзала оборудовать специальную для инвалидов зону ожидания;
Санитарно-гигиеническое помещение: установить знак доступности кабины, выполненный рельефным шрифтом; установить систему тревожной сигнализации; обеспечивающую связь с помещением постоянного дежурного персонала; оборудовать унитаз опорой для спины, сливным устройством с рычажной рукояткой, либо автоматическим сливом; раковину умывальника оборудовать водопроводным краном (смесителем) с рычажной рукояткой или сенсорным управлением в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФГУП «Росморпорт» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2018 года.
Судья И.А. Ежова