Дело № 2-510/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сергач 23 июля 2019г.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Гусева С.А.,
При секретаре судебного заседания Макаровой Т.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда (ГУ УПФ) РФ по Сергачскому району Нижегородской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области о признании решения от 17.06.2019 № об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы с 14.11.1989 по 25.07.2001 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии с 19.03.2019.
ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснила, что 19.03.2019 она обратилась в УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. К заявлению были приложены трудовая книжка, а также справки, подтверждающие наличие необходимого стажа.
Решением УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области № от 17.06.2019 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включен в стаж период работы с 14.11.1989 по 25.07.2001 в детском комбинате АО «Нижегородсахар». Считает отказ о назначении пенсии незаконным, т.к. в оспариваемый период она занимала должность музыкального руководителя детского сада. Детский комбинат «АО «Нижегородсахар» являлся детским садом № 5 «Березка».
ФИО1 просит суд:
- Признать решение УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области № от 17.06.2019 об отказе в назначении пенсии незаконным.
- Включить период работы с 14.11.1989 по 25.07.2001 в качестве музыкального руководителя в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
- Обязать УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением- с 19 марта 2019г.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Сергачскому району Нижегородской области ФИО2 исковые требования не признала, указав, что на момент обращения в УПФР по Сергачскому району - 19.03.2019, у истца специальный стаж работы составил 13 лет 5 мес. 5 дней.
Согласно записям в трудовой книжке № от 27.05.1987, истец работала в должности «музыкального руководителя» в различных учреждениях с 19.02.1987г. Должность «музыкальный руководитель» включена в список должностей только постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Ранее действующими списками, данная должность не предусматривалась.
Из подсчета педагогического стажа исключены периоды работы с 14.11.1989 по 30.04.2001, с 31.05.2001 по 25.07.2001 в должности музыкального руководителя в детском комбинате АО «Нижегородсахар», так как учреждение «детский комбинат» не предусмотрен Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.
Тот факт, что учреждение «детский комбинат» не относится к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подтверждается и выпиской из лицевого счета застрахованного лица, где период работы в детском комбинате начиная с 01.01.1997г. (дата вступления в силу Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») по день увольнения, организация - страхователь не кодировала, в связи с чем, у Пенсионного фонда нет оснований для включения данного периода в льготный стаж.
С 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019г.
Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.
Право на назначение пенсии на прежних условиях, действующих на 31.12.2018, сохраняется, если необходимый стаж был выработан до 01.01.2019, но педагог до этой даты за назначением пенсии не обратился. В таком случае отсрочки назначения пенсии не будет.
Таким образом, требование истца о назначении ей пенсии с даты обращения, а именно с 19.03.2019г., не соответствует требованиям норм пенсионного законодательства, вступивших в силу с 01.01.2019г. Даже если судом будут удовлетворены требования истца о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды работы с 14.11.1989г. по 30.04.2001г. и с 31.05.2001г. по 25.07.2001г., пенсию истцу, возможно будет назначить не ранее 21 августа 2019г.
Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч.1.1 указанной статьи, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Пунктами 1 (подп. «м») и 3 (абзац 1) постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001г. включительно; Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно; Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
В судебном заседании установлено, что с 14.11.1989 по 30.04.2001г. и с 31.05.2001г. по 25.07.2001г. ФИО1 работала музыкальным руководителем в детском комбинате «Березка» Сергачского сахарного комбината Нижегородской области (л.д.13 об.).
19.03.2019 ФИО1 обратилась в ГУ УПФР по Сергачскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.23-24).
17.06.2019г. решением ГУ УПФР РФ по Сергачскому району ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого педагогического стажа - 25 лет. Было отказано включить в льготный стаж периоды работы истца с 14.11.1989 по 25.07.2001 в детском комбинате АО «Нижегородсахар» (Сергачском сахарном комбинате), так как согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка. В разделе «Наименование учреждений» не предусмотрен «детский комбинат» (л.д.8-9).
Списком № 1067 предусмотрены наименования учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости - детский сад, детский сад комбинированного вида.
В соответствии со Списком N 1397, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах.
Списком N 463 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа воспитателем в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
В соответствии со Списком N 781, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются музыкальные руководители, работавшие в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Согласно п.2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 года №558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, было принято решение- объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение, с присвоением объединенному детскому учреждению наименования «ясли-сад».
На основании данного Постановления, была принята Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сады» утвержденная Министерством просвещения РСФСР 22.08.1959г. и Временное положение о дошкольном детском учреждении- яслях-саде утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 8.03.1960г. №327.
Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971г. №103 были утверждены Типовые штаты детских садов и яслей-садов, которые с изменениями и дополнениями действовали до сентября 2008г. Типовые штаты по другим наименованиям дошкольных учреждений, в т.ч. по «детскому комбинату» никогда не утверждались. В Типовом положении о детском дошкольном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677, наименование «детский комбинат» также отсутствует.
Таким образом, ни в одном нормативном акте, регламентирующим работу детских дошкольных учреждений, которые действовали в оспариваемый период, нет определения «детский комбинат» и не предусматривались условия оплаты труда в дошкольных учреждениях с наименованием «детский комбинат». Выражение «детский комбинат» употреблялось в разговорной речи педагогических работников дошкольных учреждений, в которых имелись группы ясельного возраста и группы детей дошкольного возраста. Под этим названием подразумевалось комбинированное детское учреждение. Однако, в своей работе, независимо от наименования детского дошкольного учреждения, педагогический коллектив руководствовался нормативными актами Министерства просвещения СССР, а затем Министерства образования РФ. Штатное расписание составлялось в ведомственных детских учреждениях в соответствии с Типовыми штатами.
Согласно указанным выше Спискам, детские дошкольные учреждения, работа в которых в должности музыкального руководителя давала право на досрочную пенсию, именовались по-разному: детские сады и объединенные ясли- сады, детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), детские сады комбинированного вида.
Однако, наименований детских дошкольных учреждений «детский комбинат» никогда не было.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1, в период с 14.11.1989 по 25.07.2001 она действительно работала музыкальным руководителем в «детском комбинате». В данном случае, суд считает, что работодатель, при внесении записи в трудовую книжку работника, внес не предусмотренное нормативными актами, регулирующими педагогическую деятельность в дошкольных учреждениях, наименование детского дошкольного учреждения.
Произвольное наименование детского учреждения, вопреки нормативным правовым актам Федерального уровня, не может служить основанием для исключения этого периода работы из педагогического стажа, а поэтому, оспариваемый период следует зачесть в стаж педагогической деятельности ФИО1
В противном случае, это создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
Истец требует включить в специальный стаж период работы с 14.11.1989 по 25.07.2001. Однако, как следует из представленных документов, УПФ РФ по Сергачскому району включило в специальный стаж период работы истца с 01.05.2001г. по 20.05.2001г. Следовательно, требование истца о включении и этого периода в ее специальный стаж- удовлетворению не подлежит. Таким образом, подлежит включению в специальный стаж истца период с 14.11.1989 по 30.04.2001г. и с 31.05.2001 по 25.07.2001г.- 11 лет 7 мес. 21 день.
Рассматривая требование: обязать УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области назначить ФИО1 трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением с 19 марта 2019г., суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023г. 60 месяцев (п.19 ч.1, ч.ч.1.1, 2 ст.30 Закона №400-ФЗ, Приложение 7 к Закону №400-ФЗ).
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.10 Закона №350-ФЗ, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше.
Согласно ч.2 ст.10 Закона №350-ФЗ, право на назначение пенсии на прежних условиях, которые действовали до 31.12.2018, сохраняется, если необходимый стаж был выработан до 01.01.2019, но педагог до этой даты за назначением пенсии не обратился. В таком случае, отсрочка назначения пенсии не применяется.
Как установлено в судебном заседании, на момент обращения ФИО1 в УПФ РФ по Сергачскому району, ее специальный стаж, с учетом включения в этот стаж периода работы с 14.11.1989 по 30.04.2001г. и с 31.05.2001 по 25.07.2001г. (11 лет 7 мес. 21 день + засчитанный специальный стаж 13 лет 5 мес. 5 дней), составлял 25 лет 0 мес. 26 дней. Следовательно, на 31.12.2018г. ее специальный стаж составлял менее 25 лет. Поэтому, должны применяться положения ч.3 ст.10 Федерального закона №350 от 03.10.2018г., вступившего в законную силу с 01.01.2019г. Пенсию истцу, возможно назначить не ранее 21 августа 2019г.
Таким образом, требование истца о назначении ей пенсии с даты обращения, а именно с 19.03.2019г., не соответствует требованиям норм пенсионного законодательства и удовлетворению не подлежит.
Следовательно, требование: признать решение УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области № от 17.06.2019 об отказе в назначении пенсии незаконным- также удовлетворению не подлежит, т.к. решение об отказе было принято на законных основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Включить период работы ФИО1 с 14.11.1989 по 30.04.2001г. и с 31.05.2001 по 25.07.2001г. в качестве музыкального руководителя детского комбината «Березка» Сергачского сахарного комбината Нижегородской области в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В удовлетворении исковых требований:
- Признать решение УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области № от 17.06.2019 об отказе в назначении пенсии незаконным;
- Включить период работы с 01.05.2001 по 20.05.2001 в качестве музыкального руководителя в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости;
- Обязать УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением с 19 марта 2019г.- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.
Судья: Гусев С.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2019г.
Судья: Гусев С.А.