Дело № 2-510/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2014 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сиваевой О.А.,
при секретаре Ш.Е.В.,
с участием истцов К.Г.С., Н.И.В., представителя ответчика П.С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску К.Г.С., Н.И.В. и Н.Д.В. к администрации -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за утраченное имущество,
УСТАНОВИЛ:
К.Г.С., Н.И.В. и Н.Д.В. обратились в Свободненский городской суд -- с иском к администрации -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за утраченное имущество.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований указали, что проживают в жилом доме, расположенном по адресу --, собственником которого является К.Г.С., мать Н.И.В. и Н.Д.В.
В результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории --, ввиду ливневых дождей и подъёма воды в реке Зея, их дом и земельный участок были подтоплены, пострадали находящиеся на земельном участке постройки, в т.ч. и новый забор. Было затоплено подполье. Вода в дом не зашла и имущество, находящееся в нём, не пострадало, но просел пол и по стенам пошли трещины.
В августе -- г. они обратились в администрацию -- с заявлением о выплате им, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшего в --, единовременной материальной помощи. Комиссией был обследован дом, составлен акт, в котором зафиксировано подтопление жилого дома. Им выплачена единовременная материальная помощь в общей сумме -- рублей.
За получением финансовой помощи с письменным заявлением в администрацию они не обращались. В декабре -- года в устной форме обратились в администрацию -- с просьбой выплатить им финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества. Однако получили отказ по причине того, что повреждений имуществу не установлено.
Просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Истец Н.Д.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации -- П.С.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что с иском не согласна, так как согласно акту обследования, имущество, находящееся в доме, не пострадало. Имело место подтопление жилого дома, в связи с чем, истцам была оказана единовременная материальная выплата. Финансовая помощь за частичную или полную утрату имущества им не назначалась, т.к. повреждений имуществу, находящемуся в доме, причинено не было. Доказательств утраты или повреждения имущества в результате чрезвычайной ситуации истцами не представлено.
Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов -- Д.А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что истцы в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок, не обратились и доказательств уважительного пропуска срока обращения с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представили.
Из акта обследования, представленного истцами в качестве доказательства, у истцов не утрачено имущество. Имело место подтопление жилого дома. Согласно исковому заявлению и акту обследования вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе) сам по себе не доказывает безусловную утрату истцами имущества и не устанавливает право на соответствующую компенсацию.
И т.к. истцы не представили доказательств об утрате ими имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств, просит суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - --, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, которые стороны считают достаточными.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 20 часов 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы Администрации города Свободного от 05.08.2013 № 522 с 10.30 5 августа 2013 года на территории города Свободного введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 г. N 2-4-60-12-22.
В соответствии с п. 9 указанных Методических рекомендаций единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, финансовая помощь выплачивается гражданам в связи с утратой ими имущества.
В порядке реализации положений указанных правовых актов протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 года № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
При этом из раздела II данных Методических рекомендаций следует, что:
единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам постоянно или преимущественно проживающим на территории населенного пункта, подвергшегося затоплению, подтоплению в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в июле-августе 2013 года, и соответствующим условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплаты (пункт 2.1);
единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС,
единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодовоовощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодовоовощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
единовременная материальная, помощь выплачивается: в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью - за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области, в размере 10 тысяч рублей на каждого члена семьи - за счет средств, предоставленных из федерального бюджета (пункт 2.2);
финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации,
в случае если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нем имущества граждан фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях при соблюдении условий настоящего пункта - частичная),
финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счет средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100 тыс. рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс. рублей за счет Дотации (пункт 2.3).
При этом, согласно пункту 3.3 указанных Методических рекомендаций основанием определения ущерба является акт, составленный комиссией, созданной местной администрацией в целях определения размера ущерба.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации -- от -- в связи со значительным подъёмом воды в реке Зея, в целях обеспечения защиты населения и территорий муниципального образования от подтоплений, и снижения последствий их воздействия создана комиссия по определению ущерба населению от подтопления.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что:
истцы постоянно проживают в жилом доме, площадью 26.9 кв.м., расположенном по адресу: --, собственником которого является К.Г.С., что следует из договора дарения от -- г.;
-- К.Г.С. обратилась с заявлениями на имя главы администрации -- и губернатора -- о предоставлении ей и членам ее семьи единовременной материальной помощи;
-- комиссией, созданной администрацией в целях определения ущерба, с участием собственника К.Г.С. был составлен Акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего -- в отношении -- в --, из содержания которого следует, что имеется подтопление жилого дома, размер единовременной материальной помощи пострадавшему составляет -- рублей, сведений о пострадавшем имуществе нет; с актом и заключением комиссии собственник (истец) согласен;
истцы получили единовременную материальную помощь в размере -- рублей;
-- решением комиссии по определению ущерба истцам отказано в выплате финансовой помощи за частичную или полную утрату имущества, в связи с тем, что повреждений имуществу, находящемуся в доме, не установлено.
-- межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы -- от -- № --, с участием собственника было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: --, по результатам которого составлен акт № --, согласно которому несоответствий установленным требованиям не установлено;
на основании указанного акта межведомственной комиссией было вынесено заключение -- о признании жилого помещения пригодным для проживания.
Полагая, что имеют право на получение финансовой помощи, истцы указывают, что в результате подтопления было затоплено подполье, сгнил забор, пострадали надворные постройки, уголь, повело пол в доме, на стенах появились трещины, представив в качестве доказательств фотографии.
Доказательств утраты или повреждения имуществу, находящемуся в доме, истцы суду не представили, пояснив, что вода в дом не зашла и имущество, находящееся в нем не пострадало.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 59 Гражданско-процессуального кодекса РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 Гражданско-процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исследуя, в соответствии со ст. ст. 59, 60 ГПК РФ представленные сторонами в подтверждение своих требований и возражений доказательства, суд приходит к следующему.
На представленных истцами в обоснование своей позиции фотоснимках, запечатлены отдельные фрагменты жилого дома и приусадебный участок. Однако, указанные фотографии свидетельствуют лишь о наличии некоторых косметических дефектов жилого помещения, порчу или утрату имущества в результате подтопления жилого дома не подтверждают.
Как указано выше в соответствии с Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе -- года на территории Амурской области п. 3.3 основанием определения ущерба является акт, составленный комиссией, созданной местной администрацией в целях определения размера ущерба.
Из акта обследования жилого помещения истцов от -- следует, что имеется подтопление жилого дома, сведений о пострадавшем имуществе нет; с актом и заключением комиссии собственник (истец) согласен.
Доказательств, опровергающих факты, изложенные в акте обследования жилого дома от -- года, истцами в ходе рассмотрения дела не представлено.
Данный акт истцами не оспорен, недействительным не признан, в связи с чем, подтверждает факт отсутствия доказательств, свидетельствующих о порче или утрате имущества в результате подтопления жилого дома.
Подтопление подполья не может служить основанием для признания за истцами права на получение финансовой помощи, поскольку в силу норм Жилищного законодательства оно не является жилым помещением.
Доводы истцов о повреждении надворных построек, забора, угля в соответствии с вышеприведенными Методическими рекомендациями при подтоплении жилого дома являлись основанием для оказания единовременной материальной помощи, которая истцами была получена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушение ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, истцами не представлено достаточных доказательств достоверно указывающих на утрату ими имущества в период чрезвычайной ситуации, а потому, считает, что отсутствуют основания для признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что истцы получили единовременную материальную помощь в размере -- рублей, которая в соответствии с вышеуказанными нормативным актами оказывается гражданам на восстановление частично поврежденного жилого помещения, суд полагает необходимым в удовлетворении требований К.Г.С., Н.И.В. и Н.Д.В. о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за утраченное имущество отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска К.Г.С., Н.И.В. и Н.Д.В. к администрации -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за утраченное имущество отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 05 февраля 2014 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.А. Сиваева