УИД 28RS0008-01-2022-000645-46
Дело № 2-510/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 27 июня 2022 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по о взыскании недополученной компенсации за неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, недополученных отпускных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском о взыскании с Межрайонной ИФНС России по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме рубля, не выплаченных сумм отпускных за период с по в сумме коп., суммы компенсации (процентов) за несвоевременные выплаты, рассчитанные по ставке ЦБ РФ в размере коп., в обоснование требований указав, что в соответствии с приказом Межрайонной ИФНС России по от лс в связи с изменением структуры и штатного расписания она была переведена в отдел контрольной работы на должность государственного налогового инспектора Межрайонной инспекции Федеральной налоговой Службы по . На основании данного приказа был заключен служебный контракт от о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России по . На основании личного заявления о расторжения служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы она была уволена по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом лс от по инициативе гражданского служащего. При увольнении ей была начислена компенсация за неиспользованный отпуск (16 дней) в сумме рублей. за ею получен пакет документов, из которого следует, что при расчете инспекция руководствовалась пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства от . Денежное месячное содержание было исчислено из оклада и дополнительных выплат. Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. Выплата истцу материального стимулирования осуществлялась в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих и на основании принятого в соответствии с этим указом постановления Правительства РФ, которым предусматривались в 2020, 2021, 2022 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, из центральных аппаратов и территориальных органов. Денежные средства в виде материального стимулирования, выплаченные истцу являлись вознаграждением за труд, с них удерживался НДФЛ и уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Следовательно, выплаченные средства материального стимулирования относятся к иным дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих и должны учитываться для исчисления денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск при увольнении. МИ ФНС России по при расчете сумм компенсаций не учтены, выплаченные ей средства материального стимулирования, а также единовременные выплаты к отпуску госслужащего, что привело к неправильному расчету суммы компенсации за неиспользованный отпуск, в результате чего сумма компенсации занижена.
Определением суда от к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба России, Управление Федеральной налоговой службы по .
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствовав о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - МИ ФНС России по в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву на иск полагает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: ФИО2 на основании служебного контракта от в период с по проходила государственную гражданскую службу Российской федерации в Межрайонной ИФНС России по в должности государственного налогового инспектора. на основании п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» по инициативе гражданского служащего служебный контракт расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации. В день увольнения истцу произведены выплаты в размере коп., в том числе: заработная плата за март 2022 года в сумме 21 695 рублей 44 коп, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 16 календарных дней в сумме коп. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от № 79-ФЗ). В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе», гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако отнесение иных выплат к составным частям денежного вознаграждения гражданского служащего законом не предусмотрено. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Приказом Минфина РФ от н. В соответствии с п.2 данного Порядка, материальное стимулирование не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от , в пункте 2 которых установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. В данном случае выплата средств материального стимулирования осуществляется в виде премирования, но не за выполнение особо важных и сложных заданий, что подтверждается приказом Межрайонной ИФНС России по от од «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной Гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России по , премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России по ». Средства материального стимулирования также не учитываются при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих. В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение средств на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов. В ежегодно принимаемых постановлениях Правительства Российской Федерации об утверждении объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержится норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим. Средства на материальное стимулирование имеют целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, соответственно премиальные выплаты в рамках материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Также полагает не подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании процентов за несвоевременные выплаты, поскольку спорные суммы истцу не начислялись, соответственно задержка выплат не допущена и оснований для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной ст.236 ТК РФ не имеется.
Представитель третьего лица - Федеральной налоговой службы России в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по в судебное заседание также не явился, согласно представленного отзыва на иск просит рассмотреть дело в его отсутствие, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Также полагает, что истцом в расчет неправомерно включена и подлежит исключению из расчета сумма единовременной выплаты к отпуску госслужащего в размере коп., поскольку положениями п.6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от предусмотрен закрытый перечень выплат, учитываемых в расчете. Так, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных задач и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме того, спорные суммы истцу не начислялись и не выплачивались, соответственно задержка выплат не допущена и оснований для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной ст.236 ТК РФ не имеется.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в нем лиц по имеющимся доказательствам.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 2).
Как следует из материалов дела, ФИО2 в период с по проходила государственную гражданскую службу Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России по .
Приказом от к истец была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы государственного налогового инспектора в контрольный отдел МИ ФНС России по .
Приказом от л/с в связи с изменением структуры и штатного расписания ФИО2 была переведена на должность государственного налогового инспектора в отдел контрольной работы МИ ФНС России по .
В материалы дела также представлен служебный контракт от , заключенный с истцом.
Приказом лс от служебный контракт, заключенный с истцом, расторгнут по инициативе гражданского служащего на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и ФИО2 освобождена от замещаемой должности, уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 16 календарных дней за период работы с по .
Как следует из расчетных листков истца, справок 2-НДФЛ, в 2021 году истцу выплачивались суммы из средств материального стимулирования, в том числе в года в сумме рублей, в года в размере рублей, в года в размере рублей, года в размере руб., в года в размере рублей, в года в размере рублей, в года в размере рублей, в в размере рублей, единовременная выплата к отпуску: в года в размере коп.
Указанные суммы из средств материального стимулирования и выплаты, полученные истцом в период работы, не были включены в расчет компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве календарных дней, а также при выплате отпускных за период с по в количестве календарных дней.
Ответчик, ссылаясь на части 10, 11 статьи 50 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от , пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от н, исходит из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, рассчитывая компенсационные полагает, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО2 для исчисления спорных выплат.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст.50 указанного Федерального закона, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от н.
Из материалов дела усматривается, что выплаченное ФИО2 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от , для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от , дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от .
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от , предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от , Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
На основании изложенного, разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, подлежат применению к спорным правоотношениям (Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от -КГ17-13, от -КГ19-1 и др.).
Управлением ФНС России по вынесен приказ оддсп@, в соответствии с которым в целях проведения работ по оценке эффективности деятельности МИ ФНС России по и структурных подразделений УФНС России по создана комиссия по оценке эффективности деятельности Межрайонных ФНС России по и структурных подразделений, а также утвержден Порядок работы Комиссии по оценке эффективности деятельности МИ ФНС России по и структурных подразделений УФНС России по в данный приказ в дальнейшем вносились изменения в части состава комиссии.
В соответствии с указанным Порядком, для реализации возложенных задач Комиссия выполняет основные функции, в том числе: готовит и представляет руководителю Управления предложения по размерам бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекций и их начальников, предусмотренное сверх установленных фондов оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, определенное в пределах доведенных ФНС бюджетных ассигнований и направляемых на материальное стимулирование федеральный государственных гражданских служащих и работников указанных федеральных органов исполнительной власти, подготовленные с учетом результатов оценки эффективности деятельности указанных территориальных органов ФНС России (п. 2.2).
Приказами Межрайонной инспекции ФНС России по от од дсп, от од дсп, от од дсп, от од дсп, от од дсп, от од дсп, от од дсп, от од дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России по », приказом Межрайонной инспекции ФНС России по от од дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России по за 3 квартал 2021 года» выплачивалось материальное стимулирование, в том числе ФИО2 в общей сумме рублей, также из материалов дела следует, что ФИО2 была выплачена единовременная выплата к отпуску госслужащего в сумме коп., которые не вошли при расчете сумм компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск и в сумму отпускных.
Согласно расчету истца, размер не начисленных и не выплаченных сумм за неиспользованный отпуск за дней и отпускных в количестве календарных дней с по за период работы с по составил коп. и коп. соответственно.
Проверяя представленный истцом расчет в указанной части исковых требований, суд в целом признает его арифметически верным, вместе с тем учитывает, что он произведен истцом без вычета НДФЛ.
При этом, в силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
В том случае, если при выплате налогоплательщику по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, судом в резолютивной части решения указаны сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации, налоговые агенты, в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ, обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В соответствии со ст. 230 НК РФ, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Согласно письму Минфина России от «О Приказе Минфина России от н», если суд не разделил суммы, причитающиеся физическому лицу и подлежащие удержанию, то организация не имеет возможности удержать у налогоплательщика НДФЛ.
В перечне доходов, не подлежащих налогообложению согласно ст. 217 НК РФ выплаты, производимые физическим лицам по решению суда, не содержатся.
При этом НДФЛ не облагаются все виды установленных законодательством компенсационных выплат, которые связаны, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также принимая во внимание вышеприведенные нормы права, из сумм, подлежащих уплате ответчиком в пользу истца компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных, подлежит удержанию НДФЛ, данные суммы подлежат разделению на суммы, причитающиеся физическому лицу и подлежащие удержанию.
Таким образом, с ответчика пользу ФИО5 подлежат взысканию:
- компенсация за неиспользованный отпуск за календарных дней за период работы с по в ) подлежит удержанию и уплате МИ ФНС России по за ФИО6;
- не выплаченная сумма отпускных за дней за период работы с по (согласно приказу Межрайонной ИФНС России по д от ) в сумме ) подлежит удержанию и уплате МИ ФНС России по за ФИО2
При этом доводы третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, суд полагает не состоятельными, поскольку согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения такового судом.
Вместе с тем, требования истца в части взыскания с ответчика процентов за задержку выплат вышеназванных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, а также сумм отпускных не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений ст.236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.
Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от -КГ19-5
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из положений п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты госпошлины. В связи с чем госпошлина не подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по () в пользу ФИО2 (ИНН ., в том числе: компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме коп., не выплаченную сумму отпускных за календарных дней за период отпуска с по в сумме коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по произвести уплату налога на доходы физических лиц за ФИО1 в размере 6 111 рублей 86 коп., в том числе: за период с по в сумме коп., за период с по в сумме коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Клаус Н.В.
Мотивированное решение составлено .
Судья Клаус Н.В.