ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5114/2021 от 13.09.2021 Мытищинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-5114/2021

УИД: 50RS0028-01-2021-005084-41

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мытищи, Московская область 13 сентября 2021 г.

Мытищинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Заякиной А.В.,

при секретаре Масловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5114/2021 по исковому заявлению Шевлягиной Ларисы Александровны к ГУ-ГУ ПФР № 6 по г.Москве и Московской области о признании решения от 20.04.2021 незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию периоды работы с 22.10.1998 года по 25.07.1999 года, с 22.08.1999 года по 29.10.2019 года, назначении досрочной страховой пенсии с 07.04.2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Истец Шевлягина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР № 6 по г.Москве и Московской области о признании решения от 20.04.2021 незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию периодов работы с 22.10.1998 года по 25.07.1999 года, с 22.08.1999 года по 29.10.2019 года, назначении досрочной страховой пенсии с 07.04.2021 года.

В обоснование исковых требований указала, что 07.04.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако, решением от 20.04.2021 г. ей было отказано в этом из-за отсутствия требуемого педагогического стажа – 25 лет. Всего ответчиком принято к зачету 04 года 06 месяцев 03 дня. В педагогический стаж, в том числе, не были включены периоды работы истца в должности педагога дополнительного образования в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» с 22.10.1998 года по 25.07.1999 года, с 22.08.1999 года по 29.10.2019 года. Отсутствие необходимого стажа исключает назначение ей досрочной страховой пенсии. По указанным основаниям истец вынуждена обратиться в суд за разрешением возникшего спора.

В судебное заседание Шевлягина Л.А. не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Елисейкина В.В., который исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указал также, что Шевлягина Л.А. уже дважды обращалась в суд с аналогичными требованиями. Решением Мытищинского городского суда от 19.11.2018 г. по гражданскому делу № 2-5047/2018, оставленному без изменений Апелляционным определением Московского областного суда от 27.05.2019 г., решением Мытищинского городского суда от 19.08.2020 г. по гражданскому делу № 2-3716/2020 в удовлетворении исковых требований о включении спорного периода истцу было отказано.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).

Подпунктом "м" п. 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Как усматривается из материалов дела, 07.04.2021 г. Шевлягина Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 как лицо, более 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей.

20.04.2021 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа – 25 лет. При рассмотрении заявления истца всего принято к зачету в специальный стаж 04 года 06 месяцев 03 дня. Не приняты к зачету, в том числе, периоды работы истца в должности педагога дополнительного образования в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» с 22.10.1998 года по 25.07.1999 года, с 22.08.1999 года по 29.10.2019 года, так как наименование учреждения не соответствует наименованию учреждений, предусмотренных п. 1.11 Списка должностей, и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, а также наименование должности «педагог дополнительного образования» не соответствует наименованию должностей, предусмотренных п. 1 указанного выше Списка.

По смыслу закона не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.

Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была.

Таким образом, период работы истца в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж истца только с 1 ноября 1999 года.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Пункт 12 Правил фактически воспроизвел положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Тем самым обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Должность педагога дополнительного образования предусмотрена пунктом 2 раздела "Наименование должностей" списка.

Наименование учреждения МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» хоть и слово в слово не соответствует наименованию учреждений, предусмотренных пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений", но в совокупности представленных в материалы документов, характеризующих деятельность учреждения, можно отнести данный центр именно к образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а именно к центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Из трудовой книжки Шевлягиной Л.А. следует, что 22.10.1998 г. она была принята на должность педагога дополнительного образования в МКРОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и психического развития детей и подростков», в 2008 г. учреждение было переименовано в МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Мытищинский» (соответствует Списку), в 2011 году учреждение было переименовано в МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Мытищинский» (соответствует Списку), в 2015 году учреждение было переименовано в МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский», в 2016 году учреждение было переименовано в МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский».

В соответствии со ст. 52 ГК РФ основным документом, на основании которого действует юридическое лицо, является устав.

Из Уставов учреждения в редакциях от 1997 г., 2008 г., 2011 г., 2015 г., 2016 г. следует, что данное учреждение является муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр оказывает помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Учитывая основные задачи и направление деятельности центра, то обстоятельство, что при переименовании учреждения они не менялись, суд не соглашается с доводами ответчика о несоответствии данного учреждения учреждению, предусмотренному разделом 1.11 раздела "Наименование учреждений".

Шевлягина Л.А. в своих письменных пояснениях указывает, что занимаемая ей должность педагога дополнительного образования является тождественной должности педагогу-воспитателю, однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ допустимых доказательств в обосновании данного довода истцом представлено не было.

Из должностной инструкции истца следует, что педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность, участвует в разработке и реализации образовательных программ, составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение и так далее.

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций воспитатель и педагог дополнительного образования отнесены к разделу педагогических работников. Однако функциональные обязанности воспитателя не тождественны функциональным обязанностям воспитателя, педагога-воспитателя.

Согласно разделу «Классификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 №761н, воспитатель (включая старшего) осуществляет детальность по воспитанию детей в общеобразовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах продленного дня и др.) иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников и так далее.

Педагог дополнительного образования (включая старшего) осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях и так далее.

Таким образом, суд приходит к выводу, что работа истца в качестве педагога дополнительного образования могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, только при условии работы истца в учреждении, предусмотренном в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, и в том случае, если на 1 января 2001 года истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, либо при предоставлении истцом допустимых доказательств того, что истец, работая в должности педагога дополнительного образования МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» фактически выполняла обязанности по должности, предусмотренной пунктом 1 раздела "Наименование должностей" списка.

Поскольку материалы дела таких доказательств не содержат, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о зачете в специальный стаж спорных периодов.

В связи с отсутствием требуемого специального стажа требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 07.04.2021 года удовлетворению также не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шевлягиной Ларисы Александровны к ГУ-ГУ ПФР № 6 по г.Москве и Московской области о признании решения от 20.04.2021 незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды работы с 22.10.1998 года по 25.07.1999 года, с 22.08.1999 года по 29.10.2019 года в должности педагога дополнительного образования в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Мытищинский», назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Заякина

Мотивированное решение изготовлено – 30.12.2021.

Судья: А.В. Заякина