ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5117/20 от 01.03.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-726/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2021 года гор. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.

при секретаре судебного заседания Самсоновой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу произвести оборудование котельной в соответствии с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к Министерству обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, о понуждении к совершению действий. В обоснование требований истец указал, что Филиал с целью оказания услуг теплоснабжения объектов Минобороны России, согласно п. 659 акта приема-передачи недвижимого имущества № 2 от 2017 г. принял в управление здание котельной инв. (№), расположенной в военном городке № «(адрес)» п. (адрес)-(адрес). Проверкой установлено, что эксплуатация названной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется уголь марки «ЗБПКО», в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом. Ненадлежащее исполнение Филиалом своих обязанностей по эксплуатации котельной инв. (№), расположенной в военном городке «(адрес)» в п. (адрес)-(адрес), без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.(дата) по указанным фактам выявленных нарушений закона начальнику жилищно-коммунальной службы (№) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу внесено представление (исх. (№)), по результатам которого военному прокурору гарнизона дан ответ (исх. (№) от (дата)), из которого следует, что учреждение не намерено проводить установку газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, надлежащее оборудование котельных названным оборудованием в обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не входит (Приложение (№)), что не соответствует нормам закона об охране окружающей среды. Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре. Просит суд Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу произвести оборудование котельной инв. (№), расположенной в военном городке (адрес)» в п. (адрес)(адрес), газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда по данному иску в законную силу.

Представитель ответчика - Министерства обороны РФ, в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке. представлены возражения в письменном виде. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации №155 «О создании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России путем изменение типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилипщо-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы» основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем - Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом государственного задания на очередной финансовый год. Согласно п.13 Устава основными целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально- технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование. Министерство обороны Российской федерации не несет ответственности по обязательствам Учреждения. Котельная инв. (№), расположенная в военном городке (адрес) в п(адрес)(адрес), в соответствии с актом приема-передачи недвижимого имущества (№) от 2017 г. передана в управление филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу. Таким образом, здание котельной инв. (№) находятся в ведении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО. Проведенной проверкой установлено, что эксплуатация котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в нарушение п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от (дата)(№) (в редакции изменений, внесенных приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от (дата)(№)), установлено, что Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование, обязанность по оборудованию котельной газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух спорной котельной лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, однако эта обязанность Учреждением не исполняется, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Из сообщения от (дата) установлено, что Учреждением в свою очередь приняты меры по реконструкции, модернизации и технического перевооружения спорного объекта. Учреждением разработано тактико-техническое задание. Командующим войсками Восточного военного округа, тактико-техническое задание утверждено. 722 отделом координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Восточного военного округа в адрес Департамента строительства было направленно тактико-техническое задание. Таким образом, Министерством обороны Российской Федерации и подведомственными организациями принимаются все меры для реконструкции и модернизации спорного объекта котельной инв. (№), в соответствии с действующими нормами законодательства. Одновременно обращает внимание суда, что военным прокурором не представлено доказательств превышения в атмосферном воздухе на территории военного городка уровня загрязняющих веществ (исследование специалистов, заключение эксперта). Проведённая военным прокурором проверка спорного объекта не может являться основанием для возложения обязанности на собственника Министерства обороны Российской Федерации, оборудовать котельную газоочистным, оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Возложение на Министерство обороны Российской Федерации в судебном порядке обязанности оборудовать котельную газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приведет к вмешательству в административно- хозяйственную деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, что не допустимо.

Представитель соответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВВО – ФИО1, действующая на основании доверенности № (№) от (дата), исковые требования не признала, указывая на то, что требования прокурора предполагает проведение строительства. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» с 01 апреля 2017 года создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное- жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с п.13 Устава Учреждения, основным видом деятельности является так же осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Здание и оборудование котельной (№) по адресу: (адрес), г.Комсомольск-на-Амуре, военный городок (адрес) переданы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании акта приема-передачи от (дата) во исполнение приказа № 155. Жилищно-коммунальное управление обязано производить только обслуживание тепловых сетей данной котельной холодным и горячим водоотведением. Земли переданы не были, в связи с чем полномочий на строительство на этой земле не имеется. Надлежаще оборудованная площадка на данной котельной отсутствовала изначально передаче этого объекта Учреждению, что подтверждается в том числе Актами весеннего осмотра системы теплоснабжения, утвержденными командиром войсковой части 77984. Обслуживание тепловых сетей и объектов осуществляется Учреждением соответствии с «Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечен Вооруженных Сил Российской Федерации», утв. Приказом Министра обороны РФ 30.12.2017 № 860. Пунктами 55-62 Руководства определен порядок проведения текущего ремонта объектах Министерства Обороны РФ. Проведение работ капитального характера Руководством не предусмотрено и на Учреждение не возложено. Строительными нормами и правилами сооружения топливного хозяйства и золошлакоудаления должны быть предусмотрены при проектировании и строительстве новых, а также реконструкции существующих котельных установок. Затраты на строительство площадок для хранения золошлаковых отходов относятся к затратам на капитальное строительство, реконструкцию и технически перевооружение объектов. Обязательства по строительству, реконструкции, теплогенерирующих объектов, а также обязанности по финансированию данных видов работ на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не возложены. Каких-либо договоров (соглашений) между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, возлагающих обязанности на Учреждение по оборудованию специальных площадок для хранения золошлаков на прикотельной территории указанной котельной не заключено. Управление вправе только подавать заявки на финансирование, но только в рамках того имущества, которое учреждением принято. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» с 01 апреля 2017 г. создано Федеральное государственное-бюджетное учреждение «Центральное-жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Учреждение).

В соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что «... проверкой установлено, что эксплуатация названной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух...), межу тем, как видно из приложения к исковому заявлению, результат данной проверки не прилагается и в материалах дела отсутствует.

Котельная (инв. (№)) на праве оперативного управления закреплена за Учреждением. Согласно акту приема передачи спорного объекта, газоочистное оборудование и средства контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствовало. Следовательно, спорный объект был передан Учреждению без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее по тексту - газоочистное оборудование и средства контроля).

Учреждение не считает, результат проверки достаточным основанием полагать требования военного прокурора доказанными в порядке, предусмотренном ст.56 ГПК РФ.

Требования, указанные в исковом заявлении, предполагают работы по модернизации и закупки нового оборудования на котельную, данные работы являются работами капитального характера и относятся к затратам на капитальную реконструкцию, решение о проведении таких работ принимает исключительно Министерство обороны Российской Федерации как собственник объекта (данной позиции придерживается Верховный суд в своем решении от 15.10.2019г. № 12- 204/2019, Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в решении от 13.05.2020 по делу №2- 218/2020, Черниговский районный суд Приморского края в решении от 09.10.2020 по делу №2- 290/2020, Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре № 2-1755/2020; № 2-1754/2020),

Кроме того, в материалах дела истцом не предоставлен порядок исполнения требований в части касающейся проведения капитального ремонта по оборудованию газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 "О судебном решении", в соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается, по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с ч 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч.З ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ч. 2 ст. 11 ГПК РФ нормы, имеющие наибольшую юридическую силу. При установлении противоречий между нормами права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дела, судам также необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. № 8 "О применении судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 — 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При этом прокурор обращается в суд с требованием произвести оборудование котельной (инв, (№)), расположенной на территории военного городка «Постовая-6», дислоцированного в п. (адрес)-(адрес), газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в целях того, чтобы в максимально короткий срок нарушенные права были восстановлены, в связи с чем решение, вынесенное по исковому заявлению военного прокурора, должно быть исполнимым, направленным на восстановление нарушенных прав.

Проведение капитального ремонта Минобороны России содержит ряд этапов и ограничений.

Так, организация и проведение процедур с учетом требований законодательства составляет длительный промежуток времени (в зависимости от сложности объекта).

Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства.

Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитальный ремонт на соответствующий год распределены в полном объеме и направленны на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам.Пункт 1 ст. 247 КГ РФ предусматривает, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19.08.200г. № 1082, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Собственником спорного объекта является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат нрава владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Бремя содержания имущества, в том числе обеспечение и поддержание его пригодности для эксплуатации, безопасности, по смыслу статьи 210 ГК РФ несет его собственник.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не обладает самостоятельным правом на проведение работ реконструкционного характера.

В рамках своей компетенции и в соответствии с Уставом Учреждения, Учреждение осуществляет содержание (эксплуатацию) спорного объекта.

Установка газоочистного оборудования и средств контроля относится к работам реконструкционного характера, решение о проведении таких работ принимает исключительно Министерство обороны Российской Федерации как собственник объекта.

В свою очередь Учреждением принимаются меры для проведения реконструкции, модернизация и технического перевооружение спорного объекта, так в настоящее время Учреждением разработано тактико-техническое задание (далее по тексту - ТТЗ). ТТЗ в том числе предусмотрены работы по установке газоочистного оборудования и средств контроля. В настоящее время ТТЗ утверждены командующим войсками ВВО и находятся в управлении эксплуатации (далее по тексту - УЭСиОКУ).

Кроме того, здание котельной (инв. (№)), расположенной на территории военного городка «Постовая-6», дислоцированного в п. (адрес)-(адрес), включено в перечень объектов, требующих реконструкции в 2021 году, в том числе с проведением таких работ как: оборудование котельной газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 1 СТ. 296 ГК РФ предусматривает, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обладает правом самостоятельно финансировать ремонт вверенного имущества или о том, что Министерство обороны Российской Федерации профинансировало необходимые мероприятия, однако учреждение эти мероприятия не выполнило.

Исходя из ст. 209, 210 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не обладает самостоятельным правом на проведение работ рекоиструкционного характера, а, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.

Свидетель ФИО суду пояснила, что предприятие направило МО заявку на исполнение требований прокуратуры.

Свидетель ФИО суду пояснила, что предприятие оплачивает за вредность государству денежные средства за причиненный окружающей среде вред.

Выслушав пояснения помощника прокурора Рудакова А.Н., представитель ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Филиал с целью оказания услуг теплоснабжения объектов Минобороны России, согласно п. 659 акта приема-передачи недвижимого имущества (№) от 2017 г. принял в оперативное управление здание котельной инв. (№), расположенной в военном городке № «Постовая-6» п. (адрес)-(адрес).

Прокурорской проверкой установлено, что эксплуатация названной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется уголь марки «ЗБПКО», в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом. Таким образом, ненадлежащее исполнение Филиалом своих обязанностей по эксплуатации котельной инв. (№), расположенной в военном городке «Постовая-6» в п. (адрес)-(адрес), без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.(дата) по указанным фактам выявленных нарушений закона начальнику жилищно-коммунальной службы № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу внесено представление (исх. (№)), по результатам которого военному прокурору гарнизона дан ответ (исх. (№) от (дата)), из которого следует, что учреждение не намерено проводить установку газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, надлежащее оборудование котельных названным оборудованием в обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не входит (Приложение (№)), что не соответствует приведенным выше нормам закона.

Котельная инв. (№), расположенная в военном городке Постовая-6 в п. (адрес)(адрес), в соответствии с актом приема-передачи недвижимого имущества № 2 от 2017 г. передана в управление филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу. Таким образом, здание котельной инв. (№) находятся в ведении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО. Проведенной проверкой установлено, что эксплуатация котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в нарушение п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные».

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и не оспаривалось сторонами.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность предупреждения негативного воздействия на окружающую среду, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и вредного воздействия на атмосферный воздух, инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка их данных в силу ст.ст. 16, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, лежит на лице, осуществляющем хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ).

Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.02.2017 № 607 утвержден устав ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, с учетом изменений, внесенных в Устав приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.07.2018 № 2025, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (п. 21). Учреждение осуществляет материально- техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт, закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование…) (п. 25). Финансирование учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год, средств федерального бюджета (субсидии) на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, иных источников (п. 30).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утверждены приказом Министра обороны РФ от 30.01.2020 № 25.

В силу данных Правил целевые субсидии предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству обороны РФ как получателю бюджетных средств на цели, указанные в п. 3 настоящих Правил (п. 2), целевые субсидии предоставляются, в частности, учреждениям в целях осуществления мероприятий по содержанию имущества, находящегося в федеральной собственности (подп. 2 п. 3).

Согласно п. 4 данного Порядка для определения объема (расчета размера) целевой субсидии учреждение представляет в орган военного управления, ответственный за исполнение расходных обязательств, соответствующих целям предоставления целевой субсидии, заявку на предоставление целевой субсидии, содержащую расчеты (обоснования) планируемых расходов с приложением документов и материалов, подтверждающих потребность учреждения в запрашиваемой целевой субсидии.

Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели предоставления целевой субсидии.

В зависимости от целевой субсидии учреждение дополнительно к заявке представляет в орган военного управления следующие документы:

для целевых субсидий, указанных в подп. 2 п. 3 настоящих Правил, - акт обследования объекта, дефектную ведомость, смету на проведение работ.

В соответствии с п. 5 названного Порядка предоставление из федерального бюджета целевых субсидий осуществляется на основании соглашений, заключаемых между Министерством обороны и учреждениями в соответствии с типовой формой, утвержденной Минфином РФ. Проект соглашения разрабатывается учреждением совместно с органом военного управления, ответственным за формирование и утверждение государственного задания учреждению, и направляется курирующим органом военного управления на согласование в прошитом виде, скрепленный подписью руководителя учреждения по очередности (с приложением копий материалов согласования проекта соглашения) в орган военного управления, Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (срок согласования не более 5 рабочих дней с даты регистрации поступления проекта соглашения) и для проведения правовой экспертизы в Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации.

Документы, подтверждающие принятие ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ мер для получения из федерального бюджета средств (субсидии) для проведения работ в целях установки указанного оборудования в котельной (адрес) в п. (адрес)(адрес), ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ суду не представлены.

Возложение обязанностей по совершению действий, связанных с установкой газоочистного оборудовании и средств контроля в указанной котельной на МО РФ не соответствует положениям статей 22, 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пунктов 2, 6, 15, 16 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от (дата) N 860, предусматривающим возложение обязанности по установке оборудования для очистки дымовых газов на юридических лиц, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность на этих объектах, в данном случае на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, которое эксплуатирует котельную (№)(адрес) в п. (адрес)(адрес), осуществляет хозяйственную деятельность на котельной.

Отсутствие в настоящее время у данного ответчика денежных средств не освобождает его от исполнения указанной обязанности, учреждение не лишено возможности в случае невозможности совершения установленных судом действий по независящим от него причинам разрешить вопрос об отсрочке исполнения решения суда.

Доводы ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о том, что собственник имущества несет бремя его содержания и именно он должен принимать решения о проведении соответствующих работ заслуживают внимание, однако исходя из целей создания ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, определенных уставом видов его деятельности, порядка финансирования этой деятельности, именно на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ возложена обязанность подготавливать документы, связанные с проектированием, ремонтом, реконструкцией вверенного ему недвижимого имущества, формировать расчеты (обоснования) для получения субсидии из федерального бюджета с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, для обеспечения содержания (эксплуатации) недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и по получении финансирования из соответствующих источников выполнять работы по ремонту и/или реконструкции закрепленного за ним недвижимого имущества.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, значительный объем времени, суд определяет срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для выполнения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования военного прокурора Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу произвести оборудование котельной в соответствии с требованиями действующего законодательства, - удовлетворить.

Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу произвести оборудование котельной инв. (№), расположенной в военном городке (адрес) в п(адрес)(адрес), газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований военного прокурора Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева