ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5117/20 от 18.09.2020 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2-5117/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2020 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Н.Л.Чернобай, при секретаре Добрыниной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоменко О. П. к прокуратуре Республики Карелия о признании незаконными действий,

установил:

Иск предъявлен по тем основаниям, что истец с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в прокуратуру <адрес> на должность помощника прокурора, ему был произведен расчет выслуги лет для начисления ежемесячной доплаты к должностному окладу прокурорского работника. Согласно данному расчету в выслугу лет (в календарном и льготном исчислении) истцу зачтены периоды службы в армии по призыву (2 г. 11 м. 12 дн.), учеба в <данные изъяты> (1 г. 0 м. 5 дн.). ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с Листом расчета выслуги лет, приказом прокурора РК истцу была установлена доплата за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из органов прокуратуры по собственному желанию. Между тем, при его увольнении его служба в армии в выслугу лет не была учтена, а учеба учтена с коэффициентом 0,5, то есть составила 2 г. 4 м. 23 дн. Официального объяснения такому расчету ответчик истцу не дал. Истец с таким расчетом не согласен, просит признать незаконными действия прокуратуры Республики Карелия по исключению из стажа по выслуге лет для назначения пенсии периода срочной военной службы с 24.06.1996 по 06.06.1999; обязать ответчика учесть в его стаж по выслуге лет для назначения пенсии период военной службы в льготном и календарном исчислении; признать за истцом право на получение ежемесячной доплаты к должностному окладу прокурорского работника с периода, когда его право было нарушено, а также право на получение выходного пособия и назначенной пенсии с учетом выслуги лет, в которую должна быть учтена служба в армии.

В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме. Полагал, что альтернативная военная служба является одним из видов военной службы, в связи с чем, его право на ее учет при расчете выслуги не может быть нарушено. То обстоятельство, что в период прохождения службы он обучался на вечернем отделении университета не может являться основанием для исключения ее из расчета выслуги лет. Также указал, что узнал о нарушении своих прав только при увольнении.

Представитель ответчика по доверенности Волкова Е.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменных возражений. Указала, что альтернативная (вневойсковая) служба военной службой не является. Соответственно, она не может быть учтена истцу в выслугу лет. Также указала, что об исключении из выслуги спорного периода истец знал еще в 2014 году, но с какими-либо обращениями в прокуратуру по данному вопросу не обращался.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Фоменко О.П. родился и проживал в <адрес> до 1996 года. В июне 1996 года был зачислен в Вооруженные силы <данные изъяты> для прохождения альтернативной службы. Службу истец проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве разнорабочего, телефониста в <данные изъяты>. В 1996 году истец с родителями переехал в г.Петрозаводск и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в <данные изъяты>).

При поступлении на службу в органы прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ ему была зачтена в стаж для начисления ежемесячной доплаты к должностному окладу прокурорских работников «служба в армии по призыву» с коэффициентом 1.

Приказом прокурора республики от ДД.ММ.ГГГГФИО2 освобожден от должности заместителя прокурора <адрес> и уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (пп.«а» п.3 ст.43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») с 16.08.2017. Согласно приказу выслуга лет истца при увольнении составила 18 лет 05 месяцев 09 дней. При расчете выслуги истца служба в армии (1996-1999 гг.) не была учтена, учеба в <данные изъяты> (1996-2001 гг.) учтена с коэффициентом 0,5 (составила 02 г. 04 м. 23 дн.).

Истец полагает действия ответчика по исключению из стажа по выслуге лет для назначения пенсии периода военной службы незаконными.

Приказом Генерального прокурора РФ от 03.02.1999 №86-к; Приказом Генерального прокурора РФ от 22.04.2002 №22 (действовавшим до 01.01.2007) было утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, пунктом 2.1.2 которого предусматривалось, что в выслугу лет для доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включается военная служба, в том числе по призыву (ранее - срочная военная служба).

Аналогичное изложенным выше правилам исчисление выслуги лет было закреплено в Положении о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генерального прокурора РФ от 01.12.2006, а также в приказе Генерального прокурора РФ от 21.05.2012 №213, действующем в настоящее время. Этим же приказом определено, что выслуга лет, установленная на основании ранее действовавших положений, сохраняется, если это не ухудшает положения работников.

В соответствии с п.2 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Согласно п.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении пенсий и пособий работникам органов и организаций прокуратуры, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 №942, виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с абз.1 п.1 названого Постановления №941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы засчитывается: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Таким образом, в силу названных норм военная служба (в том числе по призыву) подлежит учету в выслугу лет для решения вопроса по установлению ежемесячной доплаты и пенсионному обеспечению работника органа прокуратуры.

Между тем, истец проходил альтернативную (вневойсковую) службу, предусмотренную Законом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об альтернативной (вневойсковой) службе», и полагает, что она является одним из видов военной службы, что также дает ему право на ее соответствующий учет.

Как следует из содержания п.2 ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.

Вместе с тем согласно ст.2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ от 25 ноября 1998 г., трудовой стаж и выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Из названой нормы усматривается, что военной службой является исполнение воинской обязанности в Вооруженных Силах, в войсках и воинских формированиях, а также военных органах и воинских подразделениях.

Как установлено и следует из военного билета истца, истец проходил альтернативную службу, исполняя трудовые обязанности у юридических лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, альтернативная гражданская служба - это трудовая деятельность, осуществляемая гражданином по его заявлению взамен военной службы по призыву, в связи с чем, ее нельзя отнести к военной службе в понятии ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Также и ст.11 Закона <данные изъяты> от указывает на то, что альтернативная служба предусматривает выполнение гражданами работ в народном хозяйстве независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и условий хозяйствования, как правило, по месту проживания гражданина. В силу ст.12 трудовые отношения между гражданами, проходящими альтернативную (вневойсковую) службу и предприятиями, регулируются законами о труде Республики <данные изъяты>.

При этом, согласно Закону Республики <данные изъяты> от «О всеобщей воинской обязанности граждан <данные изъяты>» действительная воинская служба – это служба в рядах Вооруженных Сил государства (ст.1), которые состоят из сухопутных, военно-морских, военно-воздушных частей и частей противовоздушной обороны.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что ни российским законодательством, ни законодательством Республики <данные изъяты> альтернативная гражданская служба/альтернативная (вневойсковая) служба в силу условий ее прохождения не может быть отнесена к военной службе, а также не может быть приравнена к ней для реализации права на учет в выслугу лет.

Таким образом, правовых оснований для признания незаконными действий ответчика и, соответственно, удовлетворения иных требований истца, не имеется. Довод истца о том, что период срочной военной службы ранее был учтен ответчиком в календарном и льготном исчислении, не может являться основанием для удовлетворения требований истца, поскольку такой первоначальный учет был вызван ошибочным указанием в листе расчета выслуги от 27.07.2001 на службу в армии по призыву.

Довод о том, что до увольнения истец не знал об исключении спорного периода из выслуги лет, опровергается листом расчета выслуги лет Фоменко О.П., с которым он был ознакомлен 15 марта 2014 года, что подтверждается его собственноручной подписью. С 2014 года истцом не ставился вопрос об обжаловании действий ответчика.

Также судом принимается во внимание, что период обучения истца в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (фактически совпадающий с периодом альтернативной службы) пересчитан и учтен ответчиком с коэффициентом 0,5, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца. При этом, в силу названых норм в срок альтернативной гражданской службы не засчитывается, кроме прочих, время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования.

С учетом изложенного в иске надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2020.