ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-511/2014 от 27.06.2014 Богучанского районного суда (Красноярский край)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 27 июня 2014года

 Богучанский районный суд Красноярского края в составе

 Председательствуюшего судьи Толстых М.М

 С участием пом.прокурора Богучанского района Калашникова И.А.

 При секретаре :Рубе А.С.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Богучанский» о признании не законным бездействия, выразившееся в не исполнении законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства РФ при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания, обязании устранения нарушений законодательства,

 У С Т А Н О В И Л:

 прокурор Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Богучанский»(МО МВД России «Богучанский») о признании незаконным бездействия, выразившееся в не исполнении законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства РФ при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания, обязании устранения нарушений законодательства мотивируя тем, что прокуратурой Богучанского района в период 2011, 2012, 2013 и 2014 годов проводились проверки соблюдения МО МВД России «Богучанский» законодательства Российской Федерации при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС.

 ИВС органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета,

 В ходе проведенных проверок установлено, что камеры ИВС не оборудованы отдельными радиодинамиками, кранами с водопроводной водой и отдельными санитарными узлами, в камерах ИВС отсутствуют кнопки для вызова дежурного, штукатурка стен камер «шуба» переоборудована частично, что является нарушением пункта 45 Правил внутреннего распорядка.

 Также, право содержащихся в ИВС лиц не реже одного раза в неделю проходить санитарную обработку, предоставление возможности помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, грубо нарушается. Указанным лицам по мере необходимости выдаются тазики и вода, непосредственно в камере осуществляется санитарная обработка.

 Также, в ИВС отсутствует санпропускник с камерой дезинфекции вещей, что является нарушением п. 11 Приказа МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.1999 № 1115/475.

 По фактам вышеуказанных нарушений, ущемляющих права подозреваемых и обвиняемых на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, прокуратурой Богучанского района неоднократно (20.05.2011, 30.03.2012, 28.06.2013гг) вносились представления об устранении нарушений законодательства РФ при содержании подозреваемых, обвиняемых ИВС, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены, о чем свидетельствуют результаты проведенной прокуратурой Богучанского района 26.02.2014 проверки соблюдения МО МВД России «Богучанский» законодательства Российской Федерации при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС, по результатам которой составлен соответствующий акт.

 В результате бездействия МО МВД России «Богучанский» на протяжении длительного времени нарушаются права подозреваемых и обвиняемых на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

 Просят признать незаконным бездействие МО МВД России «Богучанский», обязать МО МВД России «Богучанский» устранить указанные в заявлении нарушения в течении одного года со дня выступления решения суда в законную силу.

 Прокурор Калашников И.А. в судебном заседании на заявленных требованиях натаивает.

 Представитель привлеченного определением суда к участию в деле МВД РФ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Представитель привлеченного определением суда к участию в деле Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрен я дела извещен надлежащим образом. В направленном ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие,, с заявленными требованиями не согласен, так как ИВС органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, где главным распорядителем средств федерального бюджета являются МВД РФ и ГУ МВД России по Красноярскому краю. Министерство финансов РФ не является органом, осуществляющим финансирование данных учреждений.

 Просит в удовлетворении заявления отказать.

 Представитель привлеченного определением суда к участию в деле ГУ МВД РФ по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном ходатайстве просит дело рассмотреть в его отсутствие. С заявленными требованиями не согласен, так как финансовое обеспечение деятельности МО МВД России «Богучанский» осуществляется только за счет средств федерального бюджета на основе бюджетной системы, формируемой на начало каждого финансового года на основании заявок получателя бюджетных средств и с учетом общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год для всех ОВД Красноярского края. В настоящее время принимаются меры по приведению материально-бытовых и иных условий содержания в ИВС в соответствие с установленными нормами. Со стороны МО МВД России «Богучанский» в адрес ГУ МВД России по Красноярскому краю ежегодно поступают заявки на выделение дополнительных средств в целях приведения условий содержания в ИВС,. В настоящее время МО МВД России «Богучанский» выбран и оформлен земельный участок под строительство ИВС. Просят в удовлетворении заявления отказать.

 Представитель МО МВД России «Богучанский» ФИО1, действующий на основании доверенности №1 от 13.01.2014г с заявленными требованиями не согласна и пояснила. что финансовое обеспечение деятельности МО МВД России «Богучанский» осуществляется только за счет средств федерального бюджета. Здание МО МВД России «Богучанский»(Отдел) построено по устаревшим типовым проектам. Со стороны Отдела в адрес ГУ МВД России по Красноярскому краю ежегодно направляются заявки на выделение дополнительных средств в целях приведения условий содержания в ИВС в соответствие с установленными требованиями., в настоящее время выбран и оформлен земельный участок под строительство ИВС. Просят в удовлетворении заявления отказать.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

 В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

 согласно статье 9 Федерального закона РФ от 15.07.1995 №103ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета.

 В соответствии с пунктами 9, 11 статьи 17 данного Федерального закона при содержании в ИВС подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

 Согласно статье 16 данного Федерального закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка, которыми в свою очередь устанавливается порядок материально-бытового и медико -санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых.

 Правила внутреннего распорядка для изоляторов временного содержания органов внутренних дел РФ утверждены приказом МВД РФ от 22.11.1995 № 950.

 Согласно статье 23 Федерального Закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пункту 45 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, утвержденных приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 (далее - Правила внутреннего распорядка), Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

 Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

 Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.

 Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

 При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 градусов), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.

 Согласно Приложения к приказу ГУВД по краю от 20.05.2011. № 241 Положения о межмуниципальном отделе министерства внутренних дел РФ «Богучанский» гл. 2 п. 19 в полномочие отдела входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

 Согласно п.2 гл. Ш указанного Положения финансовое и материальное обеспечение деятельности Отдела осуществляется в порядке, установленным законодательством РФ и нормативно-правовыми актами МВД РФ.

 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласно Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011N 248.

 Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.

 Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

 Ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 В судебном заседании установлено, что согласно п. 19 Положения об МО МВД России «Богучанский», утвержденного приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 20.05.2011 № 241, МО МВД России «Богучанский» является юридическим лицом.

 МО МВД России «Богучанский» зарегистрирован в межрайонной инспекции ФНС России № 18 по Красноярскому краю, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/240701001., и располагается по адресу (юридический): 663430, <...>.

 Прокуратурой Богучанского района в период 2011, 2012, 2013 и 2014 годов проводились проверки соблюдения МО МВД России «Богучанский» законодательства Российской Федерации при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания (далее - ИВС).

 В результате проведенных прокуратурой Богучанского района проверок ИВС МО МВД России «Богучанский» в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах установлено, что камеры в ИВС МО МВД России «Богучанский» оборудованы индивидуальными спальными местами, столами по лимиту мест в камере, скамейками по лимиту мест в камере, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачками для питьевой воды, урнами для мусора, освещением закрытого типа, приточно-вытяжной вентиляцией.

 При этом, в ходе проведенных проверок выявлено также, что камеры ИВС не оборудованы отдельными радиодинамиками, кранами с водопроводной водой и отдельными санитарными узлами, в камерах ИВС отсутствуют кнопки для вызова дежурного, штукатурка стен камер «шуба» переоборудована частично, что является нарушением пункта 45 Правил внутреннего распорядка.

 Согласно пункту 47 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. В ИВС МО МВД России «Богучанский» данное право содержащихся лиц грубо нарушается. Указанным лицам по мере необходимости выдаются тазики и вода, непосредственно в камере осуществляется санитарная обработка.

 Кроме того, при проведении проверок ИВС в части соблюдения прав содержащихся на медико-санитарное обеспечение установлено, что в ИВС отсутствует санпропускник с камерой дезинфекции вещей, что является нарушением п. 11 Приказа МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.1999 № 1115/475.

 По фактам вышеуказанных нарушений, ущемляющих права подозреваемых и обвиняемых на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, прокуратурой Богучанского района неоднократно принимались меры прокурорского реагирования, а именно в МО МВД России «Богучанский» 20.05.2011, 30.03.2012, 28.06.2013 вносились представления об устранении нарушений законодательства РФ при содержании подозреваемых, обвиняемых ИВС, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены.

 Данные обстоятельства подтверждаются копиями представлений прокурора Богучансокго района в адрес Начальника ОВД по Богучанскому району, МО МВД России «Богучанский», заключением служебной проверки по представлению прокурора Богучанского района, актом проверки соблюдения МО МВД России «Богучанский» законодательства Российской Федерации при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС от 26.02.2014,

 Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии МО МВД России «Богучанский», не исполнении МО МВД России «Богучанский» требований прокурора об устранении нарушений законодательства РФ при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС, нарушении прав подозреваемых и обвиняемых на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

 В судебное заседание представителем МО МВД России «Богучанский» направлены копии информационных писем от 2013г, 2014г о необходимости выделения денежных средств на проведение ремонта ИВС, направлении локальных смет, копия свидетельства о праве собственности на земельный участок.

 Довод представителей МО МВО России «Богучанский, ГУ МВД России по Красноярскому краю о том, что надлежащим ответчиком является МВД РФ как главный распорядитель финансовых средств, что МО МВД России «Богучанский» принимаются все необходимые меры к строительству нового здания ИВС, устранению выявленных нарушений законодательства в действующем помещении ИВС суд находит не состоятельным, поскольку до момента рассмотрения настоящего заявления прокурора Богучанского района нарушения прав подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в ИВС МО МВД России «Богучанский» не устранены, в утвержденную приказом МВД России от 5.05.2012г № 405 дсп Концепцию развития ИВС ОВД на 2012-2014гг по результатам общероссийского анализа финансовых потребностей капитальный ремонт, строительство здания ИВС МО МВД России «Богучанский» не включены, выделение денежных средств на указанные цели не предусмотрено.

 Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд полагает заявленные требования прокурора Богучанского района законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 Предложенный прокурором Богучанского района срок для устранения выявленных нарушений законодательства- в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу- суд полагает обоснованным, разумным, и достаточным.

 . руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

 Р Е Ш И Л:

 Заявление прокурора Богучанского района удовлетворить.

 Признать не законным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Богучанский», выразившееся в неисполнении в период 2011, 2012 и 2013 годов законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства РФ при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания.

 Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Богучанский» устранить выявленные нарушения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его провозглашения с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд.

 Председательствующий М,М.Толстых