Дело № 2-511/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Куксенко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дащенко Н.Н.,
с участием: истца помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края – Сидоркевича Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги,
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор Хабаровского края обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе мониторинга состояния законности при эксплуатации дорог, расположенных на территории Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края выявлены нарушения законодательства. Согласно информации Администрации Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского района Хабаровского края, кадастровые работы двух автомобильных дорог, расположенных по ул. Набережная и ул. Севастопольская в с. Алеевка запланированы в 2022 году, что свидетельствует о том, что указанные дороги фактически не содержатся. Вместе с тем, указанные дороги используются неопределенным кругом лиц. Не исполнение органом местного самоуправления обязанности по регистрации право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования нарушает единство правового пространства Российской Федерации.
Просит суд возложить обязанность на администрацию Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского района Хабаровского края принять в муниципальную собственность и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, расположенные по адресу: Российская Федерация, Хабаровский край, Николаевский муниципальный район, Нижнепронгенское сельское поселение, <...> в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Администрация Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского района Хабаровского края считает возможным удовлетворить требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора с предоставлением администрации поселения срока для исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела по существу от Николаевского-На-Амуре городского прокурора поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которым прокурор просит признать право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные по адресу: Российская Федерация, Хабаровский край, Николаевский муниципальный район, Нижнепронгенское сельское поселение, <...>
Определением от 08.07.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края – Сидоркевич Д.С., уточненные исковые требования поддержал, по изложенным в нем доводам.
В судебное заседание представитель Администрации Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Изучив материалы дела, выслушав лицо, участвующее в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения воспроизведены в п. 5 ст. 5 Устава муниципального образования.
Статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу части 5 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424.
Положениями пп. 6, 11 ч. 1 ст. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. При этом, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, п. 6 ст. 3 данного закона установлено, что под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Кроме того, ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности; аналогичные полномочия предоставлены органам местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Из указанных положений законодательства в их совокупности следует, что организация дорожной деятельности (строительство, ремонт, содержание), обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, дорогах, улицах в границах населенного пункта поселения относится к полномочиям местного самоуправления поселения. Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе - здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам, при этом для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Соответственно, право собственности, в том числе право муниципальной собственности на автомобильную дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если они созданы именно как объекты недвижимости в установленном порядке, индивидуализированы в качестве объекта недвижимости.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно информации администрации Нижнепронгенского сельского поселения от 24.05.2022, объекты недвижимого имущества, автомобильные дороги ул. Набережная и ул. Севастопольская в казну сельского поселения не приняты, кадастровые работы двух дорог, расположенных по ул. Набережная и ул. Севастопольская в с. Алеевка запланированы в 2022 году, после чего будут поставлены на бесхозяйный учет.
Согласно информации Министерства имущества Хабаровского края № 1-11-5798 от 04.07.2022, объекты недвижимости - автомобильные дороги, расположенные по адресу: Хабаровский край, Николаевский муниципальный район, Нижнепронгенское сельское поселение, <...> в реестре краевого государственного имущества не значатся.
Из сведений, представленных МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО № 5209.1-08 от 01.07.2022 следует, что объекты недвижимости – автомобильные дороги, расположенные по адресу: Хабаровский край, Николаевский муниципальный район, Нижнепронгенское сельское поселение, <...> в реестре федерального имущества не учтены и правообладателями федерального имущества к учёту не заявлены.
Согласно информации, представленной администрацией Нижнепронгенского сельского поселения от 18.07.2022 № 1-23/170, администрацией изысканы бюджетные средства в размере 80 000 руб. на проведение кадастровых работ по автодорогам ул. Набережная и ул. Севастопольская с. Алеевка. По проведению кадастровых работ будут предприняты дальнейшие действия по постановке на бесхозяйный учет и принято в муниципальную собственность поселения
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в совокупности, принимая во внимание, что именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральным законодательством возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учётом того что работы по постановке на кадастровый учёт спорных автомобильных дорог проводятся, материалами дела достоверно подтверждается, что спорные объекты предназначены для движения транспортных средств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании права муниципальной собственности на спорные автомобильные дороги.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Нижнепронгенского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края на автомобильные дороги, расположенные по адресу: Российская Федерация, Хабаровский край, Николаевский муниципальный район, Нижнепронгенское сельское поселение, <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2022
Судья А.И. Куксенко