ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5120/19 от 01.02.2019 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

дело № 2-5120/2019

35RS0001-02-2019-005202-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Череповец 09 декабря 2019года

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе

Председательствующего судьи: Власова М.С.,

при секретаре Гришиной К.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) об оспаривании решения,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что решением ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа по п.2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Истец полагает, что ему необоснованно не зачтены в специальный стаж по п.2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем-ремонтником в цехе холодного проката, в производстве холодного листа (газозащитная станция), слесарем-ремонтником по 6 разряду газозащитной станции, цехе покрытия металла , участка производства защитных газов, в производстве холоднокатанного листа на < >, позднее ПАО «Северсталь».

С учетом увеличения исковых требований просит признать незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить указанные выше периоды, а также период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж, дающий право на досрочную пенсию по п.2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признает по основаниям, указанным в оспариваемом решении.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ПАО «Северсталь» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные пояснения.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Истец обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа (12 лет 6 месяцев). В стаж работы по п.п. 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (с учетом суммирования списков) зачтено 1 года 8 месяцев 24 дня.

Отказано в зачете в специальный стаж п.п. 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в том числе, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем-ремонтником в цехе холодного проката, в производстве холодного листа (газозащитная станция) на < > позднее ПАО «Северсталь», так как работодатель не подтверждает льготный характер работы. Иные периоды работы слесарем-ремонтником на < >, позднее ПАО «Северсталь», служба в Советской армии не оценены.

Суд полагает данное решение частично незаконным по следующим основаниям.

Согласно п.п. 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 27 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3,4 статьи 27 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В Списке № 2, от 26 января 1991 года № 10, в подразделе 3 "Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла. Производство калиброванного металла" раздела III. "Металлургическое производство" (черные металлы) указаны слесари - ремонтники (позиция 2040300А-18559).

Согласно пункту 5 Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановление Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В силу положений частей 1,2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015 (далее по тексту - Правила №1015) до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

В силу пункта 43 данных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу разъяснений данных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно копии трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ истец принят в цех холодного проката слесарем-ремонтником, ДД.ММ.ГГГГ переведен слесарем-ремонтником участка производства электротехнических сталей по 5 разряду производства холодного листа, ДД.ММ.ГГГГ переведен в том же производстве слесарем ремонтником на газозащитную станцию, ДД.ММ.ГГГГ переведен в производство холодного проката, цех покрытий металла , участок производства защитных газов, слесарем-ремонтником 6 разряда, ДД.ММ.ГГГГ переведен слесарем-ремонтником 6 разряда на участок подготовки производства, производство холодного проката, ДД.ММ.ГГГГ переведен на производство плоского проката, цех покрытий металла , участок подготовки производства слесарем-ремонтником 6 разряда, где и работал на дату определения права - ДД.ММ.ГГГГ.

Из анализа записей в трудовой книжке следует, что в спорные периоды истец работал слесарем-ремонтником в прокатном производстве ПАО «Северсталь», при этом переводы в разные цеха осуществлялись только в указанном производстве.

Факт работы истца слесарем ремонтником в прокатном производстве также подтверждается должностной инструкцией слесаря-ремонтника 6 разряда производства плоского проката, цех покрытий металла , участок подготовки производства защитных газов ПАО «Северсталь» от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией слесаря-ремонтника 6 разряда производства плоского проката, цех покрытий металла-1, участок подготовки производства ОАО «Северсталь» от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией слесаря-ремонтника 4-6 разряда производственного блока, цех покрытий металла-1, участок подготовки защитных газов ОАО «Северсталь» от ДД.ММ.ГГГГ, картами специальной оценки условий труда слесаря ремонтника 6 разряда производства плоского проката. Кроме того, в выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 отражено, что сведения о стаже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы ОАО «Северсталь» особыми условиями труда.

В связи с этим периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем-ремонтником на < >, позднее ПАО «Северсталь» подлежат включению в специальный стаж по подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Из положений статьи 3 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Следовательно, не предоставление работодателем соответствующих сведений в Пенсионный фонд, не служит основанием для нарушения прав истца на получение страховой пенсии.

Разрешая требования о включении с специальный стаж периода прохождения военной службы, суд учитывает следующее.

В силу подпункта «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды военной службы приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

Таким образом, зачет в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР возможен в случае наличия стажа по Списоку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173. Кроме того, пунктом 109 Положения от 3 августа 1972 года № 590 установлено ограничение, согласно которому служба в армии может быть зачтена в размере, не превышающем стажа по Списоку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173.

Пенсионным органом на основании документов, представленных работодателем ПАО «Северсталь» истцу в специальный стаж до 01.01.1992 зачтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве барильетчика в коксовом цехе коксохимического производства < > с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве помощника машиниста экскаватора, занятого на погрузке шлака и на ломке кладки печей в конвертерном производстве < >. Указанные периоды включены на основании Списока N 2 от 26 января 1991 г. N 10.

В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.

С учетом подлежащих зачету в специальный стаж спорных периодов стаж истца на дату определения права, ДД.ММ.ГГГГ, составляет более требуемых 12 лет 6 месяцев. С учетом достижения истцом возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ (пункт 43 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н), он имеет право на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 части 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» с указанной даты.

В силу статьи 98 ГПК РФ требования истца о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.192-199 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Признать незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении иску ФИО1 страховой пенсии.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем-ремонтником на < >, позднее ПАО «Северсталь».

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление пенсионного фонда Вологодской области в г. Череповце (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.12.2019 года.

Судья < > М.С.Власов