дело № 2-5124/13; 2-5907/13
поступили 11.09.2013г.; 09.10.2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2013г. г.Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Цирукиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гр.В.Е.А. о признании незаконным: а) постановления мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013г. «О внесении изменений в постановление мэрии г. Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе»; б) отказа мэрии г.Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером, площадью кв.м., с местоположением: «Новосибирская обл., г.Н., ул.Д., на земельном участке расположены здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер:, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул.Д.,; здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул.Д.,4»; разрешенное использование: «автостоянки открытого и закрытого типов, подземные автостоянки, механизированные автостоянки, открытые площадки для стоянки транспортных средств (вместимостью до 500 машино-мест для всех видов)»; категория земель: земли населенных пунктов; в) обязании мэрии города Новосибирска принять решение о предоставлении гр.В.Е.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером, площадью 1798 кв.м., с местоположением: «Новосибирская обл., г.Н., ул.Д., на земельном участке расположены здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер:, адрес: Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул.Д.,; здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер, адрес: Новосибирская обл., г. Н., ул.Д.,»; разрешенное использование: «автостоянки открытого и закрытого типов, подземные автостоянки, механизированные автостоянки, открытые площадки для стоянки транспортных средств (вместимостью до 500 машино-мест для всех видов)»; категория земель: земли населенных пунктов,
у с т а н о в и л:
гр.В.Е.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением (уточненным) к мэрии г.Новосибирска, Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска о признании незаконным отказа в предоставлении ему земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка площадью 1798 кв.м. с кадастровым номером по ул. Д., в г. Новосибирске в собственность за плату.
Также гр.В.Е.А. обратился в суд заявлением к мэрии города Новосибирска о признании незаконным ненормативного правового акта – постановления мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013г. «О внесении изменений в постановление мэрии г. Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе».
В порядке статьи 151 ГПК РФ указанные дела определением суда от 05.11.2013г. объединены в одно производство.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что ему, гр.В.Е.А., принадлежат на праве собственности 2 здания: здание капитальных индивидуальных гаражей с инвентарными номерами:, площадью 67,6 кв. м. (одноэтажное) и 35/01397/002, площадью 245,1 кв. м. (двухэтажное) по адресу: г.Н., ул. Д.
11.03.2013 г. заявитель обратился в Управление по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска (структурное подразделение Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска) с заявлением вх. № 0575605 об утверждении границ земельного участка согласно схемы расположения для эксплуатации индивидуальных капитальных гаражей по ул.Д., д., в З. районе г. Новосибирска для дальнейшего приобретения земельного участка в собственность. В ответ на поданную заявку мэрия г. Новосибирска издала постановление от 22.05.2013 г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе. Как следует из текста указанного Постановления, «на основании заявления ВЕ.А., в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» мэрия города Новосибирска постановила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 1798 кв.м., необходимого для эксплуатации двух зданий капитальных индивидуальных гаражей по адресу: обл. Новосибирская, г. Н., ул. Д., в З. районе (приложение)».
На основании указанного постановления мэрии об утверждении схемы расположения земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о спорном земельном участке, которому был присвоен кадастровый номер. Как следует из п. 6 кадастрового паспорта земельного участка сведения о нем были внесены 27.06.2013г. Как следует из п.7 кадастрового паспорта земельного участка местоположение спорного земельного участка: Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Д., на земельном участке расположены здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер:, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул. Д.,; здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул.Д.,.
03.07.2013 заявителем было подано заявление вх. № 059954, в котором он просил предоставить ему в собственность путем выкупа земельный участок с кадастровым номером по адресу ул. Д, в З. районе г. Новосибирска, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
В ответ на заявление В.Е.А. мэрия г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска ответила ему письмом от 01.08.2013 г. № 31/19/07844, которым сообщила следующее: «Комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 01.08.2013 № 364) принято решение о предоставлении МБУ МЦ «Кристальный» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для размещения спортивной площадки (скейт-парк) по ул. Д., () в З. районе и о внесении изменений в постановлении мэрии города Новосибирска от 22.05.2013 № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе» в части уменьшения площади земельного участка до 1000 кв. м. В связи с изложенным, предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка площадью 1798 кв. м. не представляется возможным. Во исполнение вышеуказанного решения комиссии, управлением по земельным ресурсам мэрии города Новосибирска будут проведены соответствующие работы по внесению изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе» в части уменьшения площади земельного участка до 1000 кв.м. для эксплуатации двух зданий капитальных гаражей по адресу: обл. Новосибирская, г. Н., ул. Д., в З. районе. После проведения указанных работ и постановки на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка последний будет Вам предоставлен в установленном законом порядке».
Заявитель полагает, что изменение мэрией г.Новосибирска размера предоставляемого земельного участка является незаконным и необоснованным, указывает, что при проведении межевых работ, проводимых для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка 54:35:033130:81 были произведены соответствующие изыскания, лицензированными специалистами были произведены расчеты предельных минимальных (максимальных) размеров формируемого земельного участка; исходя из произведенного расчета предельных минимальных (максимальных) размеров формируемого земельного участка, площадь 1000 кв.м. будет недостаточной для эксплуатации двух, принадлежащих заявителю на праве собственности зданий. Необходимой площадью для эксплуатации, принадлежащих ему на праве собственности зданий - капитальные индивидуальные гаражи с инвентарными номерами 35:01397/003, площадью 67,6 кв.м. и 35/01397, площадью 245,1 кв.м. по адресу: г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 4 является площадь 1798 кв.м. Эта, рассчитанная лицензируемыми специалистами, площадь испрашиваемого земельного участка была изначально положена в основу постановления мэрии города Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе». Кроме того, в силу абз.2. п.1 ст.36 ЗК РФ –исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Волкову Е.А. для эксплуатации принадлежащих ему зданий необходим земельный участок площадью 1798 кв.м. Заявитель полагает, что законодатель в соответствии с формулировкой нормы ст.36 Земельного кодекса РФ, дает ему исключительное право на приватизацию указанного земельного участка. У МБУ МЦ «Кристальный» нет зданий, сооружений на спорной территории. Также заявитель полагает, что Мэрией города Новосибирска не обосновано, почему размещение спортивной площадки (скейт-парк) по ул. Д., () в З. районе необходимо именно на территории, необходимой заявителю для эксплуатации, принадлежащих ему на праве собственности зданий. Кроме того, как указывает заявитель, нигде в ст.36 Земельного кодекса РФ не указывает на правомочие органа местного самоуправления после утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка уменьшать размер испрашиваемого земельного участка. Как полагает заявитель, изменение площади, земельного участка необходимого для эксплуатации принадлежащих заявителю зданий по ул. Даргомыжского, нарушает его права и законные интересы, предусмотренные ст. 36 ЗК РФ. Заявитель полагает также, что указанная спорная территория не пригодна для указанных мэрией целей (использования для оздоровительных целей – устройства скейт-парка), поскольку соседние со спорным участком земельные участки были ранее предоставлены мэрией г.Новосибирска для строительства станции технического обслуживания автомобилей, ввиду чего для них предусматривается санитарно-защитная зона размером 50 метров (которая включает в себя в т.ч. и спорную территорию). Ввиду чего для указанных заинтересованным лицом целей спортивная площадка (скейт-парк) участок использован быть не может.
В.Е.А также указывает, что за свой счет произвел асфальтирование и благоустройство территории испрашиваемого земельного участка, представив в доказательство договоры подряда на выполнение соответствующих работ, акты выполненных работ, документы об оплате за выполненные работы. В обоснование необходимости выполнения таких работ В.Е.А. пояснил, что данные работы профинансированы им в счет членских взносов подлежащих уплате им при строительстве гаражного комплекса «индивидуальные капитальные гаражи в комплексе с овощехранилищем» по ул. Д.,, которые было необходимо выполнить для приемки указанного гаражного комплекса в эксплуатацию в соответствие с ранее согласованным со структурными подразделениями мэрии г. Новосибирска (в лице администрации З. района г. Новосибирска) проектом благоустройства фактически занимаемой территории.
Мэрия города Новосибирска против удовлетворения требований заявителя возражала, полагает отказ, оформленный письмом от 01.08.2013г. за № 31/19/07844, законным и обоснованным, указывает, что уменьшение площади формируемого для двух зданий заявителя земельного участка произошло на законных основаниях, что отказ в предоставлении В.Е.А. земельного участка площадью 1798 кв.м., дальнейшее внесение изменений в схему границ земельного участка и части уменьшения его площади обоснованы необходимостью предоставления «изымаемой» части земельного участка под размещение спортивной площадки (скейт-парка). В судебном заседании представителем мэрии г. Новосибирска было представлено Постановление мэрии г. Новосибирска от 11.09.2013г., согласно которому утверждены границы земельного участка для размещения спортивной площадки (скейт-парка) по ул. Д.. Устно представителем заинтересованного лица также было пояснено, что площадь участка под спортивную площадку сформирована частично за счет «изъятых 798 кв.м. участка заявителя В. Е.А., остальная площадь участка сформирована из соседних земель». Заинтересованное лицо также указывает, что В.Е.А. является индивидуальным предпринимателем, использует ее не по назначению, а спорная территория отчуждается в оздоровительных целях – для обустройства спортивной площадки (скейт-парка) в Заельцовском районе. Представитель заинтересованного лица также пояснил, что расчеты по определению площади земельного участка, необходимой для эксплуатации и использования двух зданий, принадлежащих на праве собственности В.Е.А. по ул. Д., в г. Н. не производились. Площадь в 1000 кв.м. установлена как минимальная площадь для территориальной зоны ОД-1 (в которой расположен спорный участок).
В.Е.А., мэрия г.Новосибирска, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Новосибирской области), извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин указанному не представили, ходатайств об отложении не заявили, против рассмотрения дела в их отсутствие не возражали.
Суд, изучив материалы дела, устные и письменные объяснения лиц участвующих в деле, заслушав мнение допрошенного в судебном заседании специалиста, приходит к выводу о правомерности требований заявителя исходя из следующего:
В.Е.А. принадлежат на праве собственности 2 здания: здание капитальных индивидуальных гаражей с инвентарными номерами, площадью 67,6 кв.м. (одноэтажное) и, площадью 245,1 кв.м. (двухэтажное) по адресу: г. Н., ул.Д.,, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации прав и. Право собственности заявителя на указанные здания возникло на основании справки ГСК «Экран» о полной выплате паевого взноса № 119 от 13.02.2012г.
11.03.2013г. заявитель обратился в Управление по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска (структурное подразделение Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска) с заявлением вх. № 0575605 об утверждении границ земельного участка согласно схемы расположения для эксплуатации индивидуальных капитальных гаражей по ул.Д., д. в З. районе г. Новосибирска для дальнейшего приобретения земельного участка в собственность.
В ответ на поданную заявку мэрия г.Новосибирска издала постановление от 22.05.2013 г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул.Д., в З. районе. Как следует из текста указанного Постановления «на основании заявления В.Е.А., в соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» мэрия города Новосибирска постановила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:033130 площадью 1798 кв.м., необходимого для эксплуатации двух зданий капитальных индивидуальных гаражей по адресу: обл. Новосибирская, г.Новосибирск, ул. Д.,. в З. районе (приложение)».
На основании указанного постановления мэрии г. Новосибирска об утверждении схемы расположения земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о спорном земельном участке, которому был присвоен кадастровый номер. Как следует из п. 6 кадастрового паспорта земельного участка сведения о нем были внесены 27.06.20013 г. Как следует из п. 7 кадастрового паспорта земельного участка местоположение спорного земельного участка: Новосибирская обл., г. Н, ул. Д., на земельном участке расположены здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер:, адрес: Новосибирская обл., г. Н., ул. Д.,; здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер, адрес: Новосибирская обл., г. Н., ул. Д.,. Как следует из параграфа 16 кадастрового паспорта земельного участка - указанный участок относится к территориальной зоне ОД-1.
03.07.2013г. В.Е.А. было подано заявление вх. № 059954, в котором он просил предоставить ему в собственность путем выкупа земельный участок с кадастровым номером по адресу ул. Д., в З. районе г. Новосибирска, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
Мэрия г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска ответила заявителю В.Е.А. письмом от 01.08.2013г. № 31/19/07844, которым сообщила, что «Комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 01.08.2013г. № 364) принято решение о предоставлении МБУ МЦ «Кристальный» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для размещения спортивной площадки (скейт-парк) по ул. Д., () в З. районе и о внесении изменений в постановлении мэрии города Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Да., в З. районе» в части уменьшения площади земельного участка до 1000 кв.м. В связи с изложенным, предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка площадью 1798 кв.м. не представляется возможным. Во исполнение вышеуказанного решения комиссии управлением по земельным ресурсам мэрии города Новосибирска будут проведены соответствующие работы по внесению изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе» в части уменьшения площади земельного участка до 1000 кв.м. для эксплуатации двух зданий капитальных гаражей по адресу: обл. Новосибирская, г. Н., ул. Д., в З. районе. После проведения указанных работ и постановки на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка последний будет Вам предоставлен в установленном законом порядке».
В последующем было издано постановление мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013г.
Заявитель полагая, что изменение мэрией г. Новосибирска размера предоставляемого земельного участка является не законным, произвольным и не обоснованным обратился в суд за защитой своего права.
При таких обстоятельствах суд находит незаконным отказ мэрии г. Новосибирска в предоставлении В.Е.А. земельного участка с кадастровым номером, площадью 1798 кв.м., незаконным Постановление мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013 г., а требования заявителя подлежащими удовлетворению. Данный вывод сделан исходя из следующего.
Как следует из положений п.п.7, 8 ст.36 Земельного Кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, статья 36 Земельного кодекса РФ не указывает на правомочие органа местного самоуправления после утверждения схемы расположения земельного участка уменьшать размер испрашиваемого земельного участка. Напротив, как следует из ст.36 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления обязан принять решение о предоставлении такого земельного участка на праве собственности или аренды и выдать заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка (п.6 ст.36 ЗК РФ).
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, обжалуемым в указанном порядке, подлежат решения, действия (бездействие) вышеуказанных органов и лиц, в результате которых: нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод ; либо на лицо возложена какая-либо обязанность или оно незаконно привлечено к ответственности. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий, бездействия, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.256 ГПК РФ пропуск срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Согласно п.24 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» вопрос о применении последствий несоблюдения сроков обращения заявителя в суд следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Мэрией города Новосибирска не представлено обоснованных и бесспорных доказательств тому, что площади в 1000 кв.м. достаточно для эксплуатации двух зданий, принадлежащих заявителю, не представлено расчета, который подтверждал бы обоснованность площади в 1000 кв.м.
В то же время, структурным подразделением мэрии города Новосибирска – Главным управлением архитектуры и градостроительства в письме от 01.04.2013г. № 30.06 – 561/19 (л.д.77) изложено следующее суждение по указанному вопросу: «Согласно действующим градостроительным регламентам образуемый земельный участок по ул. Д., площадью 1798 кв.м. является неделимым, образование земельного участка меньшей площадью не обеспечивает доступа образуемого земельного участка к территории общего пользования; высвобождающуюся территорию невозможно сформировать в земельный участок, ввиду несоответствия требованиям к предельной (минимальной) площади земельного участка и невозможно использовать в целях строительства в связи с наличием большого количества подземных инженерных коммуникаций. На основании вышеизложенного полагаем, что предложенный вариант образования земельного участка соответствует требованиям рационального использования земельных ресурсов».
Письмом Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 01.11.2013г. № 30.06 - 17466/13 указано, что земельный участок с измененными характеристиками площадью 1000 кв.м. является достаточным для обслуживания объекта, расположенного по адресу: ул. Даргомыжского, 4, что земельный участок площадью 1000 кв.м. отвечает предельному минимальному размеру земельного участка для данной территориальной зоны (ОД-1). Однако заявитель обратился в мэрию г. Новосибирска с требованием предоставить земельный участок для эксплуатации двух объектов недвижимости, а не одного. К тому же, соответствие такой характеристики как площадь земельного участка требованиям только лишь градостроительного регламента, как нормы градостроительного законодательства, не может служить достаточным обоснованием позиции заинтересованного лица, поскольку из содержания абз.2 п.7 ст.36 ЗК РФ, применимой к рассматриваемым правоотношениям, следует, что не только площадь образуемого земельного участка, как не единственное условие для формирования земельного участка, но и местоположение границ такого земельного участка должны отвечать требованиям как градостроительного, так и земельного законодательства .
Напротив же, В.Е.А. в обоснование своей позиции ссылается на то, что к заявлению, поданным им в мэрию г. Новосибирска, прилагалась схема границ земельного участка площадью 1798 кв.м., которая и была утверждена мэрией г. Новосибирска, в Постановлении мэрии города Новосибирска от 22.05.2013 года № 4930 было указано, что площадь 1798 кв.м. необходима для эксплуатации двух зданий принадлежащих В.Е.А. по указанному адресу.
В.Е.А. В обоснование своей позиции также представлены заключение кадастрового инженера Т.С.В. (представлен квалификационный аттестат кадастрового инженера), заключение ООО «Проектная компания Альянс» от 31.10.2013г. о необходимости и обоснованности площади земельного участка мерою 1798 кв.м. для эксплуатации принадлежащих ему двух зданий по адресу: г. Н., ул. Д.,.
Представленные В.Е.А. в обоснование своей позиции доказательства ни мэрией г. Новосибирска ни Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска не оспорены, не опровергнуты.
Как следует из устных пояснений специалиста - кадастрового инженера Т.С.В., допрошенного в судебном заседании, формирование земельного участка в границах, установленных в приложении к Постановлению мэрии г. Новосибирска от 22.05.2013 г. № 4930 является допустимым и приемлемым, поскольку на утвержденной схеме для эксплуатации двух зданий сформирована фактически используемая территория с учетом естественных и искусственных границ на местности, в границах, которые не нарушают требований земельного и градостроительного законодательства. Формирование земельного участка в иных границах и меньшей площадью, установленных в приложении к Постановлению мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013, наоборот, приводит к изломанности границ, земельный участок с такими острыми углами при установлении ограждения по его границе невозможно рационально использовать, схема границ земельного участка сформирована без учета естественных и искусственных границ земельного участка на местности, прохождение границ ничем не обусловлено, наблюдается вклинивание в такой земельный участок земельного участка запланированного под скейт-парк, проезд в результате этого к принадлежащим Волкову Е.А. зданиям будет затруднен и возможен только через участок спортивной площадки (скейт-парка). К тому же, в случае формирования земельного участка согласно последней схемы доступ на земельный участок спортивной площадки (скейт-парк) к местам общего пользования (существующим дорогам и проездам, тротуарам и пешеходным дорожкам) будет возможен только через земельный участок В.Е.А., в результате чего такой земельный участок необоснованно обременяется правами пользования третьих лиц. Указанные обстоятельства указывают на нарушение п. 4, 6 ст. 11.9 и абзаца 2 п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации при подготовке и утверждении органом местного самоуправления схемы, указанной в Постановлении мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013 г.
В силу п.4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В силу п. 6 названной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу абзаца 2 п.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из представленной В.Е.А. схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале 54:35:033130, составленной 25.11.2013г. кадастровым инженером Б.В.В. видно, что испрашиваемый заявителем земельный участок, в том числе и та его часть, за счет которой органом местного самоуправления принято решение о формировании земельного участка под спортивную площадку (скейт-парк), находится в границах санитарно-защитной зоны размером 50 метров (п. 7.1.11., п. 7.1.12. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), где размещение спортивных сооружений не допускается. Установление данной санитарно-защитной зоны обусловлено размещением на соседнем земельном участке с кадастровым номером 54:35:033130:0009 строящейся станции технического обслуживания (автомобилей) (см. распоряжение мэрии г. Новосибирска № 10148-р от 19.12.2006г.), а на смежных со спорным земельных участках с кадастровыми номерами 54:35:031130:15, 54:35:031130:14 – комплекса зданий «капитальные индивидуальные гаражи в комплексе с овощехранилищем (I очередь)» (см. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № Ru 54303000-177 от 30 мая 2008г.).
Об установлении санитарно-защитной зоны в 50 метров от границы участка под станцию технического обслуживания также указывается в заключении Государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Новосибирске» от 12.11.2004г. № 05-14-44, заключении Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» от 31.01.2005г.№ 80, которые также перечислены в Приложении № 2 к Распоряжению мэра №8408-р от 31.10.2005г. «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «КЗ» места размещения станции технического обслуживания с автономным источником теплоснабжения в Заельцовском районе» (с приложениями № 1, 2).
Таким образом, комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (Протокол № 364 от 01.08.2013г.), мэрия г. Новосибирска, выдавая заявителю отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на необходимость размещения на этом месте спортивной площадки (скейт-парка), не могла не знать о наличии обстоятельств, при которых размещение такой спортивной площадки на части спорного земельного участка невозможно.
Ввиду этого отказ В.Е.А. в предоставлении земельного участка площадью 1798 кв.м. со ссылкой на необходимость размещения на его части спортивной площадки (скейт-парка) противоречит принципу приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (пп. 3 п.1 ст. 1 ЗК РФ).
Кроме того, как следует из кадастрового плана территории кадастрового квартала от 28 октября 2013г. № 54/201/13-325850, согласно которому на листе «КПТ.2.1» видно, что вокруг сформированного для эксплуатации принадлежащих В.Е.А. зданий земельном участке с кадастровым номером имеются свободные территории, которые также могли быть предоставлены для каких-либо публичных интересов. Орган местного самоуправления не обосновал, почему для размещения спортивной площадки (скейт-парка) необходима исключительно спорная территория, которая необходима для эксплуатации двух зданий, принадлежащих В.Е.А. на праве собственности. Указанные свободные территории расположены за границами санитарно-защитной зоны в 50 м.
Утверждение заинтересованного органа о том, что В.Е.А. является индивидуальным предпринимателем материалами дела не подтверждено. Согласно сведений ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска (Справка от 28.10.2013г. № 13-36/012903) В. Е.А. не состоит на учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
Ссылка мэрии г. Новосибирска на то, что спорный земельный участок используется В.Е.А. не по назначению и в предпринимательских целях, что подтверждается, по мнению заинтересованного лица, Актом осмотра земельного участка от 19.07.2013г. не может быть принята во внимание, поскольку данные обстоятельства не доказаны, указанный Акт осмотра суду не представлен, в связи с чем невозможно установить содержание данного документа, его относимость и допустимость в соответствие с требованиями ст. 59, 60 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9, 36 Земельного кодекса РФ, ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявления гр.В.Е.А. удовлетворить в полном объеме:
- признать незаконным постановление мэрии г. Новосибирска № 8128 от 27.08.2013г. «О внесении изменений в постановление мэрии г. Новосибирска от 22.05.2013г. № 4930 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Д., в З. районе»;
- признать незаконным отказ мэрии г.Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером, площадью 1798 кв.м., с местоположением: «Новосибирская обл., г.Н., ул.Д., на земельном участке расположены здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер:, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул.Д.,; здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул.Д.,»; разрешенное использование: «автостоянки открытого и закрытого типов, подземные автостоянки, механизированные автостоянки, открытые площадки для стоянки транспортных средств (вместимостью до 500 машино-мест для всех видов)»; категория земель: земли населенных пунктов.
- обязать мэрию города Новосибирска принять решение о предоставлении гр.В.Е.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером, площадью 1798 кв.м., с местоположением: «Новосибирская обл., г.Н., ул.Д., на земельном участке расположены здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер:, адрес: Новосибирская обл., г.Н., ул.Д.,; здание индивидуальных капитальных гаражей, инвентарный номер, адрес: Новосибирская обл., г. Н., ул.Д.,»; разрешенное использование: «автостоянки открытого и закрытого типов, подземные автостоянки, механизированные автостоянки, открытые площадки для стоянки транспортных средств (вместимостью до 500 машино-мест для всех видов)»; категория земель: земли населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В.Витюк
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2013г.