РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.09.2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.
при секретаре судебного заседания Глушаковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5125/13 по иску Главы городского округа Самара и Администрации г.о. Самара к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара обратились в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что решением Ленинского районного суда г. Самары от дата удовлетворены требования прокурора Советского района г. Самары об обязании Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Департамента управлением имуществом городского округа Самара предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству. Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 дата возбуждены исполнительные производства №№..., №... в отношении Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара. За неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем дата вынесены постановления о взыскании с Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере ***. Однако, субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили. При указанных обстоятельствах, у Главы и Администрации городского округа Самара отсутствует возможность исполнения требований исполнительного документа о предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Полагают, что оснований для применения к Главе городского округа Самара и к Администрации городского округа Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов в форме исполнительского сбора не имеется. Просят освободить Главу г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от дата №..., №....
В судебном заседании представитель Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара – ФИО3, действующая по доверенностям от дата №..., от дата №..., исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Пояснила, что Администрация и Глава г.о. Самара не могут выполнить решение суда по объективным причинам, поскольку субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили.
Представитель УФССП России по Самарской области – ФИО4, действующая по доверенности №...-АГ от дата, возражала против удовлетворения требований заявления. Пояснила, что в связи с неисполнением решения суда у судебного пристава исполнителя имелись основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора с должников Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, направила ходатайство, в котором просила заявление рассмотреть без участия представителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области (л.д. 59).
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, что следует из справочного листа от дата (л.д. 24), причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Самары от дата постановлено: «Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Самары удовлетворить. Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Самара согласно действующему законодательству». Решение суда вступило в законную силу дата (л.д. 36-37).
дата на основании исполнительного листа №... от дата, выданного Ленинским районным судом г. Самары, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 возбуждены исполнительные производства №№..., №... в отношении Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара (л.д. 15-22).
дата судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 в адрес должника Администрации г.о. Самара было направлено требование о предоставлении в 7-дневный срок со дня поступления данного требования, документов, подтверждающих предоставление единовременной социальной выплаты взыскателю на приобретение жилого помещения в черте г. Самара, согласно вступившего в законную силу решения суда (л.д. 23).
дата за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании с Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере по *** руб. (л.д. 5, 6).
Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 названной статьи Федерального закона, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Накладывая на должников Главу городского округа Самара, Администрацию г.о. Самара обязанность по уплате исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель исходил из того, что должники не исполнили исполнительный документ в установленный срок для добровольного исполнения. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не было предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2009 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона от 28.12.2012 № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Как следует из письма Министерства строительства Самарской области от дата №..., письма Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара от дата №..., субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили (л.д. 33-34, 35).
дата судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области ФИО2 обращалась к Главе г.о. Самара с требованием об исполнении вступивших в законную силу решений суда, в том числе о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения ФИО1 (л.д. 43-44).
В этот же день, дата Администрация г.о. Самара обратилась к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области ФИО2 с письмом за №..., в котором ходатайствовала об отложении исполнительных действием по исполнительным производствам по причине не поступления денежных средств из областного бюджета в бюджет городского округа Самара, а также указывала о том, что для строительства жилых помещений специализированного жилищного фонда потребуется длительный период времени, а для приобретения жилых помещений – соблюдение процедуры размещения заказа, что также потребует определенного времени (л.д. 38-40).
Кроме того, дата Глава г.о. Самара обращался к старшему судебному приставу МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области ФИО5 с письмом за №..., в котором сообщал о не поступлении до настоящего времени денежных средств из областного бюджета г.о. Самара на указанные цели, о направлении в Ленинский районный суд г. Самары заявлений о разъяснении порядка исполнении судебных решений и об отсрочке исполнения решений о предоставлении единовременных социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также сообщал о проведенной работе по исполнению судебных актов (л.д. 45-58).
Как следует из письма Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара в адрес правового департамента от дата в адрес Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара вынесены 107 решений судов о предоставлении лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты на приобретение жилых помещений (л.д. 41).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что в течение установленного судебным приставом исполнителем в требованиях 7-дневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г. Самара было невозможно. Исполнение судебного решения невозможно вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что исполнение большого количества решений суда о предоставлении жилых помещений гражданам носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа государственной власти субъекта.
С учетом изложенного, суд полагает, что Глава городского округа Самара и Администрация г.о. Самара предпринимают достаточные меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, судебный пристав на дату вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора не учел уважительность причин неисполнения решений, в связи с чем, имеются основания для освобождения должников Главы городского округа Самара и Администрации г.о. Самара от исполнительского сбора по исполнительным производствам №... и №....
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Главы городского округа Самара, Администрации г.о. Самара удовлетворить.
Освободить Главу г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от дата №... и №....
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято дата
Судья: Курмаева А.Х.
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья :
Секретарь: