ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5125/2015 от 30.10.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-5125/2015

Решение

Именем Российской Федерации

30 октября 2015 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседании ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области. В обоснование требований указал, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. У его матери на основании решения Называевского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ были отобраны дети и переданы органу опеки и попечительства. Отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. Согласно постановлению главы Администрации Называевского района от ДД.ММ.ГГГГ его опекуном была назначена ФИО3, которая ДД.ММ.ГГГГ освобождена от исполнения обязанностей опекуна, опекуном был назначен ФИО4 Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием жилого помещения. В дальнейшем в 2013 истцу стало известно, что он был исключен из списка детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что у брата имеется служебное жилье, в котором зарегистрирован и истец. Данное жилье предоставлено брату в связи с прохождением военной службы в войсковой части 55026. В июле 2014 истец обратился в Министерство образования Омской области с заявлением о включении в список детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, но получил отказ, хотя ко времени обращения он еще статус ребенка сироты не утратил, мог быть включен в соответствующий список. В августе 2014 он обратился в Департамент образования Администрации г. Омска по вопросу наличия либо отсутствия у него статуса ребенка сироты и получил положительный ответ. В октябре 2014 обращался в прокуратуру ЦАО г. Омска, но ему рекомендовали обратиться в суд. В январе 2015 он вновь обратился в Министерство образования Омской области и получил ответ о том, что в связи с достижением 23-летнего возраста соответствующий статус он утратил. Таким образом, он предпринимал соответствующие попытки по восстановлению нарушенного права. В настоящее время он жилье не имеет, арендует квартиру. Просит со ссылкой на нормы Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» восстановить ему срок на подачу заявления для включения в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить ему жилье.

ФИО1 в ходе судебного разбирательства уточнил исковые требования (л.д. 137), в окончательном варианте просил обязать Министерство образования Омской области включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения. Просил обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему жилое помещение в соответствии с установленным порядком. Дополнительно указывает, что он предпринимал попытки для включения в соответствующий список, но требовалось определенное время для сбора необходимых документов, Министерство образования Омской области ввело его в заблуждение относительно его жилищного права. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом, представил отзыв (л.д. 46-47). Ранее в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований. Дополнительно указывал, что истец пропустил срок обращения за постановкой на учет без уважительных причин, истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23-летнего возраста, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. У истца было достаточно времени для обращения с заявлением о постановке на учет.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом, представил отзыв на иск в котором просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 43-44).

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом.

Привлеченные к участию в дело в качестве третьих лиц Администрация Называевского района, Департамент образования Администрации города Омска, Департамент жилищной политики Администрации города Омска в судебное заседание свих представителей не направили, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

От представителя третьего лица Департамента образования Администрации города Омска в суд поступил отзыв, согласно которому ФИО1 обращался в июле 2014 о предоставлении документов об установлении опеки, о сохранности жилья, за консультацией. Распоряжением главы г. Называевска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1 был поставлен на регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, в связи с достижением совершеннолетия подопечный с учета снят ДД.ММ.ГГГГ. В связи с технической ошибкой документы ФИО1 были направлены с личным делом его сестры ФИО4 в Любинский муниципальный район.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно свидетельству о рождении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его отцом является ФИО6, матерью - ФИО7 (л.д.5). Согласно справке (л.д. 6) отец записан со слов матери.

На основании решения Называевского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23) произведено отобрание детей, в том числе ФИО1, у матери ФИО7, отца ФИО6

Согласно справке комитета по образованию Называевского района ФИО7 о восстановлении в родительских правах не обращалась (л..д 10), в октябре 2001 года в орган опеки от ФИО8 поступило заявление об отказе от детей ФИО1, ФИО4

Согласно постановлению главы администрации Называевского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9) ФИО3 была назначена опекуном, в том числе несовершеннолетнего ФИО1 За ФИО1 было закреплено жилое помещение по <адрес> в <адрес>.

Согласно приказу Управления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) на основании заявления ФИО3 освобождена от исполнения обязанности опекуна, опекуном над ФИО4 назначен ФИО4 (брат).

В соответствии с распоряжением главы города Называевска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13) в связи с не сохранением жилого помещения по <адрес> в <адрес> (акт от ДД.ММ.ГГГГ) несовершеннолетний ФИО1 поставлен на регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения в г. Называевске (регистрационный ).

Как следует из ответа Департамента образования Администрации г. Омска ФИО1 был снят с учета в управлении опеки и попечительства в связи с достижением совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-26, ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

При указанных обстоятельствах, истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с 1996 ребёнок находился под опекой, утратив родительское попечение в связи с отобранием на основании решения суда.

Ответчиками не оспаривался тот факт, что истец относился к указанной категории детей.

Вместе с тем, ответчиком оспаривается право истца быть включенным в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с прежней редакцией ч. 2 ст. 8 вышеназванного Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Из материалов дела следует, что истец был поставлен на регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения в г. Называевске (регистрационный ). Иными сведениями суд не располагает.

Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением осталось не реализованным. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлялось.

Из пояснений истца следует, что после того, как опекуном была назначена ФИО3, то он из г. Называевск переехал в г. Омск, где жила ФИО3 по <адрес>. В 2008 он закончил школу, поступил в техникум, но проучился 1 курс. В 2010-2011 годах проходил службу в армии, затем вернулся к учебе, восстановившись после академического отпуска, проживал в это время у бабушки в <адрес> После смерти бабушки в декабре 2012 пошел работать, проживал у опекуна сестры в Любинском районе до 2013. Его брат ФИО4 получил служебное жилье и он переехал к нему в 2013, устроился на работу. С 2014 он стал предпринимать попытки для включения в список детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, для этого обращался в различные инстанции.

Факт обращений ФИО1 по вопросу наличии статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей подтверждается ответом Департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца (л.д. 24-26), по вопросу предоставления жилья – ответом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца (л.д. 29). Факт обращения истца за консультацией по жилищному вопросу следует из ответа КУ Омской области «Центр поддержки семьи» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-121), согласно которому ФИО1 обратился за консультацией ДД.ММ.ГГГГ, запись . В материалы дела представлено также обращение ФИО1 в Министерство образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в список лиц из числа детей сирот для получения жилья (л.д. 129) и ответ указанного Министерства от ДД.ММ.ГГГГ от отказе во включении в список детей сирот, лиц из числа детей сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 130-131).

Как следует из пояснений истца в Департамент образования он обратился после того, как в устной форме в Министерстве образования Омской области ему отказали в приеме документов по причине проживания в служебном жилье.

В материалах дела также имеется договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-20), согласно которому ФИО4 (брат) предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в <адрес> для проживания членов его семьи ФИО9 (брат), ФИО1 (брат), ФИО4 (сестра). Договор заключен на время прохождения военной службы в Омском гарнизоне. Правообладателем указанной квартиры является Российская Федерация (л.д. 68).

Суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку истец не был обеспечен жильем до ДД.ММ.ГГГГ по ранее действовавшему закону, имеет право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

При этом суд также учитывает, что регистрация истца в служебном жилье, предоставленном брату ФИО4 не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление вне очереди жилой площади в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, поскольку истец продолжает являться нуждающимися в жилом помещении.

Закрепленного жилого помещения истец в настоящее время не имеет. По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» и Управления Росреестра по <адрес> истец в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. ).

Из материалов дела также следует, что истцу 23 года исполнилось ДД.ММ.ГГГГ и до достижения 23-летнего возраста, он предпринял попытки для решения жилищного вопроса в досудебном порядке, обратился в суд с соответствующим иском ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).

Данные обстоятельства свидетельствуют о волеизъявлении истца реализовать свое право на получение жилья. Отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования. При этом суд исходит из того, что для выяснения обстоятельств по делу и сбора необходимых документов истцу понадобилось время, в связи с чем промежуток времени, с пропуском которого обратился истец является незначительным.

Таким образом, доводы истца о наличии оснований для включения его в соответствующий список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, заслуживают внимания.

При указанных обстоятельствах дела, по мнению суда, истец подлежит включению в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку им были приняты меры для постановки на учет лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п.2 в действующей редакции).

Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п.3), сведения о детях-сиротах, на основании которых заключается договоры найма (п. 9).

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что истец подлежит включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения и на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Министерство образования Омской области включить ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено 05.11.2015.