ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5126/13 от 01.10.2013 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.10.2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи             Курмаевой А.Х.

при секретаре судебного заседания         Глушаковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5126/13 по иску Главы городского округа Самара и Администрации г.о. Самара к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

    УСТАНОВИЛ:   

Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара обратились в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что решением Ленинского районного суда г. Самары от дата удовлетворены требования прокурора об обязании Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Департамента управлением имуществом городского округа Самара предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству. Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 дата возбуждены исполнительные производства №№..., №... в отношении Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара. За неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем дата вынесены постановления о взыскании с Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере *** руб. Однако, субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили. При указанных обстоятельствах, у Главы и Администрации городского округа Самара отсутствует возможность исполнения требований исполнительного документа о предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Полагают, что оснований для применения к Главе городского округа Самара и к Администрации городского округа Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов в форме исполнительского сбора не имеется. Просят освободить Главу г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от дата №..., №....

    В судебном заседании представитель Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара – ФИО3, действующая по доверенностям от дата №..., от дата №..., исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Пояснила, что Администрация и Глава г.о. Самара не могут выполнить решение суда по объективным причинам, поскольку субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области - ФИО2, действующая по доверенности от дата, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в связи с неисполнением решения суда у неё имелись основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора с должников Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.

Представитель УФССП России по Самарской области – ФИО4, действующая по доверенности №...-АГ от дата, возражала против удовлетворения требований заявления. Пояснила, что в связи с неисполнением решения суда у судебного пристава исполнителя имелись основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора с должников Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, что следует из справочного листа (л.д. 32), причину неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Самары от дата удовлетворены исковые требования прокурора об обязании Администрации г.о. Самара, Главы г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. о. Самара согласно действующему законодательству. Решение суда вступило в законную силу дата.

дата на основании исполнительного листа №... от дата, выданного Ленинским районным судом г. Самары, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области ФИО2 возбуждены исполнительные производства №№..., №... (л.д. 14, 18).

дата за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании с Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере по *** руб. (л.д. 5, 6).

Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 6 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 названной статьи Федерального закона, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Накладывая на должников Главу городского округа Самара, Администрацию г.о. Самара обязанность по уплате исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель исходил из того, что должники не исполнили исполнительный документ в установленный срок для добровольного исполнения. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не было предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2009 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона от 28.12.2012 № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Как следует из письма Главы г.о. Самара от дата, направленного вице-губернатору председателю Правительства Самарской области ФИО5, Администрация г.о. Самара просит предусмотреть денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме *** рублей для исполнения вынесенных в 2012 году решений судов в интересах лиц из числа детей-сирот (л.д. 67-69).

Согласно письму Министерства строительства Самарской области от дата №... субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили (л.д. 46-47).

дата Администрация г.о. Самара обращалась с письмом за №... к министру строительства Самарской области об ускорении выделения денежных средств из областного бюджета на исполнение, вынесенных в 2011-2012 гг. решений судов, а так же сообщить конкретные сроки предоставления субвенций (л.д. 44-45).

дата Администрация г.о. Самара обратилась к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области ФИО2 с письмом за №..., в котором ходатайствовала об отложении исполнительных действий по исполнительным производствам по причине не поступления денежных средств из областного бюджета в бюджет городского округа Самара (л.д. 20-21).

дата Глава г.о. Самара обращался к старшему судебному приставу МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области ФИО6 с письмом за №..., в котором сообщал о не поступлении до настоящего времени денежных средств из областного бюджета г.о. Самара на указанные цели, о направлении в Ленинский районный суд г. Самары заявлений о разъяснении порядка исполнении судебных решений и об отсрочке исполнения решений о предоставлении единовременных социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также сообщал о проведенной работе по исполнению судебных актов (л.д. 51-64).

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что в течение установленного судебным приставом исполнителем в требованиях 7-дневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г. Самара было невозможно. Исполнение судебного решения невозможно вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе.

Указанная специфика состоит в том, что исполнение большого количества решений суда о предоставлении жилых помещений гражданам носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа государственной власти субъекта.

С учетом изложенного, суд полагает, что Глава городского округа Самара и Администрация г.о. Самара предпринимают достаточные меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, судебный пристав на дату вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора не учел уважительность причин неисполнения решений, в связи с чем, имеются основания для освобождения должников Главы городского округа Самара и Администрации г.о. Самара от исполнительского сбора по исполнительным производствам №... и №....

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Главы городского округа Самара, Администрации г.о. Самара удовлетворить.

Освободить Главу г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от дата №..., №....

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято дата

Судья:                         Курмаева А.Х.