ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-512/12ГОД от 03.12.2012 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-512\2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Почеп 03 декабря 2012 год

Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почеспкого районного суда Брянской области Разнатовской И. А., при секретаре Приходько Н. А., с участием истца помощника прокурора Почепского района Толкачева А. В., ответчика представителя администрации Почепского района по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Почепского района Брянской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Почепского района Брянской области разработать программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение представительного органа проект решения финансового обеспечения по реализации указанной программы в местный бюджет на 2013 год,

у с т а н о в и л.

Прокурор Почепского района обратился в суд с указанным иском, в защиту неопределенного круга лиц, указав следующее. Прокуратурой Почепского района была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на территории <адрес> в деятельности администрации Почепского района, в ходе которой было установлено, что администрация Почепского района деятельность в рассматриваемой сфере не ведет, что влечет нарушение прав, интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ.

Помощник прокурора Почепского района Толкачев А. В. в судебном заседании иск поддержал, суду пояснил. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте муниципального образования, а также муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок их разработки, финансирования и утверждения, до настоящего времени администрацией Почепского района не приняты, что умаляет права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности населения на транспорте.

Ответчик представитель администрации Почепского района по доверенности ФИО6 иск не признал, суду пояснил. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте в области отсутствует. Автотранспортного предприятия в <адрес> нет. Автовокзал имеет статус билетной кассы и является собственностью автоколонны 1403 <адрес>. Деятельность <адрес> автотранспортного предприятия, которое являлось филиалом ОАО ААК «ФИО2», прекращена решением Совета директоров ОАО ААК «ФИО2» ДД.ММ.ГГГГ. Имущество находящееся в аренде у ОАО ААК «ФИО2» передано ООО «ФИО3». Пассажирские перевозки в районе осуществляет частный предприниматель ФИО1. Администрация Почепского района взаимодействует с субъектами транспортной инфраструктуры, что подтверждается протоколами, решениями, а также порядком проведения заседания антитеррористической комиссии <адрес>, которые проводятся один раз в квартал. Кроме того, Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте реализовывается в три этапа: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, когда будут завершены формирование и создание комплексной системы, выстраивание основных элементов, создание нормативно-правовой базы обеспечения транспортной безопасности. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, поэтому администрация <адрес> не может вносить на рассмотрение представительного органа проект решения финансового обеспечения по реализации указанной программы в местный бюджет на 2013 год.

Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, …

09.02.2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в статье 1 которого раскрыты понятия: объектов транспортной инфраструктуры, перевозчика, субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации - статья 4 названного закона, которая устанавливает единые обязанности в области обеспечения транспортной безопасности как на субъектов транспортной инфраструктуры, так и на перевозчиков. При этом, постановления Правительства РФ, утверждающего перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, федерального органа по контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта издано не было.

31.03.2010 года издан Указ № 403 Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» во исполнении которого издано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1285-р от 30.07.2010 года об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Создание комплексной системы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - Программа) определяет принципы создания комплексной системы, порядок реализации Программы, ее ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на ее реализацию.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.

Первый этап реализации Программы позволит обеспечить формирование комплексной системы и реализацию первоочередных мероприятий. На втором этапе планируется осуществить развертывание комплексной системы и дальнейшее ее развитие.

Программа формируется по приоритетным направлениям, определенным с учетом необходимости максимального эффективного распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.

Реализация Программы предусматривает координацию действий и объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.

Функциональными задачами Программы являются: определение комплекса мероприятий и механизмов обеспечения безопасности населения на транспорте с учетом приоритетов в краткосрочной и долгосрочной перспективе; расчет и обоснование ресурсного обеспечения мероприятий Программы, определение их источников; определение индикаторов и показателей эффективности реализуемых мероприятий Программы, методики их оценки, а также использование финансовых средств бюджетов всех уровней, исполнения финансовых обязательств субъектами Российской Федерации и субъектами транспортной инфраструктуры, результативности механизмов государственно-частного партнерства.

Основными принципами формирования Программы являются защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируетсяосуществить в соответствии с требованиями Федерального закона «О Транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их …, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.

Программой разработаны приоритетные направления, а также задачи повышения защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актом незаконного вмешательства, которые включают в себя четыре раздела: задачи совершенствования законодательства РФ; задачи формирования индивидуального и общественного сознания; задачи создания системы профессиональной подготовки; задачи создания системы информационного обеспечения безопасности.

На первом (до ДД.ММ.ГГГГ) наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства будут оснащены специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими уменьшение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.

Представитель ответчика ФИО6 суду пояснил, что частным предпринимателем ФИО1, который осуществляет в <адрес> автомобильные перевозки, на всех транспортных средствах установлены приборы «гланас», в соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 года № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», которые позволяют следить за транспортным средством.

На втором этапе (до ДД.ММ.ГГГГ) будут созданы основные компоненты комплексной системы, разработаны новые инженерно-технические средства, завершены основные мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов и грамотности населения.

До ДД.ММ.ГГГГ будут завершены формирование и создание комплексной системы, выстраивание основных элементов, создание нормативно-правовой базы обеспечения транспортной безопасности.

В последующем планируется осуществить корректировку мероприятий Программы с учетом реального положения в области обеспечения безопасности населения на транспорте, обеспечить дальнейшее развитие комплексной системы в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года

Размер средств, выделяемых на создание комплексной системы, будет уточнен после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, контроль за использование которых осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 суду пояснил, что в администрацию Почепского района бюджетные средства для создания комплексной системы, в том числе для проведения оценки уязвимости, в период ДД.ММ.ГГГГ года не поступали. Администрация Почепского района может быть привлечена лишь в качестве соисполнителя мероприятий Программы, при условии осуществления функции, относящиеся к созданию и устойчивому функционированию комплексной системы.

Согласно приложения к Программе ответственными исполнителями мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве являются ФИО5 и государственная компания «ФИО4».

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающий вывод суда, вытекающий из установленных фактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законом, действующих на территории Российской Федерации.

В ходе судебного заседания представитель истца Почепской районной прокуратуры Брянской области, сославшись на общие нормы материального права, указал, что администрация Почепского района не взаимодействует с субъектами транспортной инфраструктуры, при этом не разработана Программа обеспечения безопасности населения на транспорте, финансовое обеспечение Программы не предусмотрено.

Данное утверждение противоречит установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.

Судом установлено, что пассажирские перевозки в <адрес> осуществляет частный предприниматель ФИО1, обеспечивающий функционирование транспортного комплекса. Автотранспортного предприятия в районе нет.

Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.

В силу п. 9 ст. 1 Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законом основании. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Система мер противодействия совершению актов незаконного вмешательства включает в себя, в том числе и разработку плана транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данный план разрабатывается субъектами транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ч. 1 ст. 9 Федеральный закон «О транспортной безопасности». Пунктами 5.7, 5.8 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года № 41 на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств и утверждению в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств в Реестр категорирования объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств, а также по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств в течении трех месяцев и его реализации в течении шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и\или транспортных средств.

Поскольку категорирование осуществляется на основании заявления субъекта транспортной инфраструктуры, то проведение дальнейших мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст заявку в компетентный орган.

Администрация Почепского района Брянской области не является субъектом транспортной инфраструктуры, соответственно не имеет полномочий на подачу заявки на категорирование в компетентный орган, проведения оценки уязвимости, а значит и полномочий на разработку Программы обеспечения безопасности населения на транспорте, решать вопрос финансового обеспечения Программы, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л.

В удовлетворении иска прокурора Почепского района Брянской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Почепского района Брянской области разработать программу обеспечения безопасности населения на транспорте, внести на рассмотрение представительного органа проект решения финансового обеспечения по реализации указанной программы в местный бюджет на 2013 год отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Почепский районный суд в течение месяца.

Председательствующий - И. А. Разнатовская

Мотивированный текст решения суда изготовлен 13 декабря 2012 года.