84RS0001-01-2021-000761-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пигиной Н.А.,
при секретаре Лырминой В.Г.,
с участием представителя административного истца заместителя Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С.,
представителя административного ответчика администрации г.Дудинка ФИО1, выступающей по доверенности от 10.11.2021 года и диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-17 по иску и.о. Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Дудинка о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений в области транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Норильского транспортного прокурора Богданов Д.С., выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дудинский районный суд с иском к администрации города Дудинка о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений в области транспортной безопасности, с учетом изменений исковых требований, ссылаясь на то, что администрация г. Дудинка является собственником посадочных площадок: в п. Усть-Авам, в п. Волочанка, в п. Хантайское озеро, в п. Потапово, которые эксплуатируются в целях организации пассажирских перевозок воздушным транспортом, которые приказом Минтранса России № 331 от 28.08.2020 года отнесены к объектам, не подлежащим категорированию. В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, которыми согласно п.9 ст. 1 указанного Закона являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В нарушение требований ст.9 Закон о транспортной безопасности), а также Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 года № 2090 (далее – Требования № 2090), ответчик в установленный срок, то есть до 16.11.2020 года, не разработал паспорта транспортной безопасности указанных посадочных площадок, и в срок до 23.11.2020 года не направил их в компетентный орган в области транспортной безопасности. Указанные посадочные площадки в силу требований ч.4 ст. 6 Закона о транспортной безопасности подлежат включению в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта на основании, на основании полных и достоверных сведений, подлежащих предоставлению ответчиком в силу Требований № 2090. Между тем, ответчиком данные требований также не выполнены. Кроме того, ответчиком не выполнены Требований № 2090 в части не назначения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта и объектом транспортной инфраструктуры, не проведено обследование объекта транспортной инфраструктуры и изучение реализуемых по посадочных площадках мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства, организационного – распорядительные документы не разработаны и не утверждены. В целях устранения нарушений, 25.06.2021 года Норильским транспортным прокурором в адрес ответчика вносилось представление, которое оказалось не эффективной мерой прокурорского реагирования. Учитывая изложенное, указывая на то, что бездействия администрации г.Дудинка создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, интересам личности, общества и государства в сфере транспортной безопасности, и.о. Норильского транспортного прокурора просит признать незаконными бездействия администрации города Дудинки в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений в области транспортной безопасности; возложить на администрацию г.Дудинки следующие обязанности в отношении объектов транспортной инфраструктуры – посадочных площадок: пос. Усть-Авам кадастровый (условный) №; пос. Волочанка кадастровый (условный) №; пос. Хантайское озеро кадастровый (условный) №; пос. Потапово кадастровый (условный) №:
- в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объектах транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадках;
- в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу: назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадках; провести обследование и изучение реализуемых мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадок; разработать и утвердить в порядке и объеме, предусмотренным действующим законодательством, направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорта (паспорт) обеспечения транспортной безопасности указанных посадочных площадок; разработать и утвердить организационно – распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту в отношении объектов транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадок.
Определением Дудинского районного суда от 21.10.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта.
Определением Дудинского районного суда от 19.11.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство транспорта Красноярского края.
Определением Дудинского районного суда от 20.01.2022 года суд перешел к рассмотрению гражданского дела порядке административного судопроизводства.
Представитель административного истца и.о. Норильского транспортного прокурора –Богданов Д.С., принимая участие в судебном заседании, исковые требования полностью поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика администрации города Дудинки ФИО1, принимая участие в судебном заседании полностью поддержала ранее представленные возражения, из которых следует, что ответчик с иском не согласен ввиду следующего. В собственности муниципального образования «город Дудинка» находятся 4 вертолетные площадки (в поселках Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка, Потапово), ремонт и содержание которых осуществляется за счет средств бюджета города Дудинки. При этом к вопросам местного значения поселений относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон № 131-ФЗ). Вместе с тем, в силу п.п.12 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Обустройство вертолетных площадок, в том числе и выполнение требований Закона о транспортной безопасности, является расходными обязательствами субъекта РФ, в связи с чем денежные средства на изготовление паспортов безопасности вертолетных площадок в бюджете г.Дудинки не предусмотрены. Вместе с тем, бюджет МО «город Дудинка» на 2021 год сформирован, а срок формирования бюджета на 2022 год не наступил, сроки указанные транспортным прокурором не исполнимы, поскольку требуют существенных финансовых затрат для бюджета муниципального образования. В силу п. 3.11.4 Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010г. № 377-п, именно министерство наделено полномочиями по организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении. При этом из ч.1 ст. 6 Закона Красноярского края № 3-502 от 16.03.2017г. «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае» следует, что перевозка пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края осуществляются в межмуниципальном сообщении по маршрутам, пункты отправления и назначения которых расположены в пределах края. В связи с изложенным представитель просит оставить исковые требования без удовлетворения. (л.д. 58-59, 89-90)
Также представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании добавила, что до настоящего времени с Правительством Красноярского края решается вопрос о передачи вертолетных площадок в собственность Красноярского края. Требуемые прокурором сроки исполнения требований являются неисполнимыми, поскольку для того, чтобы назначить ответственное лицо, необходимо такому лицу пройти обучение, для разработки и утверждения паспортов площадок, необходимо провести их обследование, на что потребуется значительное время. Выполнить требования прокурора возможно в сроки не менее 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица министерства транспорта Красноярского края ФИО2 в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в сое отсутствие, из представленных суду возражений следует, что с иском она не согласна поскольку обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования г.Дудинка, не входит в компетенцию Красноярского края. Данная обязанность и не вытекает из норм Закона Красноярского края № 3-502 от 16.03.2017г. «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае». Между тем, п.1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности возлагает обязанность по обеспечению транспортной безопасности на субъектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, согласно п. 12.1 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, вертодромов, посадочных площадок гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта РФ. Учитывая, что собственником посадочных площадок, указанных в исковом заявлении, является администрации г.Дудинки, то и требуемые к наложению обязанности должны быть возложены на администрацию г.Дудинки. (л.д. 101-102, 126, 152, 153)
Представитель заинтересованного Федерального агентства воздушного транспорта в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, причины неявки не известны, отзыва на исковые требования суду не представил. (л.д. 152, 154)
На основании ст. 150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего административного дела при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее-Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Положениями ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложено на субъекты транспортной инфраструктуры.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).
В соответствии со ст. 1 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе посадочные площадки.
В силу ст. 6 указанного Закона объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Приказом Минтранса России от 28.08.2020 N 331 определено, что посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, относятся к объектам транспортной инфраструктуры не подлежащим категорированию.
Как установлено в судебном заседании и следует из выписок из реестра объектов муниципальной собственности, муниципальное образование «город Дудинка» является собственником следующих сооружений: вертолетная площадка в пос. Хантайское озеро Таймырского Долгано-Ненецкого района (кадастровый №) – с 25.12.2007 года (л.д. 15), вертолетная площадка в пос. Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района (кадастровый №) – с 01.01.2006 года (л.д. 16), вертолетная площадка в пос. Волочанка Таймырского Долгано-Ненецкого района (кадастровый №) – с 25.12.2007 года (л.д. 17), вертолетная площадка в пос. Потапово Таймырского Долгано-Ненецкого района (кадастровый №) – с 25.12.2007 года (л.д. 18). Данный факт сторонами не оспаривается.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности и ст.ст. 50, 51 Устава МО «город Дудинка», администрация г. Дудинка является субъектом транспортной инфраструктуры.
Пунктом 1.1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности на субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, возложена обязанность по разработке и утверждению соответственно паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 1.5 названной статьи началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
В силу п. 1.3 названной статьи обязанность по разработке и утверждению паспортов подлежит выполнению в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
Постановлением Правительства РФ № 2090 от 29.11.2021 года утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию (далее- Требования № 2090)
В силу п.3 Требований № 2090 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в числе прочего, обязаны:
а) представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 6 Федерального закона;
б) провести обследование объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на нем мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом положений настоящего документа;
в) в соответствии с положениями частей 1.1, 1.3 и 1.4 статьи 9 Федерального закона разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, типовая форма которого приведена в приложении (далее - паспорт);
г) разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту;
и) назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
к) назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности объекта (группы объектов) транспортной инфраструктуры.
Сведений о том, что данные обязанности выполнены в материалы дела не представлены, в связи с чем требования Норильского транспортного прокурора являются обоснованными.
Доводы административного ответчика администрации г.Дудинка о том, что исполнение обязанностей, установленных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судом приняты быть не могут по следующим основаниям.
Из содержания п.п. 12.1 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", следует обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по содержанию, развитию и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, вертодромов, посадочных площадок гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в силу вышеприведенных норм Закона о транспортной безопасности обязанность по исполнению Требований возложена на субъекта транспортной инфраструктуры, каковым является собственник объекта.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. (ст. 2 Закона о транспортной безопасности)
В связи с чем, с учетом повышенной важности рассматриваемых правоотношений, достижение указанных целей не может быть поставлено в зависимость от наличия не разрешенных разногласий между органами государственной власти и органами местного самоуправления о принадлежности объектов транспортной инфраструктуры.
Относительно сроков исполнения вышеизложенных требований, суд полагает, что указанные в административном исковом заявлении Норильского транспортного прокурора сроки является обоснованными, соответствующими требованиям, изложенным в ч.1.3 ст. 9 Закона о транспортной безопасности. Кроме того, судом учтено, что требования транспортной безопасности установлены ранее постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 года № 1603, в настоящее время (с 30.11.2021 года) постановлением Правительства № 29.11.2021 года № 2090. Кроме того, ранее в адрес административного ответчика Норильским транспортным прокурором вносилось представление об устранении нарушений законодательства в данной части, однако до настоящего времени требования администрацией г.Дудинка не выполнены.
Поскольку факт необеспечения требования транспортной безопасности для посадочных площадок административным ответчиком администрацией г.Дудинки не оспаривается, посадочные площадки в настоящее время эксплуатируются по назначению, предъявленный прокурором иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Дудинка о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений в области транспортной безопасности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Дудинки по непринятию мер, направленных обеспечение транспортной безопасности.
Возложить на администрацию г.Дудинки следующие обязанности в отношении объектов транспортной инфраструктуры – посадочных площадок: пос. Усть-Авам кадастровый (условный) №; пос. Волочанка кадастровый (условный) №; пос. Хантайское озеро кадастровый (условный) №; пос. Потапово кадастровый (условный) №:
- в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу направить в Федеральное агентство воздушного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объектах транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадках;
- в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу:
- назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадках;
- провести обследование и изучение реализуемых мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадок;
- разработать и утвердить в порядке и объеме, предусмотренным действующим законодательством, направить в Федеральное агентство воздушного транспорта паспорта (паспорт) обеспечения транспортной безопасности указанных посадочных площадок;
- разработать и утвердить организационно – распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту в отношении объектов транспортной инфраструктуры – указанных посадочных площадок.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья Н.А. Пигина
Мотивированное решение суда изготовлено 10 февраля 2022 года.