ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-512/2023 от 27.07.2023 Успенского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-512/2023

(УИД 23RS0056-01-2023-000852-29)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Успенское 27 июля 2023 г.

Успенский районный суд Краснодарского края в составе

судьи Цаюкова А.Е.,

при секретаре Григорян Ю.В.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Успенского района Кувикова В.Э.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования Успенский район Барышевского С.Д., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Успенского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Успенский район Краснодарского края о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор,

установил:

прокурор Успенского района Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО Успенский район Краснодарского края о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор. В обоснование заявленных требований указано следующее.

Прокуратурой Успенского района проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Успенский район выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что распоряжением исполняющего обязанности главы муниципального образования Успенский район от 11.10.2022 №396-р Вдовина Ю.Ю. назначена на высшую должность муниципальной службы, заместителем главы муниципального образования Успенский район по социальному комплексу.

Согласно должностной инструкции должность заместителя главы по социальному комплексу относится к высшей должности муниципальной службы

В ходе изучения материалов личного дела заместителя главы муниципального образования Успенский район Вдовиной Ю.Ю., а также данных ей в прокуратуре района объяснений установлено, что ею получен диплом о высшем образовании по программе бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция. Сведений об окончании Вдовиной Ю.Ю. программы магистратура в личном деле не имеется.

Документы, подтверждающие наличие у Вдовиной Ю.Ю. необходимого образования, отсутствуют

Вдовина Ю.Ю. занимает высшую должность муниципальной службы, заместителя главы района по социальному комплексу при отсутствии высшего профессионального образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, что не соответствует квалификационным требованиям, установленным законом для замещения данных должностей

По результатам проведенной проверки 28.10.2022 прокурором района в адрес главы МО Успенский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе.

29.11.2022 в прокуратуру района поступил ответ за подпись заместителя главы МО Успенский район, управляющего делами об отсутствии оснований для устранения выявленных нарушений, поскольку типовые квалификационные требования носят рекомендательный характер.

08.12.2022 прокуратурой района в адрес главы МО Успенский район направлено письмо с указанием на то, что сотрудники администрации, рассмотревшие представление, не обладают компетенцией, позволяющей принимать решения, способные устранить выявленные нарушения закона, поскольку в рассматриваемом случае стоит вопрос об увольнении должностного лица, не отвечающего квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством. Решение о назначении на должность заместителя главы администрации района, равно как и об увольнении, уполномочено принимать только высшее должностное лицо муниципального образования (либо лицо, его замещающее).

Вместе с тем, конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений администрацией района не принято.

Поскольку уровень профессионального образования Вдовиной Ю.Ю. не отвечают установленным законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, то необходимо возложить на администрацию МО Успенский района обязанность прекратить с Вдовиной Ю.Ю. трудовой договор.

Истец просит признать незаконным бездействие главы МО Успенский район, выразившееся в непринятии мер по прекращению трудового договора, заключенного между Администрацией МО Успенский район и Вдовиной Ю.Ю. о назначении ее на высшую должность муниципальной службы заместителя главы района по социальному комплексу. Обязать администрацию МО Успенский район расторгнуть трудовой договор с Вдовиной Ю.Ю. в силу статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации.

Представитель истца помощник прокурора Успенского района Кувиков В.Э. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации МО Успенский район Барышевский С.Д. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Как следует из представленного отзыва квалификационные требования носят рекомендательный характер и не являются обязательными для применения.

Третье лицо Вдовина Ю.Ю. в суд не явилась, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила отзыв в котором просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

14.04.2022 между администрацией МО Успенский район и Вдовиной Ю.Ю. был заключен трудовой договор №22, по которому она принята на должность главного специалиста администрации МО Успенский район, ведущая группа должностей.

Распоряжением администрации МО Успенский район №396-рл от 11.10.2022 Вдовина Ю.Ю. назначена в порядке перевода на высшую должность муниципальной службы - заместителем главы МО Успенский район по социальному комплексу.

11.10.2022 между администрацией МО Успенский район и Вдовиной Ю.Ю. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №22 от 14.04.2022, по которому внесены изменения в трудовой договор относительно занимаемой должности и оплаты труда. Должность - заместитель главы МО Успенский район по социальному комплексу, высшая группа должностей.

Как следует из должностной инструкции заместителя главы МО Успенский район по социальному комплексу, базовым квалификационным требованием является наличие высшего образования по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

Вдовина Ю.Ю. имеет диплом бакалавра по направлению юриспруденция. Диплом выдан 09.07.2018.

Как следует из приказа от 27.09.2022 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Вдовина Ю.Ю. зачислена с 01.10.2022 на 1 курс заочной формы обучения Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, для обучения по образовательной программе магистратуры, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление».

28.10.2022 прокурором Успенского района в адрес главы администрации МО Успенский район вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации по факту назначения Вдовиной Ю.Ю. на высшую муниципальную должность при отсутствии необходимого образования.

Как следует из ответа администрации МО Успенский район от 29.11.2022 квалификационные требования являются типовыми и носят рекомендательный характер.

Согласно объяснения Вдовиной Ю.Ю. от 28.10.2022 она имеет стаж муниципальной службы с 01.12.2020. образование высшее по направлению юриспруденция. В настоящий момент обучается в магистратуре по направлению государственное и муниципальное управление.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в числе основных принципов муниципальной службы указаны профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу частей 1,2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Согласно указанного справочника минимальный уровень профессионального образования при замещении высших и главных должностей муниципальной службы - высшее образование - специалитет, магистратура.

В соответствии с частями 1,2 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 N 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Краснодарского края в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 03.05.2012 N2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: 1) по высшим и главным должностям муниципальной службы - высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, необходимому для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определены в части 1 настоящей статьи в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В судебном заседании установлено, что наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры для замещения должности заместителя главы МО Успенский район по социальному комплексу является обязательным.

К позиции представителя ответчика, что квалификационные требования являются типовыми, носят для муниципального образования рекомендательный характер, а потому не являются обязательными для применения, суд относится критически. По мнению суда, такая позиция противоречит нормам закона.

Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку на должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

На основании изложенного, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия ответчика по прекращению дополнительного соглашения к трудовому договору и возложении обязанности прекратить действие дополнительного соглашения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Успенского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Успенский район Краснодарского края о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по прекращению дополнительного соглашения от 11 октября 2022 г. к трудовому договору №22 от 14 апреля 2022 г., заключенному между Администрацией муниципального образования Успенский район и Вдовиной Юлией Юрьевной о переводе ее на высшую должность муниципальной службы заместителя главы муниципального образования Успенский район по социальному комплексу.

Обязать Администрацию муниципального образования Успенский район прекратить дополнительное соглашение от 11 октября 2022 г. к трудовому договору №22 от 14 апреля 2022 г., заключенному между Администрацией муниципального образования Успенский район и Вдовиной Юлией Юрьевной, в силу статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 Трудовым кодексом Российской Федерации), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, при отсутствии соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Мотивированное решение составлено 03 августа 2023 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Успенский районный суд.

Судья Успенского

районного суда А.Е. Цаюков