Кировский районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-513/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2012 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Добробабиной Ю.В.,
с участием представителя ответчика ФИО1, действующего по доверенности от 05.12.2011 года сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО5 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации за задержку выплат при увольнении, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченных сумм выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства в размере 58836,05 руб., компенсации за задержку выплат при увольнении в размере 1351,44 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.. В обоснование указала, что с 01.07.2010г. по 06.06.2011г. работала в должности инспектора-ревизора 4 отдела Межрегиональной финансовой инспекции (по Дальневосточному военному округу), откуда уволена в связи с ликвидацией организации. При расчете среднего заработка в мае 2011г. в расчет сумм не были включены денежные выплаты, произведенные в соответствии с приказом МРИ РФ 2010г. №1010, а именно, премия по приказу №146 от 19.11.2010г. в размере 90000 руб., по приказу №163 от 21.12.2010г. в размере 120000 руб. При увольнении, денежные средства перечислялись на банковскую карту общими суммами, о составных частях заработной платы и причитающихся выплатах ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» не извещало, расчетный лист при увольнении не выдавался. 13.10.2011г. от коллег узнала о данном факте, в связи с чем, обратилось к руководителю ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» с просьбой произвести перерасчет выплаченных сумм, на что получила отказ. Поскольку премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка, выплаты по приказу Министра обороны РФ носят регулярный характер, просит взыскать доплату выходного пособия в размере 19008,57 руб., а также доплату среднемесячной заработной платы на период трудоустройства за 2 месяц- 19913,74 руб., за 3 месяц- 19913,74 руб. Кроме того, просит взыскать компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении в размере 1351,44 руб. Действиями должностных лиц ответчика по несвоевременной выплате причитающихся сумм, истцу был причинен моральный вред, который она оценивает в сумме 1000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец от исковых требований о взыскании доплаты среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за 2-й и 3-й месяцы, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено. А также уточнила требования - просит взыскать сумму доплаты выходного пособия 30 000,18 рублей, сумму денежной компенсации за задержку выплат 5 824,73 рубля.
От ответчика поступили возражения на иск в которых указано, что с исковыми требованиями не согласны, просят отказать в их удовлетворении. Приказом Министра обороны РФ 2008г. № 555, принятым во исполнение постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти…», определены составляющие заработной платы и их размер, а также утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ. Вышеуказанным приказом определено, что премиальные выплаты, входящие в систему оплаты труда организации должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. В связи с чем, в систему оплаты труда работников Межрегиональной финансовой инспекции (по ДВО) выплаты на доп.материальное стимулирование (премии), предусмотренные приказом МО РФ №1010, не могли входить и не входят в силу положений приказа МО РФ 2008г. №555. Кроме того, в коллективный договор (положение о премировании) бюджетного учреждения могут быть включены только те выплаты стимулирующего характера, выплата которых будет осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда. Приказом №1010 от 26.07.2010г. утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, в соответствии с п.2 которого расходы на доп.материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС в пределах лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии определяется ФЭО, после осуществления всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданского персонала. Истребование дополнительных средств на выплату сверх утвержденных лимитов бюджетных средств на эти цели не допускается. Следовательно, выплаты на доп.материальное стимулирование (премии), определенные приказом №1010 не являются строго фиксированными по сроку их выплаты, т.к. их выплата производится только при наличии экономии бюджетных средств и не могут учитываться и соответственно в состав годового фонда оплаты труда организации не включаются. Истец обратился в суд с иском 7 ноября 2011г., уволен 6 июня 2011г. Окончательный расчет произведен 3 июня 2011г., денежные средства были перечислены в банк ВТБ 24 для зачисления на банковскую карту истца. Таким образом, в начале июня 2011г. истец должен был знать о нарушении своего права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Указания истца на факт того, что о нарушении права (не включении в расчет среднего заработка сумм выплаченных премий по приказу МО РФ №1010) ей стало известно только 13.10.2011г., являются надуманными и голословными. В силу должностных обязанностей, включающих проверку порядка и законности начисления заработной платы, не проверить сумму начисленной заработной платы по увольнению и не увидеть недоплату выходного пособия на 19000 рублей и ежемесячно не видеть недоплату среднемесячного заработка на период трудоустройства на сумму более 19000 рублей, невозможно. Все расчетные листки по выплатам в мае-июне 2011г. по увольнению, были получены. С учетом изложенного и в соответствии с требованиями ст.392 ТК РФ требование истца не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока. Представленный истцом расчет недоплаты выходного пособия, среднего заработка составлены неправильно и не соответствуют требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №922 от 24.12.2007г. Учреждением не допущено нарушений в отношении истца при исчислении указанных сумм, требования о взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты денежных сумму при увольнении, компенсации морального вреда, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Истцом и его представителем ошибочно понимаются положения постановления Правительства РФ №922, порядок формирования фонда оплаты труда. Приказ МО РФ № 555 не противоречит Трудовому законодательству. Доводы ответчика основываются на полномочиях Министра обороны по формированию фонда оплаты труда и распределения денежных средств в части премирования, для отдельных категорий.
В судебном заседании установлено, что наименование ответчика - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».
В судебное заседание истец не явилась, просит рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика иск не признал на основании доводов изложенных в возражениях.
На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО2 (до заключения брака ФИО3) Е.В. работала в должности инспектора-ревизора 4 отдела в Межрегиональной финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю с 01.07.2010 года по 06.06.2011 года, уволена по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, свидетельством о заключении брака.
Согласно пункту 3.3 трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, по решению работодателя в случае добросовестного исполнения работником должностных обязанностей и отсутствия взысканий за нарушение трудовой дисциплины работнику устанавливаются премии, надбавки и другие выплаты поощрительного и стимулирующего характера, за счет средств экономии фонда оплаты труда, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также Коллективным договором.
На основании приказа Минобороны России № 1010 от 26.07.2010 г. приказано выплатить истцу премию в размере 90000 руб. (выписка из приказа начальник финансовой инспекции Минобороны Российской Федерации № 146 от 19.11.2010 года).
На основании приказа Минобороны России № 1010 от 26.07.2010 г. приказано выплатить истцу премию за 4 квартал 2010 года в размере 120000 руб. (выписка из приказа начальник финансовой инспекции Минобороны Российской Федерации № 163 от 21.12.2010 года).
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Указанным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Расходы на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала осуществляются за счет экономии бюджетных средств на оплату их труда. К дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует, что обязанность доказывания при разрешении трудовых споров лежит на работодателе.
Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).
В силу ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Правовой нормой ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
На основании ст. 139 Трудового кодекса Российской для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, установлено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9). Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (п.4).
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании недополученного выходного пособия, вследствие не включения ответчиком в расчет среднего заработка премий в размере 210 000 руб.. Доводы представителя ответчика о том, что не подлежит включению в средний заработок выплаченная премия, поскольку является выплатами дополнительного материального стимулирования и не входит в систему оплаты труда, суд находит необоснованными, с учетом вышеприведенных правовых норм.
Вместе с тем, расчет недополученного выходного пособия будет следующий.
Сумма начисленного, но не включенного заработка за расчетный период с 01.07.2010 года по 31.05.2011 года составляет 210 000 руб..
Количество фактически отработанных рабочих дней за этот период составляет 147 дней, согласно представленной ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» справки, за подписью руководителя организации и заместителя главного бухгалтера, не доверять которой у суда не имеется оснований.
Средний дневной заработок равен 1428,57 руб. (210 000 руб. : 147 раб. дн.).
Выходное пособие равно количеству рабочих дней в первом месяце после увольнения (со дня, следующего за днем увольнения), умноженному на средний дневной заработок. В первом месяце после увольнения (с 07.06.2011 г. по 06.07.2011 г.) - 21 рабочий день.
Размер недоплаченного выходного пособия равен 29 999,97 руб. (1428,57 руб. х 21 дн.)
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченное выходное денежная в размере 29 999,97 руб..
Заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с данным иском, суд находит необоснованным учитывая, что не представлены достаточные и достоверные сведения, подтверждающие выдачу истцу расчетных листков (расчета) при увольнении, с указанием всех составляющих выплаченных сумм. Утверждения, что истец являлась инспектором-ревизором, что предусматривало проведение ревизий и проверок финансово-экономической деятельности, в том числе порядок и законность начисления заработной платы, в связи с чем, не мог не проверить сумму начисленной заработной платы по увольнению, ничем не подтверждены, должностных обязанностей, указывающих на это, суду не представлено.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Поскольку ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» нарушен установленный Трудовым кодексом Российской Федерации срок выплаты выходного пособия в полном объеме своевременно, правовыми нормами предусмотрена возможность взыскания процентов на сумму этих средств, задолженность ответчиком перед истцом на настоящий момент не погашена, суд находит исковые требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты выходного пособия подлежащими удовлетворению ежемесячно от срока наступления обязанности по выплате.
При этом расчет процентов, составленный истцом на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованным, поскольку к спорным трудовым правоотношениям в связи с задержкой выдачи сумм входящих в оплату труда и других компенсаций работнику, подлежит применению ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с установленным фактом нарушения ее трудовых прав работодателем, с учетом установленных обстоятельств по делу, доводов сторон, а также требований разумности и справедливости, в пользу истца по ее просьбе, суд находит возможным взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб..
Согласно требований ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 руб., в остальной части государственная пошлина не подлежит взысканию в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 ФИО6 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации за задержку выплат при увольнении, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Восстановить ФИО2 ФИО7 срок на обращение в суд с данным иском.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО2 недоплаченное выходное пособие в размере 29 999,97 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., уплаченную государственную пошлину в размере 200 руб., а всего 31 199,97 руб..
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО2 ФИО8 проценты за нарушение срока выплаты сумм, положенных при увольнении, в размере одной трехсотой действующей на момент выплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы 29 999,97 руб. за каждый день задержки, начиная с 07.06.2011 года на день фактического расчета включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 02.04.2012 года.
Судья: /Якимова Л. В./
Решение не вступило в законную силу.
Дело № 2-513/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 марта 2012 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Добробабиной Ю.В.,
с участием представителя ответчика ФИО1, действующего по доверенности от 05.12.2011 года сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО9 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации за задержку выплат при увольнении, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченных сумм выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства в размере 58836,05 руб. - доплату выходного пособия в размере 19008,57 руб., доплату среднемесячной заработной платы на период трудоустройства за 2 месяц- 19913,74 руб., за 3 месяц- 19913,74 руб.; компенсацию за задержку выплат при увольнении в размере 1351,44 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 рублей...
В ходе судебного разбирательства истец отказалась от исковых требований о взыскании доплаты среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за 2-й и 3-й месяцы.
В соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае отказа заявителя от требования и признания данного отказа судом.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд принимает отказ от иска в части, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку истец отказался от требований, и данный отказ принят судом, суд полагает возможным производство по делу в части прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220-221, 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л
Производство по гражданскому делу ФИО2 ФИО10 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю» прекратить в части взыскания доплаты среднемесячной заработной платы на период трудоустройства за 2 месяц- 19913,74 руб., за 3 месяц- 19913,74 руб., в связи с отказом истца от иска.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья: Якимова Л.В.
Определение не вступило в законную силу.