ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5133/13 от 23.04.2013 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-5133/2013 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск 23 апреля 2013 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Г.С. Важенина,

при секретаре Г.М. Бегларян,

с участием представителя заявителя - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МЕДИАКОМ» к Администрации Губернатора Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «МЕДИАКОМ» (далее - ООО «МЕДИАКОМ») обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными решение Администрации Губернатора Челябинской области об отказе в предоставлении информации, обязав предоставить запрошенную информацию и взыскать судебные расходы.

Требования по заявлению мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ редакция газеты «Итоги74», учредителем которой является ООО «МЕДИАКОМ», обратилось в Администрацию Губернатора Челябинской области с редакционным запросом о предоставлении информации, а именно предоставлении возможности ознакомиться и снять фотокопии с оригинала медиа-плана на ДД.ММ.ГГГГ, в котором запланировано распространение информационных материалов о деятельности органов исполнительной власти Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ. В ответе на редакционный запрос Администрация Губернатора Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ отказала в предоставлении данной информации. Данный отказ, по мнению заявителя, является незаконным, противоречит требованиям ч. 1, 4, 5 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 6, п. 1, 3, 4 ст. 8, ч. 4 ст. 2 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст.ст. 39-40 ФЗ «О средствах массовой информации».

Представитель заявителя в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме, указав, что Администрация Губернатора Челябинской области нарушила трехдневный срок вручения уведомления об отказе в предоставлении информации, о наличии медиа-плана на ДД.ММ.ГГГГ у заинтересованного лица он узнал со слов работника Администрации Губернатора Челябинской области ФИО7, которая на заседании комиссии управления федеральной антимонопольной службы заявила о том, что все закупки в целях распространения информационных материалов ведутся на основе медиа-плана. Данного документа он никогда не видел, сведениями о том, что действующим законодательством обязанность ведения медиа-плана возложена на исполнительные органы государственной власти, он не располагает. Вместе с тем, на сайтах Администрации Губернатора Челябинской области имеется свободный доступ к информации о государственных контрактах, связанных с деятельностью средств массовой информации. Сведения из медиа-плана необходимы заявителю для подготовки материалов о расходах Администрации Губернатора Челябинской области на информационное обслуживание его деятельности.

Представитель Администрации Губернатора Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки не сообщил. В письменном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку содержание запроса редакции газеты «Итоги74» не позволяло установить запрашиваемую информацию о деятельности органов исполнительной власти Челябинской области. В Администрации Губернатора Челябинской области не имеется документа под названием «медиа-план на ДД.ММ.ГГГГ».

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, прослушав аудиозапись, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ООО «МЕДИАКОМ».

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Заявитель ссылается на то, что Администрации Губернатора Челябинской области, отказав в предоставлении информации (медиа-плана на ДД.ММ.ГГГГ), нарушила его право на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов и органом местного самоуправления, возможность такого отказа не предусмотрена законодательством.

Однако данные доводы суд считает несостоятельными по нижеследующим основаниям.

Действительно, согласно ч. 1, 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну), иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно п. 6 ст. 6, п. 1, 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.

Вместе с тем, ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от ДД.ММ.ГГГГ содержит ограничения, связанные с возможностью отказа в предоставлении информации.

Так, согласно п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 20 указанного закона, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет".

В заявлении и судебном заседании заявитель не сослался на норму права, обязывающую органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации формировать в своем производстве документ под названием «медиа-план». В связи с чем заинтересованным лицом по причине невозможности установления запрашиваемой информации был дан ответ разъясняющего характера (л.д. 9), который суд признает мотивированным.

Ссылка заявителя на мнение представителя Администрации Губернатора Челябинской области о ведении такого документа, при отсутствии признаков нормативности, не может порождать у данного исполнительного органа обязанности по его ведению, а у заявителя, соответственно, право требования предоставления такой информации. Возможность ведения сотрудниками органов государственных власти рабочих записей, планов, прогнозов, обобщений и т.д. законом не запрещено, а предъявление их гражданам и организациям не предусмотрено.

Более того, заявитель подтверждает возможность свободного получения информации о государственных контрактах, связанных с деятельностью средств массовой информации, на сайтах Администрации Губернатора Челябинской области.

При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконными действий Администрации Губернатора Челябинской области об отказе в предоставлении информации.

Доводы заявителя о том, что Администрацией Губернатора Челябинской области был нарушен срок отказа в предоставлении информации являются несостоятельными, поскольку ответ был дан заявителю в срок, предусмотренный ч. 6 ст. 18 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В силу положений ст. 2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также прав и интересов муниципальных образований. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По смыслу указанных положений закона условием применения судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства является наличие у лица тех прав, свобод или законных интересов, которые он просит защитить, а также факт их нарушения или оспаривания.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что на Администрацию Губернатора Челябинской области не возложено обязанности по ведению и предоставлению документа под названием «медиа-план на ДД.ММ.ГГГГ», заявитель не вправе требовать признания действий по отказу в его предоставлении незаконными, как и требовать обязать Администрацию Губернатора Челябинской области предоставить соответствующую информацию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 199, 254 ГПК РФ,

РЕШИЛ.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «МЕДИАКОМ» к Администрации Губернатора Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий п/п Г.С. Важенин

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Г.С. Важенин

Секретарь Г.М. Бегларян

Решение вступило в законную силу .

Судья Центрального

Районного суда г. Челябинска Г.С. Важенин

Секретарь