ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5133/16 от 02.11.2016 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2016 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Мироновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5133/16 по иску К.Г.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Самарской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он в период пребывания на территории Кыргызской Республики с дата по дата проходил службу в органах внутренних дел, а с дата по дата - военную службу во Внутренних войсках Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, которые впоследствии на основании Указа Президента Кыргызской Республики от дата№... были выведены из состава МВД КР в существующей организационно- штатной структуре с передачей функций, задач, соответствующих штатов, документации, зданий, сооружений, материально-технических средств и иного имущества Национальной гвардии Кыргызской Республики. Последняя должность, которую истец занимал по военной службе, - начальник управления воспитательной работы ВВ МВД КР. От этой должности истец был освобожден приказом ВрИО Командующего ВВ МВД КР от дата№.... Уволен в запас с действительной военной службы приказом Командующего Национальной гвардии Кыргызской Республики от дата№.... С дата исключен из списков личного состава и снят со всех видов довольствия и обеспечения. На момент увольнения в запас общий стаж истца на действительной военной службе составил 30 лет 02 месяца 14 дней. По прежнему месту жительства в Кыргызской Республике истцу была назначена пенсия за выслугу лет. В дата в порядке реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, истец прибыл на постоянное место жительство в г.Самару Российской Федерации, принят в гражданство Российской Федерации в дата. После переезда на постоянное место жительство в г. Самару Российской Федерации из Кыргызской Республики истец обратился в Военный комиссариат Самарской области с заявлением о продлении выплаты пенсии. Военным комиссариатом Самарской области пенсионное дело К.Г.В.№... было направлено в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения, непосредственно подчиненного Главному управлению Министерства внутренних дел (ГУ МВД) по Самарской области, однако возвращено ответчиком без исполнения. Военный комиссариат Самарской области повторно направил указанное пенсионное дело ответчику с приложением разъяснений Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области по вопросу ведомственной принадлежности пенсионного обеспечения истца. Ответчик вновь отказался принять пенсионное дело к исполнению и направил его обратно в Военный комиссариат Самарской области. Отказ в пенсионном обеспечении за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации был мотивирован отсутствием правовых оснований для соответствующих выплат. Ссылаясь на ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от дата, ответчик указал, что выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена. Просит суд признать право К.Г.В. на получение пенсии за выслугу лет. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области назначить и выплачивать К.Г.В. пенсию за выслугу лет за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании истец, его представитель Е.А.Ф., действующий на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения аналогичные иску, дополнив, что просят возобновить выплату пенсию по выслуге лет с дата.

Представители ответчика Ф.Г.Н., действующая на основании доверенности от дата, Р.Е.С., действующая на основании доверенности от дата, возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что оснований для назначения истцу пенсии по выслуге лет не имеется, поскольку Законом РФ № 4469-1 не указано право сотрудников иных государств, служивших в Национальной гвардии, на пенсионное обеспечение в РФ, а последним местом службы истца по ведомственной принадлежности было именно Национальная гвардия Кыргызской Республики.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, также предоставил суду возражения на исковое заявление, в которых указал, что правовых оснований для назначения пенсии по линии Министерства обороны РФ не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что дата полковник К.Г.В. принят военнослужащим во Внутренние войска МВД Кыргызской Республики, с ним заключен контракт о прохождении военной службы сроком на три года.

12.03.2014 года издан указ Президента Кыргызской Республики №56 «О Национальной гвардии Кыргызской Республики», которым на базе Национальной гвардии при Министерстве обороны Кыргызской Республики необходимо образовать Национальную гвардию Кыргызской Республики. Установить, что Национальная гвардия Кыргызской Республики является специальным воинским формированием в составе Вооруженных Сил Кыргызской Республики. Правительству Кыргызской Республики: вывести Национальную гвардию при Министерстве обороны Кыргызской Республики из состава Министерства обороны Кыргызской Республики в существующей организационно-штатной структуре с передачей соответствующей документации, зданий, сооружений, материально-технических средств и иного имущества Национальной. гвардии Кыргызской Республики; вывести Внутренние войска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики из состава Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в существующей организационно-штатной структуре с передачей функций, задач, соответствующих штатов, документации, зданий, сооружений, материально- технических средств и иного имущества Национальной гвардии Кыргызской Республики.

12.05.2014 года Правительством Кыргызской Республики издано постановление «О Национальной гвардии Кыргызской Республики», которым Министерству обороны Кыргызской Республики постановлено передать Национальной гвардии Кыргызской Республики функции, соответствующие штаты, документацию, здания, сооружения, материально-технические средства и иное имущество Национальной гвардии при Министерстве обороны Кыргызской Республики. Национальная гвардия Кыргызской Республики является правопреемником Национальной гвардии при Министерстве обороны Кыргызской Республики и Внутренних войск Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

Приказом №... от дата Командующего Национальной гвардией Кыргызской Республики полковник К.Г.В. освобожден от прежней занимаемой должности и введен в распоряжение Командующего Национальной гвардии Кыргызской Республики.

Приказом №... от дата Командующего Национальной гвардией Кыргызской Республики начальник управления воспитательной работы Внутренних Войск Министерства внутренних дел Кыргызской Республики полковник К.Г.В. исключен из списков личного состава, снят со всех видов довольствия и обеспечения, полагается сдавшим дела и должность, направлен на воинский учет в Аламудунский районный военный комиссариат Чуйской области Кыргызский Республики.

Согласно выписке начальника Пенсионного отдела Министерства обороны Кыргызской Республики от датаК.Г.В. назначена пенсия за выслугу 30 лет в размере *** сом сроком выплаты с дата.

дата Пенсионным управлением Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики в адрес начальника Военного комиссариата Самарской области направлено пенсионное-личное дело полковника запаса К.Г.В. для дальнейшего учета и хранения. Пенсия ему назначена с дата по дата, пенсия прекращена с дата в связи с выездом на постоянное местожительство в РФ.

дата Центром финансового обеспечения Отдела пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области в адрес Военного комиссариата Самарской области направлено личное дело.

В разъяснениях Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области от дата указано, что полковник К.Г.В. права на пенсию по линии Министерства обороны РФ не имеет.

дата Военным комиссариатом Самарской области в адрес ГУ МВД по Самарской области начальнику отдела пенсионного обслуживания направлено письмо, в котором указано, что полковник К.Г.В. права на пенсию по линии Министерства обороны РФ не имеет. Просит рассмотреть право К.Г.В. на пенсию по линии Министерства внутренних дел РФ с приложением его пенсионного дела.

Письмом от дата Центр финансового обеспечения Отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области возвратил начальнику центра социального обеспечения военного комиссариата Самарской области личное дело К.Г.В., дата г.р., поступившее в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Самарской области. Сообщено, что пенсионное обеспечение пенсионеров из числа военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу в других государствах-участниках СНГ и переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, а также Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Поскольку в Законе не поименованы лица, проходившие службу в национальной гвардии других государств, и договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении названных лиц не заключались, правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших военнослужащих иных органов и учреждений, в том числе и уволенных из Национальной гвардии Кыргызской Республики, не имеется. Выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена.

В силу ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 1 «Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств» (Заключенное в г. Ташкенте 15.05.1992) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств. Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В силу ст.4 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В соответствии с п.67 Указа Президента РФ от 01.03.2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» последнее осуществляет пенсионное обеспечение граждан – бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Обстоятельства, что датаК.Г.В. зарегистрирован Управлением Федеральной миграционной службы по Самарской области как участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, постоянно проживает на территории РФ, является гражданином России, а также имеет выслугу лет для назначения пенсии, в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

Из материалов дела следует, что К.Г.В. являлся военнослужащим Внутренних войск МВД Кыргызской Республики, зачислен в распоряжение Национальной гвардии Кыргызской Республики в связи с образованием данного специального воинского формирования в составе Вооруженных Сил Кыргызской Республики, служебный контракт на прохождение службы в Национальной гвардии Кыргызской Республики истец не заключал, находился в распоряжении Национальной гвардии Кыргызской Республики на время сдачи дел, уволен был с должности, занимаемой во Внутренних войсках МВД Кыргызской Республики.

Таким образом, суд приходит к мнению, что в силу вышеназванных норм закона и установленных по делу обстоятельств, К.Г.В. имеет право на пенсионное обеспечение, которое осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что истец был уволен из Национальной гвардии Кыргызской Республики, служба на пенсионное обеспечение в которой не предусмотрена законодательством РФ, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку, как указано выше, в ст.11 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется в зависимости от последнего места службы в соответствии с ведомственной принадлежностью, последним местом службы истца являлась служба во Внутренних войск МВД Кыргызской Республики.

Поскольку истцу необоснованно было отказано в возобновлении пенсионных выплат, суд полагает, что истцом правомерно заявлено требование о выплате пенсии с дата.

На основании изложенного руководствуясь, ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования К.Г.В. удовлетворить.

Признать право К.Г.В. на получение пенсии за выслугу лет.

Обязать Главное управлению Министерства внутренних дел РФ по Самарской области назначить и выплачивать К.Г.В. пенсию за выслугу лет с дата.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2016 года.

Судья И.Н. Доценко

Копия верна

Судья

Секретарь