Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан, РХ 28 августа 2013 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.Г.,
при секретаре Астанаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО об обязании выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО (далее по тексту ООО) об обязании выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, в ходе которой было установлено, что ООО в нарушение требований федерального и регионального законодательства, не выделены рабочие места для приема на работу инвалидов с соответствии с установленной Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРХ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в <адрес>», квотой в размере 2% от среднесписочной численности работников организации. При этом, обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для инвалидов предусмотрена п.1 ч.2 ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Просит обязать ООО выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Пермякова М.В., поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, дополнительно указав, что на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников ООО составляет 175 человек. Между тем, в нарушение действующего законодательства рабочие места для приема на работу инвалидов не выделены. Просит обязать ООО выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Представитель ответчика ООО в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещались о месте и времени слушания дела по всем известным адресам, корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой «по истечении срока хранения».
Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тесту ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения города <адрес>» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, ходатайств, заявлений об отложении суду не представлено.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО является действующим юридическим лицом.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов" (далее по тексту ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Статьей 21 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона <адрес> от 01.07.2011 N 61-ЗРХ (от 09.07.2012 N 62-ЗРХ) "О квотировании рабочих мест для инвалидов в <адрес>" установлено, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, расположенным на территории Республики Хакасия, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты для приема на работу инвалидов составляет 2 процента от среднесписочной численности работников организации ( п.2 ст.2).
При этом в силу ч. 2 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно штатного расписания ООО на ДД.ММ.ГГГГ количество штатных единиц организации составляет 175 человек.
ДД.ММ.ГГГГООО направило ответ в Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» на обращение о квотировании рабочих мест для инвалидов в <адрес>, согласно которого проинформировало о не возможности выделения квоты для инвалидов, в связи со специфическими условиями труда. Аналогичное сообщение от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии возможности предоставления рабочих мест инвалидам было направлено в прокуратуру <адрес>.
Действующим законодательством от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст. 4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ЗРХ (от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ЗРХ) "О квотировании рабочих мест для инвалидов в <адрес>"). При этом, возможность освобождения от квотирования рабочих мест для инвалидов или снижения установленной законом субъекта Российской Федерации квоты для организаций, деятельность которых связана со специфическими условиями труда, указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и обязании ООО выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание характер и объем необходимых работ для исполнения решения суда, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для устранения нарушений законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ООО выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников общества, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд.
Председательствующий Гаврилова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ ____________ Гаврилова Е.Г.