ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5133/2021 от 15.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,

при секретаре Вахтиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ковалевой Алены Талатовны к Департаменту социальной защиты <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Ковалева А.Т. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с указанным иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, ссылаясь на то, что на основании приказа департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, по категории: лица из числа детей, оставшиеся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ, однако жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено.

Просит суд обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты <адрес>.

Взыскать с Департамента социальной защиты <адрес> судебную неустойку в размере 10 000 руб. в день на случай неисполнения решения суда, с даты вынесения решения суда, до даты фактического исполнения решения суда.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> судебную неустойку в размере 10 000 руб. в день на случай неисполнения решения суда, с даты вынесения решения суда, до даты фактического исполнения решения суда.

Истец Ковалева А.Т. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила представителя по доверенности.

Представитель истца по доверенности Ныныч А.С. в судебном заседании заявленные в иске требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Департамента социальной защиты <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил письменные возражения на исковое заявление.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав явившихся, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Ковалева А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, которое относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно приказу руководителя Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД Ковалева А.Т. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, по категории: лица из числа детей, оставшиеся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось стороной ответчиков, до настоящего времени истец не имеет закрепленной за ним жилой площади.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости в отношении Ковалевой А.Т.

Согласно ответу на судебный запрос, поступившего из управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес>, Ковалева А.Т. право приватизации муниципальных жилых помещений на территории городского округа <адрес> не использовала.

Жилое помещение истцу по договору найма истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 п. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до настоящего времени не предоставлено.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).

Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О специализированном жилищном фонде <адрес>", пунктом 4 ст. 21.1 которого определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным правительством <адрес>.

В соответствии с Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ таким уполномоченным органом является департамент социальной защиты <адрес>.

Приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года /ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, который устанавливает порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, подачу заявления с необходимыми документами и включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, формирование и утверждение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с Положением о имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденным Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данный орган государственной власти осуществляет функции по управлению жилищным фондом социального использования (п. 3.2.3), а также наделен полномочиями заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п. 4.11).

Согласно п. 5.1-5.3 Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, утв. Приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОД, решение о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений конкретному получателю жилья оформляется приказом Департамента, копия которого в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> для заключения договора найма специализированного жилого помещения; получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> заключают с департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что установление законодательством субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает закрепление правил по формированию списка, а формирование субъектом Российской Федерации такого списка означает установление уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередности внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения названной категории граждан.

Предусмотренный законодательством субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Таким образом, возникновение обязанности уполномоченных органов по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связано с достижением ими 18-летнего возраста, а не с наступлением очередности по списку.

Применение очередности при предоставлении жилья указанной категории граждан нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.

Учитывая изложенное, доводы ответчика Департамента социальной защиты <адрес> об очередности предоставления жилого помещения лицам данной категории не могут быть приняты во внимание, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, так как законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истец, будучи отнесённым к категории – лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений, жилья, пригодного для проживания не имеет, суд приходит к выводу, что исковые требования Ковалевой А.Т. в части обязании заключить договор найма жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение подлежат удовлетворению.

Что касается требований о взыскании судебной неустойки, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.308.3 ГКРФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).

В пункте 31 Постановления указывается, что суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Уплата неустойки не освобождает от исполнения судебного решения и не освобождает от ответственности за неисполнение обязательства. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства.

Согласно п. 33 Постановления , факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем.

По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 постановления Пленума N 7, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.

Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.

В случае подачи истцом заявления о взыскании судебной неустойки через какое-то время после вынесения решения об исполнении обязательства в натуре взыскание судебной неустойки за период, предшествующий моменту рассмотрения судом вопроса о ее взыскании, не допустимо, поскольку ретроспективное взыскание судебной неустойки не соответствует той цели, на которую она в первую очередь направлена - стимулирование должника к совершению определенных действий или воздержанию от них. Целью судебной неустойки не является восстановление имущественного положения истца в связи с неисполнением судебного акта об исполнении обязательства в натуре (абзац 2 пункта 28 постановления Пленума N 7).

Судебная неустойка не может быть взыскана за неисполнение судебного акта до момента ее присуждения.

Таким образом, на основании приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании неустойки с Департамента социальной защиты <адрес> на случай неисполнения судебного акта о принятии решения о предоставлении жилого помещения в размере 50 руб. в день, начиная с даты вступления решения суда в законную силу и по день фактического исполнения решения суда,, полагая при этом, с учетом принципа разумности снизить заявленный в иске размер неустойки с 10 000 руб. в день до 50 руб. в день.

С Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> подлежит взысканию судебная неустойка на случай неисполнения судебного акта в размере 50 руб. в день, начиная со дня принятия Департаментом социальной защиты <адрес> решения о предоставлении Ковалевой Алене Талатовне благоустроенного жилого помещения и до даты исполнения решения суда Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> об обязании заключить договор найма жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении Ковалевой Алене Талатовне благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с Ковалевой Аленой Талатовной договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты <адрес>.

Взыскать с Департамента социальной защиты <адрес> в пользу Ковалевой Алены Талатовны судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта о принятии решения о предоставлении жилого помещения в размере 50 руб. в день, начиная с даты вступления решения суда в законную силу и по день фактического исполнения решения суда.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в пользу Ковалевой Алены Талатовны судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта в размере 50 руб. в день, начиная со дня принятия Департаментом социальной защиты <адрес> решения о предоставлении Ковалевой Алене Талатовне благоустроенного жилого помещения и до даты исполнения решения суда Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> об обязании заключить договор найма жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Лисицкая

Решение в окончательной форме

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

1версия для печатиДело № 2-5133/2021 ~ М-4421/2021 (Решение)