ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5136/13 от 28.11.2013 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-5136/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи      28 ноября 2013 года   

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

при секретаре судебного заседания Бирюковой С.В.,

с участием помощника Сочинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Прохорова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала о признании незаконным бездействия выразившиеся в неисполнении требований п. 8.1.2 Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, а так же п. 515.2 и п. 5.15.4 Требований при оборудовании контрольно-пропускного пункта морского терминала «Лазаревское» порта Сочи и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

    Сочинский транспортный прокурор действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала о признании незаконным бездействия выразившиеся в неисполнении требований п. 8.1.2 Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, а так же п. 515.2 и п. 5.15.4 Требований при оборудовании контрольно-пропускного пункта морского терминала «Лазаревское» порта Сочи и обязании устранить допущенные нарушения. В котором просил суд признать незаконным бездействие ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала, выразившееся в неисполнении требований п. 8.1.2 Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, а также п. 5.15.2 и п. 5.15.4 Требований при оборудовании контрольно - пропускного пункта морского терминала «Лазаревское» порта Сочи. Обязать ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала:

а)    Оборудовать на период эксплуатации контрольно - пропускной пункт морского терминала «Лазаревское» порта Сочи арочным металлодетектором;

б)    Укомплектовать контрольно - пропускной пункт морского терминала «Лазаревское» порта Сочи следующими документами:

- выпиской из инструкции «Порядок выявления и распознавания на контрольно - пропускных пунктах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- инструкцией по технике безопасности;

- образцами всех видов пропусков и подписей должностных лиц, которым дано право их подписывать;

- выпиской из инструкции «Порядок реагирования на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры»;

- списком служебных телефонов объекта транспортной инфраструктуры, руководства подразделений транспортной безопасности, других органов, с кем осуществляется взаимодействие.

в)    Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на морском терминале «Лазаревское» порта Сочи, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, а также совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

В обоснование исковых требований Сочинский транспортный прокурор указал на то, что Сочинской транспортной прокуратурой в соответствии с информацией прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности на морском терминале «Лазаревское» порта Сочи.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Проведенной проверкой установлено, что оценка уязвимости морского терминала «Лазаревское» порта Сочи утверждена Федеральным агентством морского и речного транспорта 24.01.2013. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры утвержден тем же государственным органом 29.03.2013. В соответствии с указанным планом субъектом транспортной инфраструктуры является Сочинский филиал ФГУП «Росморпорт».

Несмотря на истечение срока реализации Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, предусмотренного п. 5.8 Требований, контрольно - пропускной пункт морского терминала «Лазаревское» порта Сочи на момент проверки не оборудован арочным металлодетектором, кроме того, на контрольно - пропускном пункте отсутствует следующая документация (п. 8.1.2 Плана): -выписка из инструкции «Порядок выявления и распознавания на контрольно - пропускных пунктах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; инструкция по технике безопасности; образцы всех видов пропусков и подписей должностных лиц, которым дано право их подписывать; выписка из инструкции «Порядок реагирования на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры»; список служебных телефонов объекта транспортной инфраструктуры, руководства подразделений транспортной безопасности, других органов, с кем осуществляется взаимодействие.

Кроме того, в нарушение, п. 5.15.2 и п. 5.15.4 Требований не выполнена обязанность информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на морском терминале «Лазаревское» порта Сочи, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, а также совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Факт неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности подтверждается полученными в ходе проверки материалами.

Данное заявление предъявлено прокурором в связи с тем, что непринятие мер субъектом транспортной инфраструктуры по обеспечению требований законодательства о транспортной безопасности снижает уровень защищенности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи от актов незаконного вмешательства, и, в случае противоправных посягательств, может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в который входят жители и гости города - курорта Сочи, определить который не представляется возможным.

В судебном заседании истец - помощник Сочинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Прохоров С.В. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика ФГУП «Росморпорт» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 03.04.2012 года, в судебном заседании исковые требования признала, и пояснила, что в настоящие время приняты все меры к устранению допущенных нарушений.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими материалами дела, Сочинской транспортной прокуратурой в соответствии с информацией прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности на морском терминале «Лазаревское» порта Сочи.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Согласно ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 41 (далее - Требования), субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Проведенной проверкой установлено, что оценка уязвимости морского терминала «Лазаревское» порта Сочи утверждена Федеральным агентством морского и речного транспорта 24.01.2013. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры утвержден тем же государственным органом 29.03.2013. В соответствии с указанным планом субъектом транспортной инфраструктуры является Сочинский филиал ФГУП «Росморпорт».

Несмотря на истечение срока реализации Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, предусмотренного п. 5.8 Требований, контрольно - пропускной пункт морского терминала «Лазаревское» порта Сочи на момент проверки не оборудован арочным металлодетектором, кроме того, на контрольно - пропускном пункте отсутствует следующая документация (п. 8.1.2 Плана):

- выписка из инструкции «Порядок выявления и распознавания на контрольно - пропускных пунктах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- инструкция по технике безопасности;

- образцы всех видов пропусков и подписей должностных лиц, которым дано право их подписывать;

- выписка из инструкции «Порядок реагирования на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры»;

- список служебных телефонов объекта транспортной инфраструктуры, руководства подразделений транспортной безопасности, других органов, с кем осуществляется взаимодействие.

Кроме того, в нарушение, п. 5.15.2 и п. 5.15.4 Требований не выполнена обязанность информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на морском терминале «Лазаревское» порта Сочи, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, а также совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Факт неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности подтверждается полученными в ходе проверки материалами.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное заявление предъявлено прокурором в связи с тем, что непринятие мер субъектом транспортной инфраструктуры по обеспечению требований законодательства о транспортной безопасности снижает уровень защищенности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи от актов незаконного вмешательства, и, в случае противоправных посягательств, может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в который входят жители и гости города - курорта Сочи, определить который не представляется возможным.

Статьями 2 и 20 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала о признании незаконным бездействия выразившиеся в неисполнении требований п. 8.1.2 Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, а так же п. 515.2 и п. 5.15.4 Требований при оборудовании контрольно-пропускного пункта морского терминала «Лазаревское» порта Сочи и обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала, выразившееся в неисполнении требований п. 8.1.2 Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала «Лазаревское» порта Сочи, а также п. 5.15.2 и п. 5.15.4 Требований при оборудовании контрольно - пропускного пункта морского терминала «Лазаревское» порта Сочи.

Обязать ФГУП «Росморпорт» в лице Сочинского филиала:

а)    Оборудовать на период эксплуатации контрольно - пропускной пункт морского терминала «Лазаревское» порта Сочи арочным металлодетектором;

б)    Укомплектовать контрольно - пропускной пункт морского терминала «Лазаревское» порта Сочи следующими документами:

- выпиской из инструкции «Порядок выявления и распознавания на контрольно - пропускных пунктах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- инструкцией по технике безопасности;

- образцами всех видов пропусков и подписей должностных лиц, которым дано право их подписывать;

- выпиской из инструкции «Порядок реагирования на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры»;

- списком служебных телефонов объекта транспортной инфраструктуры, руководства подразделений транспортной безопасности, других органов, с кем осуществляется взаимодействие.

в)    Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на морском терминале «Лазаревское» порта Сочи, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, а также совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья     Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда составлено и подписано судьёй 03.12.2013 года.

«Согласовано»