ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5137/2013 от 20.01.2014 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 2-94/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Т.Н. Настенко,

с участием истца Волковой С.И., Волкова ВГ,

при секретаре Загребельной НВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой С.И., Волкова В.Г. к ТСЖ «6 микрорайон дом 19» о признании действий председателя ТСЖ незаконными, возложении обязанности по списанию долга, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Волкова С.И., Волков ВГ обратились в суд с иском к ТСЖ «6 микрорайон дом 19» о признании действий председателя ТСЖ незаконными, возложении обязанности по списанию долга в сумме 13 439,83 руб., взыскании денежных средств в сумме 31714,09 руб. и компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., мотивируя тем, что 13.02.2006 г. создано ТСЖ «6 микрорайон дом 19». Волковы являются собственниками квартиры № в размере 1\2 доли каждый общей площадью 91 кв.м. 26.02.2007 г. между ними и ТСЖ заключен договор на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг. В соответствии с протоколом №1 от 30.01.2006 г. собственниками принято решение рассчитывать оплату за услуги ЖКХ по факту предоставления данных услуг, поскольку дом оборудован коллективными и индивидуальными приборами учета. Протоколом решения собственников №3 от 11.04.2006 г. утверждена заработная плата председателя ТСЖ в сумме 10000 руб., утвержден штат работников ТСЖ в количестве 8 человек и фонд оплаты их труда 50000 руб., утверждены расходы на текущий ремонт и хозяйственные нужды в сумме 30000 руб. Однако, председателем ТСЖ общая сумма расходов была увеличена с 90000 руб. до 104000 руб. Незаконность действий председателя ТСЖ была установлена решением суда, однако она продолжала неправильно производить начисление платы за жилищные услуги. Между тем, тариф был установлен собственниками и не изменялся общим собранием, поэтому применение тарифов, установленных органом местного самоуправления, является неправильным. В связи с неверным начислением платы за период с июля 2008 года по март 2010 года у истцов образовалась задолженность в сумме 13437 руб., которая ежемесячно предъявляется им к оплате в квитанциях. Истец считает, что председатель ТСЖ самостоятельно устанавливала рост тарифов, увеличив с января 2009 года тариф за жилищную услуг на 6,90 руб. за 1 кв.м. относительно 2008 года, с января 2011 года на 1,54 руб. за 1 кв.м. относительно 2009 года, которые должно утверждать собрание ТСЖ. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате услуг ЖКХ, истцам было отказано в предоставлении субсидии по оплате услуг ЖКХ и причинен моральный вред (л.д.3-5).

В судебном заседании истцы Волковы исковые требования поддержали в полном объеме и просили признать незаконными действия председателя ТСЖ по единоличному установлению тарифов на содержание, текущий и капитальный ремонт. Также просили обязать ответчика списать долг в сумме 13439,83 руб., начисленный за период с февраля 2008 года по октябрь 2010 года за содержание, текущий и капитальный ремонт, а также взыскать 31714,09 руб., оплаченные за период с ноября 2010 года по июнь 2013 года за содержание, текущий и капитальный ремонт, поскольку смета расходов и тарифы на указанные расходы в период с 2007 года по июль 2013 года ТСЖ не утверждались, в связи с чем, они должны оплачивать расходы на содержание, текущий и капитальный ремонт из расчета 90000 руб. в месяц, утвержденных собранием собственников в 2006 году. Считают, что председатель ТСЖ оплату налогов по НДФЛ производит за счет платы за содержание и ремонт.

Представитель ответчика председатель ТСЖ «6/19» Блахтина АА в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 88,90). Ранее участвуя в судебном заседании по иску возражала, пояснив, что при создании ТСЖ в 2006 году были утверждены расходы на текущий ремонт, хозяйственные нужды и оплату труда работников. В период с 2007 года по июнь 2013 года смета расходов не утверждалась, в связи с чем, плата за содержание, текущий и капитальный ремонт начислялась всем собственникам, в т.ч. и Волковым по фактическим расходам. При этом, полученный в результате распределения расходов так называемый тариф был ниже тарифов, утвержденных администрацией г. Ачинска в указанный период. Ежегодно, на собрании собственникам представлялся отчет об использовании средств, которые утверждали эти расходы, признавая их правомерно затраченными (л.д.31,91).

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 13.02.2006 года создано товарищество собственников жилья и нежилых помещений многоквартирного дома «6 микрорайон дом 19» (л.д. 65-74).

Волкова С.И. и ее супруг Волков В.Г. являются собственниками квартиры «...» дома «...» микр-она «...» в г. Ачинске по 1\2 доли каждый, общей площадью 91.0 кв.м., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.09.2005 года (л.д.9,10).

26.01.2007 года между Волковой С.И., Волковым В.Г. и ТСЖ «микрорайон 6 дом 19» заключен договор на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг (л.д. 99).

Согласно разделу 4 указанного договора, состав платы за технические, коммунальные и другие услуги, вносимой Потребителем, определяется в соответствии с действующими постановлениями Главы г. Ачинска, а также решением правления ТСЖ (п.4.1.). Размер платы за технические и коммунальные услуги, льготы, предоставляемые потребителю определяются в порядке, установленном Постановлением Главы города и решением правления ТСЖ с учетом площади жилого помещения, иных качественных и количественных характеристик жилого помещения и жилого дома, численности семьи потребителя, нормативов и качества предоставляемых технических и коммунальных услуг, объема их потребления (при наличии приборов учета) (п.4.2.).

Часть 2 ст. 154 ЖК устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Согласно п. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе  определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.

Согласно ст. 144, 145 ЖК РФ высшим органом управления товарищества является общее собрание членов ТСЖ, к компетенции которого относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об использовании таких смет; определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в т.ч. председателя правления товарищества.

В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Из представленных в дело сторонами решений общего собрания собственников многоквартирного дома следует, что согласно протоколу №3 общего собрания собственников помещений от 11.04.2006 года установлена заработная плата председателя правления в размере 10000 руб., утвержден штат работников в количестве 8 человек с фондом заработной платы 50000 руб., определена сумма на мелкий ремонт и хозяйственные нужды 30000 руб. в месяц (л.д.16). Иных решений по вопросу определения расходов на содержание общего имущества в доме не принималось, смета расходов на содержание общего имущества дома, ремонт и другие расходы и размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения не утверждались.

В 2007 году собрание собственников многоквартирного дома и членов ТСЖ не проводилось.

На общем собрании собственников помещений от 06.04.2008 г. (протокол № 5) был предоставлен отчет по поступившим и израсходованным денежным средствам, и принято решение считать расходы правомерно затраченными. Также принято решение об оставлении на 2008 год прежних расчетов по содержанию и текущему ремонту согласно приложению (л.д.33-36).

16.01.2009 г.(протокол без номера) Правление ТСЖ рассчитало и утвердило тарифы на 2009 год поскольку общее собрание собственников дома не состоялось, тариф на содержание общего имущества дома утвержден в сумме 13,09 руб. / кв.м., тариф на текущий ремонт общего имущества дома утвержден в сумме 6,17 руб. \ кв.м., тариф на капитальный ремонт утвержден в сумме 1,50 руб./ кв.м. (л.д.37-39).

27.03.2010 г. состоялось собрание собственников помещений многоквартирного дома ( протокол № 1), на котором присутствовала Волкова СИ и выступила с несогласием по оплате тарифов на содержание за 2008-2010 годы. Остальные собственники с ее доводами не согласились и поддержали правление ТСЖ, признав, что тарифы на содержание и текущий ремонт соответствуют постановлению Главы города Ачинска и рассчитаны правильно (л.д.41-43).

26.09.2010 г. (протокол без номера) Правление ТСЖ разработало виды работ и их стоимость по содержанию и ремонту общего имущества дома, утвердило тарифы на 2011 год Приложение №1, поскольку общее собрание собственников дома не состоялось, тариф на содержание общего имущества дома утвержден в сумме 13,48 руб. / кв.м., тариф на текущий ремонт общего имущества дома утвержден в сумме 7,07 руб. / кв.м., тариф на капитальный ремонт утвержден в сумме 1,75 руб./ кв.м. (л.д.48-49).

На заочном собрании от 26.03.2012 г. (протокол №10) принято решение о том, что тарифы на содержание и текущий ремонт не должны превышать тарифы, утвержденные Главой г. Ачинска (л.д.50).

На заочном собрании от 28.06.2013 г. (протокол без номера) утверждены тарифы с 01.07.2013 г. на содержание общего имущества 15 руб./ кв.м., на текущий ремонт 7,17 руб. / кв.м., на капитальный ремонт 1,75 руб./ кв.м. (л.д.51).

Таким образом, из анализа принятых собственниками помещений многоквартирного дома решений следует, что смета расходов, начиная с 2007 года и каждый следующий год, а также тарифы по оплате расходов за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома, ТСЖ не утверждались. Тем не менее, собственники помещений дома ежегодно утверждали расходы на указанные цели за прошедший год и признавали их обоснованными.

Возражая по иску, представитель ответчика Блахтина АА пояснила, что фактические затраты ТСЖ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, распределялись между собственниками помещений дома соразмерно их доли в праве общей долевой собственности. При этом, плата за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома, начислялась в размере меньшем, чем установлено администрацией г. Ачинска для домов аналогичного типа.

Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

ЖК РФ предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из установленного порядка ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 161, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 36 Правил № 491 от 13.08.2006 г. определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме (Решение Верховного Суда РФ от 26.11.2012 N АКПИ12-1337).
Из информации Администрации г. Ачинска от 05.12.2013 г. следует, что за период 2009-2013 гг. размер платы за содержание, текущий и капитальный ремонт ТСЖ 6\19, предъявляемой к оплате Волковым, являлся меньшим по сравнению с платой по городским тарифам, утвержденным администрацией города в порядке п. 4 ст. 158 ЖК РФ (л.д.81-82).

Таким образом, учитывая, что собрание ТСЖ не утверждало смету доходов и расходов в период с 2007 по июнь 2013 года, ответчик был вправе применять тарифы, утвержденные администрацией г. Ачинска на содержание, текущий и капитальный ремонт. Между тем, начисление платы за содержание, текущий и капитальный ремонт производилось ответчиком с учетом фактически понесенных расходов, пропорционально доли каждого собственника в праве общей долевой собственности, которая была ниже платы, рассчитанной по тарифам администрации города. В связи с этим, нарушений прав истцов при начислении им платы за содержание, текущий и капитальный ремонт суд не усматривает, поскольку платежи всех собственников должны обеспечивать возмещение всех расходов ТСЖ на указанные цели.

Кроме этого, из содержания протокола №3 общего собрания собственников помещений от 11.04.2006 года следует, что собственники утвердили только заработную плату председателя ТСЖ 10000 руб., штат работников с фондом заработной платы 50000 руб. и расходы на мелкий ремонт и хозяйственные нужды 30000 руб. в месяц, а всего 90000 руб. (л.д.16). Однако, указанные расходы не являются сметой, поскольку не содержат объемов работ и их стоимость, а также не являются перечнем работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома, рекомендуемый перечень которого содержится в Приложениях № 4,7,8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". В связи с этим, суд не может согласиться с доводами истцов о расчете платы за содержание, текущий и капитальный ремонт исходя из 90000 руб., поскольку указанная сумма была утверждена собственниками без учета конкретного объема и перечня работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту и призвана покрывать только вышеуказанные расходы.

В связи с этим, учитывая, что собственник обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома пропорционально доли в праве общей долевой собственности, плата за содержание, текущий и капитальный ремонт должна обеспечивать расходы на указанные цели,

Между тем, в судебном заседании нашли подтверждение доводы истцов о необоснованном возложении на них расходов по оплате налогов ТСЖ.

Так, из квитанций за период с августа по декабрь 2008 года следует, что Волковой СИ начислено к оплате 137,74 руб. ежемесячно налог из содержания и текущего ремонта общего имущества дома в сумме 137,74 * 5 месяцев = 688,70 руб. (л.д.118-122). Указанная сумма числится в составе задолженности в размере 13439,83 руб. истцов за период с марта 2008 года по октябрь 2010 года, образовавшейся в связи с отказом истцов от оплаты расходов по содержанию, текущему и капитальному ремонту, рассчитанных по фактическим затратам ТСЖ. Между тем, начисление налогов в составе платы за жилищную услугу законом не предусмотрено, в связи с чем, требования истцов по списанию долга подлежат удовлетворению частично в сумме 688,70 руб.

Доводы истцов о том, что до настоящего времени ответчик продолжает производить оплату налогов за счет платы за содержание, суд не может принять во внимание, поскольку доказательств возложения на истцов расходов по оплате налогов за другие периоды, суду не представлено.

По вышеизложенным основаниям, суд не находит оснований для взыскания 31714,09 руб., оплаченных за содержание, текущий и капитальный ремонт в период с ноября 2010 года по июнь 2013 года.

Также не имеется оснований для признания незаконными действий председателя ТСЖ Блахтиной АА по единоличному установлению тарифов за содержание, текущий и капитальный ремонт, поскольку тарифы ею не утверждались, а производилось распределение фактически понесенных затрат на каждого собственника.

Доводы истцов о том, что правление ТСЖ необоснованно утвердило тарифы, ввиду истечения срока его полномочий, не могут быть приняты во внимание, поскольку решение правления недействительным не признано.

Требования о компенсации морального вреда, причиненного истцам в связи с предоставлением сведений в УСЗН о наличии задолженности по оплате ЖКУ, повлекшим отказ в предоставлении субсидии, не подлежат удовлетворению, виду отсутствия предусмотренных законом оснований.

В связи с обращением в суд истцом Волковой СИ оплачена госпошлина в сумме 1151 руб.42 коп., оплаченной с предъявленной к взысканию суммы 31714,09 руб., во взыскании которой судом отказано. В связи с этим, оснований для взыскания расходов по госпошлине в пользу истца не имеется.

Между тем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ТСЖ «6 микрорайон дом 19» исключить из суммы к оплате, начисленной Волковой С.И. и Волкову В.Г. за жилое помещение, расположенное по «...», задолженность в сумме 688 рублей 70 копеек, в остальной части иска отказать.

Взыскать с ТСЖ «6 микрорайон дом 19» в доход местного бюджета муниципального образования города Ачинска госпошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Т.Н. Настенко