Дело № 2-5138/2018 г.Всеволожск
17 декабря 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
судьи Курбатовой Э.В.,
при секретаре Ляховой Н.А.
с участием истца Купиной И.В., ее представителя по ордеру от 3 сентября 2018 года адвоката Гловацкого А.М.,
представителя ответчика по доверенности от 21 мая 2018 года Колесникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купиной Ирины Вениаминовны к главе МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным распоряжения № 16 от 28 апреля 2018 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, отмене распоряжения,
у с т а н о в и л:
истец, являясь главой администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ссылаясь на незаконность привлечения ее к дисциплинарной ответственности распоряжением главы МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 16 от 28 апреля 2018 года в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, а именно в ненадлежащем обеспечении деятельности МУКП «Ритуал» МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, связанного с не назначением на протяжении длительного времени генерального директора предприятия взамен уволенного и, как следствие, в ненадлежащем исполнении полномочий по обеспечению осуществления администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области полномочий по решению вопроса местного значения – организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит признать данное распоряжение незаконным и отменить его. Ссылается на то, что в оспариваемом распоряжении не содержится информация о том, за неисполнение каких именно должностных обязанностей, перечисленных в п.2.1 и 2.2 трудового контракта от 29 апреля 2016 года, она привлечена к дисциплинарной ответственности. Указала, что МУКП «Ритуал» не ведет хозяйственной деятельности и не оказывает услуги населению в сфере похоронного дела. В связи с этим в январе 2018 года она (истец) внесла на рассмотрение Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области проект решения о ликвидации муниципального предприятия, однако, решения по данному вопросу принято не было. Указывает также на то, что в соответствии с п.22 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании Распоряжения администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 806 от 4 октября 2001 года, обязанности по вопросам похоронного дела возложены на созданное муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги». Договором от 1 февраля 2006 года, заключенным между МУП «Ритуальные услуги» и администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области предусмотрено, что в соответствии с заказами администрации, предприятие осуществляет организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории МО «Свердловское городское поселение». Данный договор является действующим и организация ритуальных услуг населению и содержание мест захоронения осуществляется данным предприятием. Также указала, что ответчиком нарушен срок привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку об отсутствии директора в МУКП «Ритуал» главе МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области стало известно с 18 февраля 2018 года, в момент снятия вопроса о ликвидации предприятия с повестки дня заседания Совета депутатов. Таким образом, полагает истец, оснований для применения к ней дисциплинарного взыскания за неисполнение должностных обязанней не имелось.
В судебном заседании истец, представитель истца требования иска поддержали, подтвердили изложенные обстоятельства.
Представитель ответчика с иском не согласен, представил письменные возражения, которые приобщены к делу. Указывает, что дисциплинарное взыскание применено к истцу обосновано с соблюдением установленной законом процедуры. Ссылается на то, что в соответствии со ст.25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», направленного в Совет депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области проекта решения с обосновывающими документами, 25 октября 2016 года было принято решение № 57 «О создании муниципального унитарного казенного предприятия «Ритуал» МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Учредителем МУКП «Ритуал» выступила администрация. Таким образом, указывает представитель ответчика, предприятие было создано по инициативе администрации, которая была заинтересована в создании на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела. Указывает на то, что вопрос о ликвидации предприятия, внесенный Купиной И.В. 25 января 2018 года на рассмотрение Совета депутатов, был исключен из повестки дня 8 февраля 2018 года по предложению истца, в дальнейшем данный вопрос на рассмотрение Совета депутатов не вносился. Полагает, что истец, действуя вопреки п.13 ст.6 Положения об администрации, и не назначая на протяжении длительного времени руководителя МКУП «Ритуал», фактически не исполняла полномочия, установленные п.22 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для исполнения которых предприятие создавалось. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон оценив доказательства, приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее ФЗ № 25).
Согласно ст. 3 ФЗ N 25, правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Аналогичные положения закреплены в части 2 ст. 3 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которой, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 25-ФЗ).
Муниципальный служащий обязан, в том числе: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 25-ФЗ).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ч. 1).
Установлено, что Купина И.В. на основании решения Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 23 от 28 апреля 2016 года «О назначении на должность главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» и контракта от 29 апреля 2016 года работает в должности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Права и обязанности главы администрации указаны в разделе 2 контракта.
Глава администрации, в том числе, обязан организовывать, обеспечивать и контролировать исполнение администрацией, ее структурными подразделениями федерального законодательства и законодательства Ленинградской области, Устава, иных муниципальных правовых актов муниципального образования (пункт 2.2.7); обеспечивать в соответствии с Уставом и решениями совета депутатов проведение муниципальной политики на территории муниципального образования (п.2.2.3); обеспечивать организацию работы и осуществлять руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений (п.2.2.4); организовывать, обеспечивать и контролировать исполнение администрацией, ее структурными подразделениями федерального законодательства и законодательства Ленинградской области, Устава, иных муниципальных правовых актов муниципального образования (п.2.2.7); исполнять иные должностные обязанности главы администрации в соответствии с законодательством РФ м Ленинградской области, Уставом, решениями совета депутатов (п.2.2.24).
Глава администрации осуществляет общее руководство деятельностью администрации. Полномочия и порядок деятельности администрации определяются Положением об администрации, принимаемым Советом депутатов по представлению главы администрации (ч.1 ст.54, ч.1 ст.51 Устава).
Пунктами 11 и 13 части 1 ст.54 Устава муниципального образования установлено, что глава администрации назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий и обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения (п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В силу ст.25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" № 8-ФЗ, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Судом установлено, что на основании решения Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 57 от 25 октября 2016 года с целью организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области создано МУКП «Ритуал».
Согласно п.5 решения № 57, администрация МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области выступает учредителем предприятия.
Назначение директора предприятия и заключение с ним трудового договора, согласно п.6 вышеуказанного решения, является обязанностью главы администрации МО «Свердловское городское поселение».
Кроме того, в силу п.4 Порядка принятия решения о создании, реорганизации, изменении вида и ликвидации муниципальных предприятий, утвержденного решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 31 от 29 августа 2017 года администрация, как учредитель предприятия, выступающая инициатором принятия решения о ликвидации предприятия обязана подготовить проект соответствующего решения Совета депутатов.
Из дела видно, что 25 января 2018 года главой администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Купиной И.В. в Совет депутатов муниципального образования внесено предложение о ликвидации предприятия в связи с неосуществлением им деятельности и подготовлен соответствующий проект.
Вопрос о ликвидации МУКП «Ритуал» был включен в повестку дня 8 февраля 2018 года очередного заседания Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, однако, по предложению Купиной И.В., вопрос о ликвидации предприятия был исключен из повестки дня заседания депутатов.
Впоследствии, решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 19 от 14 июня 2018 года МУКП «Ритуал» ликвидировано.
На основании решения Совета депутатов № 18 от 14 июня 2018 года полномочия администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО «Свердловское городское поселение» переданы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Установлено также и сторонами не оспаривается, что после увольнения 14 сентября 2017 года директора МУКП «Ритуал» Халилова А.Р., новый директор не назначался.
Глава муниципального образования в соответствии со ст.193 Трудового кодекса РФ 12 апреля 2018 года затребовала от истца письменные объяснения, которые представлены Купиной И.В. 16 апреля 2018 года. Содержание объяснений работника сводится к отсутствию основания для привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку в январе 2018 года ею вносился на рассмотрение Совета депутатов проект решения о ликвидации предприятия.
Распоряжением главы МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28 апреля 2018 года № 16 глава администрации Купина И.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, а именно в ненадлежащем обеспечении деятельности МУКП «Ритуал» МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, связанного с не назначением на протяжении длительного времени генерального директора предприятия взамен уволенного и, как следствие, в ненадлежащем исполнении полномочий по обеспечению осуществления администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области полномочий по решению вопроса местного значения – организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Суд приходит к выводу о незаконности привлечения истца к дисциплинарной ответственности на основании вышеуказанного распоряжения главы муниципального образования.
Из ответа исполняющего обязанности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области следует, что с момента создания МУКП «Ритуал» предприятием не осуществлялась финансово-хозяйственная деятельность, смета расходов не утверждалась, заработная плата сотрудникам не начислялась и не выплачивалась, налоговая и бухгалтерская отчетность не предоставлялась.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что штатное расписание и штатное замещение предприятием не утверждались.
Также из дела видно, что согласно договору об обслуживании и эксплуатации муниципальных кладбищ на территории МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 1 февраля 2006 года и дополнительному соглашению к нему от 23 апреля 2013 года № 1 в период с 1 февраля 2006 года по 23 ноября 2017 года обслуживание и эксплуатацию муниципальных кладбищ на территории Свердловского городского поселения осуществляло МП «Ритуальные услуги». В настоящее время деятельность по обслуживанию и эксплуатации вышеуказанных муниципальных кладбищ осуществляет ООО «БИС», заключившее с МП «Ритуальные услуги» соответствующий договор от 26 апреля 2017 года № 1.
В справке МБУ «Ритуальные услуги» от 13 декабря 2018 года указано, что обслуживание и эксплуатация кладбищ в период с 1 февраля 2016 года по настоящее время осуществляется непрерывно, информацией о наличии жалоб от населения на ненадлежащее осуществление вышеуказанных работ МБУ «Ритуальные услуги» не располагает.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МУКП «Ритуал» фактически с момента его создания деятельность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области не осуществляло.
Вместе с тем, как установлено судом, организация похоронного дела на территории поселения осуществляется посредством специализированных служб в соответствии с положениями Федерального закона № 8-ФЗ «О похоронном деле», то есть организация ритуальных услуг обеспечена на территории поселения должным образом посредством передачи данный функций на уровень муниципального района.
Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей.
При этом виновное поведение работника можно усмотреть в перечисленных законом обстоятельствах, наступление которых тесно связано с его участием, то есть в обстоятельствах, представляющих собой виновный поступок, а не событие.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности не имеется, поскольку отсутствует виновное неисполнение истцом должностных обязанностей.
Кроме того, суд соглашается с доводами иска в части несоблюдения ответчиком месячного срока привлечения истца к дисциплинарной ответственности, установленного положениями ст.193 Трудового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить распоряжение главы МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 16 от 28 апреля 2018 года о применении к Купиной Ирине Вениаминовне дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья