ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5139/14 от 17.12.2014 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-5139/14 17 декабря 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:судьи Муравлевой О.В.,при секретаре Покатиловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Новгородской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ЗЭТ-Телеком» о защите прав неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Роспотребнадзора по Новгородской области обратились в суд с иском к ответчику ООО «ЗЭТ-Телеком» о защите прав неопределенного круга лиц и просят: признать действия ООО «ЗЭТ-Телеком» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся во включении в типовую форму Договора об оказании услуг телематических служб, условий, ущемляющих прав потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей; обязать ООО «ЗЭТ-Телеком» прекратить противоправные действия. В случае удовлетворения иска обязать ответчика довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу через печатное средство массовой информации - газету «Новгородские ведомости». В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что оператор связи ООО «ЗЭТ-Телеком» разрабатывает и утверждает условия договора об оказании услуг телематических служб, ущемляющими права граждан, что было установлено в ходе проведения мероприятий по контролю в отношении ООО «ЗЭТ-Телеком» (л.д.2-10).

Истец Управление Роспотребнадзора по Новгородской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд представитель не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик – ООО «ЗЭТ-Телеком» - представитель ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, представил доказательства того, что исковые требования истца исполнены в добровольном порядке, отредактирована и введена новая форма договора телематических услуг с абонентами на территории Новгородской области и города Великого Новгорода. Кроме того, население проинформировано об изменении договора путем опубликования информации в городской газете «Новгородские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск .

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба находится в подчинении Правительства РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории

Новгородской области Служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области.

Согласно п.п. 8.2, 8.3 «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области», утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ, Управление осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими -лицами и гражданами обязательных требований в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 8.19 Положения Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Из материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в отношении ООО «ЗЭТ-Телеком», место осуществления деятельности: <адрес>, было проведено внеплановое мероприятие по контролю нарушений действующего законодательства.

Административным органом в ходе проведения внепланового мероприятия по контролю было установлено, что оператор связи разрабатывает и утверждает соответствующие условия договора, предлагаемые к заключению гражданам. Однако содержание указанных документов не должно противоречить законам и иным правовым актам.

При внеплановой проверке оператором связи была представлена типовая форма Договора об оказании услуг телематических служб, утвержденная Приказом , копия Договора об оказании услуг телематических служб от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с потребителем

Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в ходе проведения мероприятия по контролю исследовались вышеуказанные документы на предмет соответствия правилам, установленным законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Административным органом были выявлены в исследованных договорах условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством РФ.

В соответствии сп. 6.6 Типовой формы договора, Договора с потребителем: «Вся прямая или косвенная ответственность Оператора по настоящему Договору ограниченна только применением п.6.5 настоящего Договора».

В соответствии с п. 6.5 Типовой формы договора, Договора с потребителем «В случае прекращения предоставления Услуг по вине Оператора свыше 72 часов, Оператор, по требованию Клиента, компенсирует каждый день простоя в двойном размере, путем предоставления скидки в следующем календарном месяце. Время отсутствия Услуг учитывается, начиная с момента обращения Клиента в службу технической поддержки Оператора».

Однако, указанные условия противоречат нормам действующего законодательства.

Согласно ст.9 Федерального Закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.01.1996г. №15-ФЗ в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно п.1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 45 Федерального Закона «О связи» от 07.07.2003 года №126-ФЗ договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

В соответствии с п.64 «Правил оказания телематических услуг связи», утвержденных Постановлением Правительства от 10.09.2007 года №575 при нарушении сроков предоставления доступа к сети передачи данных оператор связи уплачивает абоненту-гражданину неустойку в размере 3 процентов платы за предоставление доступа к сети передачи данных за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети передачи данных, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более размера предусмотренной договором платы.

В соответствии с п. 65 «Правил оказания телематических услуг связи» в случае нарушения оператором связи установленных сроков оказания телематических услуг связи абонент и (или) пользователь вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных им в связи с нарушением указанных сроков.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Таким образом, включение п. 6.5 Типовой формы договора, Договора с потребителем лишает потребителя его законного права на возмещение неустойки и понесенных убытков. Следовательно, ограничение указанного права является ущемлением прав потребителей.

В соответствии с п. 7.7 Типовой формы договора, Договора с потребителем: «Ни при каких обстоятельствах Оператор не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб, причиненный Клиенту или третьим лицам в результате использования или невозможности использования услуг, или понесенный в результате ошибок, пропусков, перерывов в работе, удаления файлов, изменений функций, дефектов, задержек в работе при использовании услуг.». Указанное условие также противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно п. 62 «Правил оказания телематических услуг связи» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в следующих случаях:

а) нарушение сроков предоставления доступа к сети передачи данных с
использованием абонентской линии;

б) нарушение предусмотренных договором сроков оказания телематических услуг
связи;

в) неоказание телематических услуг связи, предусмотренных договором;

г) некачественное оказание телематических услуг связи;

д) нарушение установленных ограничений на распространение сведений об
абоненте-гражданине, ставших известными оператору связи ввиду исполнения договора.

Согласно п.64 «Правил оказания телематических услуг связи» при нарушении сроков предоставления доступа к сети передачи данных оператор связи уплачивает абоненту-гражданину неустойку в размере 3 процентов платы за предоставление доступа к сети передачи данных за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети передачи данных, если бодее высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более размера предусмотренной договором платы.

В соответствии с п. 65 «Правил оказания телематических услуг связи» в случае нарушения оператором связи установленных сроков оказания телематических услуг связи абонент и (или) пользователь вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных им в связи с нарушением указанных сроков.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, законодательством РФ предусмотрено, что оператор за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в виде возмещения убытков, причиненных абоненту и (или) пользователю, следовательно, условие п. 7.7 Типовой формы договора, Договора с потребителем, ущемляет права потребителей.

В соответствии с п. 7.8Типовой формы договора, Договора с потребителем: «Клиент, обязуется не делать Оператора ответчиком или соответчиком по любым обязательствам, расходам, а также по любым прямым или косвенным убыткам, связанным с:

- периодически возникающей не возможностью доступа к услугам для Клиента или третьих лиц; использованием третьими лицами предоставленных Клиенту услуг и возможностей, связанных с услугами;

- последующим использованием ресурсов и возможностей глобальной сети Интернет, имеющим место вследствие доступа к услугам;

- помещением, получением или неполучением любого сообщения, информации, программного обеспечения или других материалов в сети Интернет Клиентом или третьими лицами;

- изменением параметров оказываемых Клиенту услуг;

- отключением, или приостановлением оказания Клиенту услуг;

- несвоевременным оказанием Клиенту требующихся ему услуг;

- несвоевременным уведомлением Клиента и прочих лиц об отключении, приостановлении или изменении параметров оказываемых Клиенту услуг.».

В соответствии со ст. 17 Закон РФ «О защите прав потребителей» защита прав осуществляется судом.

В соответствии с п. 56 «Правил оказания телематических услуг связи» абонент и (или) пользователь вправе обжаловать решение и действие (бездействие) оператора связи, связанные с оказанием телематических услуг связи.

Согласно п. 59 «Правил оказания телематических услуг связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию телематических услуг связи абонент и (или) пользователь до обращения в суд предъявляют оператору связи претензию.

Согласно п.9 ст. 55 ФЗ «О связи» при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Таким образом, включение условия п.7.8 вТиповую форму договора, Договора с потребителем, лишает потребителя его законного права на судебную защиту своих прав. Следовательно, ограничение указанного права является ущемлением прав потребителей.

В соответствии с п. 7.11.4 Типовой формы договора, Договора с потребителем: «Несоблюдение пунктов 7.11.1-7.11.3 ведет к немедленному отключению Абонента от Сети и расторжения договора в одностороннем порядке».

Данное условие противоречит п. 47 «Правил оказания телематических услуг связи», согласно которому в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или в случае нарушения абонентом требований, установленных договором, в том числе срока оплаты оказанных телематических услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание телематических услуг связи до устранения нарушения, письменно уведомив об этом абонента. Если абонент не устранит нарушение в течение 6 месяцев с даты получения им письменного уведомления оператора связи о намерении приостановить оказание телематических услуг связи, оператор связи вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Из изложенного следует, что возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке со стороны оператора связи предусмотрена в случае неоплаты по договору, либо в случаях, предусмотренных законом. На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В отношениях с гражданами-потребителями односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, если иное не вытекает из закона. В силу статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон. Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ч. 2 ст. 452 ГК РФ). Таким образом, установление дополнительных условий для расторжения договора со стороны исполнителя в одностороннем порядке не основано на законе и ущемляет права потребителей.

В соответствии с п. 9.2 Типовой формы договора, Договора с потребителем: «оператор вправе в одностороннем порядке изменять условия настоящего Договора, предварительно уведомив Клиента путем размещения информации на сайте www, inlerzel. ги. Клиент соглашается и признает, что внесение изменений в Договор Оферты влечет за собой внесение изменений в заключенный и действующий между клиентом и Оператором Договор и эти изменения в Договор вступают в силу одновременно с такими изменениями в Договоре Оферты.».

Согласно п. 50 «Правил оказания телематических услуг связи» внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору.

Согласно ч.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Для потребительских отношений (когда одна из сторон не осуществляет предпринимательской деятельности и заключает договор для удовлетворения личных нужд) на одностороннее изменение условий договора накладывается ограничения, установленные ст. 310 ГК РФ.

В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В силу ч. 1,2 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, положения позволяющие оператору, в одностороннем порядке изменять условия договора, ущемляет права потребителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 400 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей признаются недействительными.

По общему правилу, закрепленному ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

Однако, несмотря на то, что согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и могут заключать договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а понуждение к заключению договора не допускается, любой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, как того требует ст. 422 ГК РФ.

В имущественных отношениях граждане выступают экономически слабым субъектом, что всегда создает определенный потенциал ущемления их прав. Кроме того, физическое лицо, как субъект экономических отношений, обладает заведомо меньшими правовыми познаниями, нежели профессиональный субъект предпринимательской деятельности, что предусмотрено нормами п. 4 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которым «...необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги)». Поскольку правовое регулирование основано на принципах справедливости, указанные обстоятельства приводят к необходимости создавать дополнительные гарантии экономических прав менее слабых субъектов. Противоправность действий оператора связи (исполнителя) заключается во включении в типовую форму Договора об оказании услуг телематических служб условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Управлением Роспотребнадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений ООО «ЗЭТ-Телеком», которым оператору связи предписано Типовую форму Договора об оказании услуг телематических служб привести в соответствие с действующим законодательством, исключив из Договора об оказании услуг телематических служб перечисленные условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ области защиты прав потребителей.

В адрес Управлением Роспотребнадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступило Уведомление об исполнении предписания (исх.).

Согласно Уведомления об исполнении предписания ООО «ЗЭТ-Телеком» утвердило новую редакцию Договора об оказании услуг телематической связи физическим лицам, также утвердило Правила оказания услуг телематической связи ООО «ЗЭТ-Телеком» физическим лицам в прилагаемой редакции. Вышеперечисленные документы утверждены Приказом , который вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением установлено, что в новой редакции Договора об оказании услуг телематической связи физическим лицам включены условия ущемляющее права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель -гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Определить полный перечень потребителей, с которыми оператор связи заключил договор об оказании услуг телематических служб, и которые пострадали от действий оператора связи, в связи с их многочисленностью не представляется возможным. Следует учесть, что данные условия затрагивают интересы неопределенного круга потребителей, т.к. определяют права, обязанности граждан, использующих услуги оператора связи.

Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец ссылается на то, что ООО «ЗЭТ-Телеком» на протяжении длительного времени и неоднократно нарушал и нарушает требования законодательства о защите прав потребителей и тем самым нарушает права потребителей.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В судебном заседании представитель ответчика утверждал, что ООО «ЗЭТ-Телеком» отредактирована и введена новая форма договора телематических услуг с абонентами на территории <адрес> и <адрес>. Кроме того, население проинформировано об изменении договора путем опубликования информации в городской газете «Новгородские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск .

Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком доказательствами: актом о подключении к сети оператора, публикацией в газете «Новгородские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск .

Доказательств обратного истцом не представлено.

Таким образом, поскольку ООО «ЗЭТ-Телеком» в добровольном порядке исполнены требования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, суд не находит основания для удовлетворения требований, в связи с чем, приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Новгородской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ЗЭТ-Телеком» о защите прав неопределенного круга лиц, надлежит отказать.

Истцом при предъявлении искового заявления в суд не была оплачена государственная пошлина.

Поскольку требования были удовлетворены в период рассмотрения настоящего спора, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга надлежит взыскать государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На основании изложенного Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.12 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Новгородской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ЗЭТ-Телеком» о признании действий ООО «ЗЭТ-Телеком» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся во включении в типовую форму Договора об оказании услуг телематических служб, условий, ущемляющих прав потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей; обязании ООО «ЗЭТ-Телеком» прекратить противоправные действия, доведении до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу через печатное средство массовой информации - газету «Новгородские ведомости», отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЗЭТ-Телеком» государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

СУДЬЯ